· Прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей учащихся.
· Положительный эмоциональный фон обучения.
· Коллективный характер обучения и учет индивидуаль-ных способностей студентов.
· Гуманизация и гуманитаризация обучения.
· Компьютеризация обучения.
· Интегративность обучения, учет межпредметных связей.
· Инновативность обучения [95]
В последнее время высказываются идеи о выделении группы принципов обучения в высшей школе, которые синтезировали бы все существующие принципы:
· ориентированность высшего образования на развитие лич-ности будущего специалиста;
· соответствие содержания вузовского образования совре-менным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий);
· оптимальное сочетание общих, групповых и индивиду-альных форм организации учебного процесса в вузе;
· рациональное применение современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов;
· соответствие результатов подготовки специалистов требо-ваниям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности; обеспечение их конку-рентоспособности.
6. Содержание высшего профессионального образования. Содержание образования - специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере.
Содержание образования - тот конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые выражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качеств.
Общие требования к содержанию образования выработаны Е.П. Белозерцевым [9], которые представляют собой своего рода императив отбора содержания высшего профессионального образования:
1. Содержание образования - один из факторов экономического и социального прогресса, оно должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства.
2. Содержание образования призвано обеспечивать: соответствующий мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающихся картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения), интеграции личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
3. Профессиональное образование любого уровня направлено на получение молодыми людьми профессии и соответствующей квалификации.
4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, между народами независимо от их расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и суждений.
Содержание профессионального образования -- система знаний, уме-ний и навыков, обеспечивающих подготовку к профессиональной деятельно-сти [73]. Оно включает:
· сумму понятий, положений, алгоритмов и современных тео-рий, объясняющих явления, которые происходят в природе, обществе, куль-туре и технике;
· сумму знаний о предметах, орудиях труда и механизмах, применяемых в процессе труда;
· обучение способам деятельности, гаран-тирующим формирование профессиональных умений и навыков.
Содержание подготовки любого специалиста является основной частью педагогической системы. Содержание обучения выполняет разнообразные функции:
· Информативную;
· Методологическую;
· Обучающую;
· Развивающую;
· Воспитательную.
Принципы формирования содержания образования -- основные по-ложения, которыми руководствуются при разработке содержания образова-ния и содержания обучения. Наряду с общедидактическими (принципы на-учности, развивающего характера обучения, связи теории с практикой, сис-тематичности и последовательности, доступности) выделяют специфичес-кие принципы, связанные с профессиональным образованием:
· соответствия содержания образования и обучения целям подготовки специалиста;
· деятельностного подхода к определению содержания обучения;
· опережающего (прогностического) характера формирования содержания;
· учета зако-номерностей профессионального становления и развития личности.
Содержание профессиональной подготовки специалистов отражено в следующих программных документах:
Стандарт профессионального образования может быть: международный, государственный и региональный [7].
Государственный образовательный стандарт призван обеспечить сохранение единства образовательного пространства, возможность непрерывного образования, академическую мобильность, рациональные траты финансовых и материальных ресурсов. Стандарты должны соответствовать запросам личности, отечества и государства, возможностям их реализации и иметь инструментально-технологическую организацию, опирающуюся на достаточно строго определенные эталоны.
7. Классификация методов обучения. Одна из важнейших проблем дидактики - проблема методов обучения - остается актуальной как в теоретическом, так и непосредственно в практическом плане. В зависимости от ее решения находятся сам учебный процесс, деятельность преподавателя и студентов, а следовательно, и результат обучения в высшей школе в целом.
Термин "метод" происходит от греческого слова "methodos", что означает путь, способ продвижения к истине. Этимология этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории. Так, например, в философском энциклопедическом словаре под методом в самом общем значении понимается “способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности”
Метод обучения - способ представления (подачи) информации студенту в ходе его познавательной деятельности. Это те действия, которые взаимосвязывают педагога и студента, то есть бинарные, двойственные по своей сути.
В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения".
Классификация методов по характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых. Эту весьма продуктивную классификацию еще в 1965 г. предложили И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин. Они предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.
1. Объяснительно-иллюстративный метод. Учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.
2. Репродуктивный метод. К нему относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.
3. Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется.
4. Частично-поисковый, или эвристический, метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Такой метод, одна из разновидностей которого - эвристическая беседа, - проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию на семинарах и коллоквиумах.
5. Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.
Распространенная классификация методов построена на основе выделения источников передачи содержания. Это словесные, практические и наглядные методы:
· Словесные: Рассказ, беседа, инструктаж и др.
· Практические методы: Упражнение, тренировка, самоуправление и др.
· Наглядные методы: Иллюстрирование, показ, предъявление материала.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6