Рефераты. Организация и методика развития воображения у детей 6-ти лет в художественной деятельности

Организация и методика развития воображения у детей 6-ти лет в художественной деятельности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. А.И.ГЕРЦЕНА

Кафедра педагогики и психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: “ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕОДИКИ РАЗВИТИЯ

ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ В

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ”

ВЫПОЛНИЛА:

Научный руководитель:

Санкт-Петербург

2002 г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е:

ВВЕДЕНИЕ - 3

1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

1.1. Сущность воображения как

психического процесса

1.2. Механизм творческого воображения

1.3. Особенности развития творческого

воображения в дошкольном детстве

2. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ КОНСТАТИРУЮЩЕГО И ФОРМИ-

РУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТОВ

2.1. Теоретического обоснование методики развития воображения

2.2. Организация констатирующего и

формирующего экспериментов

3.ВЫВОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Воображение человека всегда выступает как отражение свойств его личности, его психологического состояния. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может “жить” в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое фиксируется в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

В преддверии радикальной реформы в сфере образования и воспитания проблема развития творческого потенциала подрастающего поколения стоит как никогда остро и актуально. Ориентация на творчество и сегодня является мировоззренческой установкой современной системы образования и воспитания, в том числе дошкольного.

Последние исследования свидетельствуют о непосредственной роли воображения в умственном развитии ребенка, а также общего психического развития.

В педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития воображения у дошкольников еще мало разработаны. В то время, как эта область представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в воспитании детей, их подготовки к обучению в школе.

ЦЕЛЬ исследования: изучение особенностей формирования творческого воображения дошкольников в художественной деятельности.

ЗАДАЧИ исследования:

1.Выявление психолого-педагогических проблем развития воображения у дошкольников.

2.Определение и апробирование комплекса методик в целях выявления уровня развития воображения у детей путем проведения констатирующего и формирующего экспериментов.

3.Анализ результатов диагностики уровня развития воображения дошкольников до и после их обучения по специальным методикам.

МЕТОДЫ исследования:

Для диагностики креативных способностей дошкольников в исследовании использовались следующие методики:

-“Неполные фигуры”;

-“Нарисуй слово”.

1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ

ДЕТСТВЕ

1.1.Сущность воображения как

психического процесса

Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение - это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи./;с.10/.

Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Прежде чем что-либо сделать, человек представляет, что надо сделать и как он это будет делать. Таким образом он заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготавливаться в последующей практической деятельности.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний их тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имевшихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет слово.

Слово служит источником появления образов воображения, контролирует их путь становления, является средством их удержания, закрепления, изменения.

Источник воображения - объективная реальность.

Исследователи выделяют несколько видов воображения, среди которых основные - пассивное и активное. Пассивное, в свою очередь, делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидная фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Близко к этим видам воображения находится эмпатия - способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать.

С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм.

Рассматривая процесс воображения, следует сказать, что воображение выполняет в жизни индивида ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная функция особо разрабатывается в психоанализе.

Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составления таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. /;с.225/.

Следует иметь в виду,что существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека, а также возрастные особенности.

В рамках данного исследования особый интерес представляет механизм творческого воображения, который мы рассмотрим далее.

1.2.Механизм творческого воображения

Научное исследование стадий творческого процесса было начато в ХХ веке английским ученым Г.Уоллесом (1926 г.). Он выделил четыре стадии процесса творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку.//. Эта схема претерпела впоследствии лишь незначительные изменения.

В последнее время ведущими в области изучения креативности (творческих способностей человека) являются исследования Дж.Гилфорда // и П.Торренса //.

Гилфорд понимает под креативностью систему качественно различных факторов, которые располагаются внутри общей модели интеллекта. Он выделил четыре основных фактора креативности:

1.Оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, отдаленные ответы;

2.Семантическая гибкость - способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование;

3.Образная адаптивная гибкость - способность изменить форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые возможности;

4.Семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать новые идеи в сравнительно ограниченной ситуации.

Проблемы творческого процесса широко разрабатывались и в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегративного показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель определяется как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов или же рассматривается как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления вообще и творческого мышления, в частности./;/.

Психологический анализ творческой деятельности указывает на ее огромную сложность. Она возникает не сразу, а очень медленно, постепенно, развивается из более элементарных и простых форм в более сложные. Она во многом зависит от накопленного человеком опыта.

В этой связи можно говорить о наиболее важном законе, которому подчиняется творческое воображение: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии./;с.4/.

Важнейшими составными частями процесса творческого воображения являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Диссоциация заключается в том, что сложное целое как бы “рассекается” н части, одни из которых преимущественно выделяются по сравнению с другими, сохраняются, другие забываются. Диссоциация является необходимым условием для будущей деятельности фантазии. Ассоциация - это объединение диссоциированных и измененных элементов.

Таким образом, воображение творчески преобразует действительность, оно способно давать новые и неожиданные результаты.

1.3.Особенности развития творческого

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.