Образование и педагогика за рубежом в первой половине ХХ в.
ПЛАН
1. Педагогический традиционализм (социальная, религиозная и философская педагогика).
2. Реформаторская педагогика.
3. Свободное воспитание, экспериментальная педагогика, педагогика прагматизма, трудовое обучение и воспитание.
4. Модернизация учебно-воспитательного процесса. Экспериментальные школы.
В первой половине ХХ в. в мировой школе и педагогике проис-ходили существенные сдвиги. Этому способствовали многие важ-ные факторы: возрастающий объем знаний, умений, навыков, ко-торые должны были усвоить учащиеся, результаты исследований о природе детства, опыт пилотных учебных заведений. Заметно выросло число педагогических центров (кафедры, лаборатории, научно-исследовательские учреждения); умножались и усиливались контакты педагогов в национальном и международном масштабе. Система образования подверглась острой критике. Школа вос-принималась как устаревшая, не соответствовавшая уровню про-изводства, науки и культуры, не отвечавшая потребностям подрас-тающего поколения, нуждавшегося в качественно иной подготовке. Потребность обновления образования и педагогики становилась все более актуальной. Пересмотр педагогических установок, пере-стройка образования выросли в важную национальную проблему ведущих стран мира.
Незыблемые прежде гербартианство и спенсерианство оказа-лись под вопросом. Направленные главным образом на формирова-ние культуры мышления, эти традиционные концепции предусмат-ривали жесткое управление педагогическим процессом, отводили в обучении и воспитании первостепенную роль учителю. Подобные установки вели к чрезмерному интеллектуализму полноценного об-разования, порождали авторитарное вмешательство в процесс уче-ния, лишали учащихся самостоятельности, ограничивая их иници-ативу регламентированием.
5. Модернизация учебно-воспитательного процесса. Экспериментальные школы.
В течение первой половины 1900-х гг. произошли серьезные изменения в образовательных институтах, прежде всего в обще-образовательной школе. Была предпринята перестройка школ первой и второй ступеней, значительно изменились система уп-равления учебными заведениями, сроки обязательного обучения, социальный состав и контингент учащихся частных учебных за-ведений. Особенно отчетливо характерные тенденции перестрой-ки мировой школы проявились в ведущих зарубежных странах.
В результате реформ укрепились основы обязательного бес-платного начального обучения и платного (в США и Франции - - бесплатного) государственного среднего образования, была сохранена система частного образования, сохранилась привилегия состо-ятельных слоев общества на полноценное образование, утвердились две модели управления школой - централизованная и децентрали-зованная, форсированно развивалось среднее профессионально-тех-ническое образование, расширилась программа начального обуче-ния, появились промежуточные типы школ между начальным и средним образованием, увеличился объем естественнонаучного сред-него образования. Эти общие тенденции получили в отдельных стра-нах специфическое выражение.
В США действовала система бесплатного обучения до 16 лет (в ряде штатов до 18 лет). Функционировали две структуры обще-образовательной школы: 8+4 (восьмилетнее начальное и четы-рехлетнее среднее образование); 6+3+3 (шестилетнее начальное образование, трехлетняя младшая и трехлетняя старшая средние школы - хай скул). Действовали частные школы, в том числе и элитарные (академии). Местные власти располагали значитель-ной самостоятельностью при определении сроков обучения, раз-работке учебных программ, планов и пр. Координирующие функ-ции выполнял федеральный Департамент по образованию.
В США происходил бурный рост среднего образования, больше становилось среди учеников представителей националь-ных меньшинств.
В Англии существовали два типа общеобразовательной школы: начальная и средняя. Учебные заведения всех типов, которые дети посещали до 11-летнего возраста, именовались начальными. Школы, где обучались подростки с 11 до 17-летнего возраста, считались сред-ними учебными заведениями. До 14 лет дети обучались бесплатно. К средним учебным заведениям относились грамматическая, совре-менная и центральная школы. Сохранялись частные учебные заве-дения, в том числе элитарные публичные школы. Средние учебные заведения были наиболее полноценными общеобразовательными уч-реждениями. Выпускники грамматических и публичных школ имели доступ в высшие учебные заведения университетского типа. Выпускники современной школы пополняли ряды среднего класса британ-ского общества. Выпускники центральной школы получали обра-зование с уклоном на профессионально-техническую подготовку. Центральное управление просвещением пользовалось влиянием прежде всего в общественных учебных заведениях.
В Германии до начала 1930-х гг. существовала система бесплат-ного начального и платного среднего образования, общеобразовательная школа трех типов. В рамках этой системы действовала единая четырехлет-няя первая ступень начального образования - основная школа, обя-зательная для детей в возрасте от 6 до 10 лет. Над нею параллельно друг другу стояли учебные заведения трех типов: 1) народная школа для 10-14-летних; 2) повышенная народная школа для 10-16-летних; 3) средняя школа с девятилетним курсом обучения. Насчитывалось три основных варианта средней школы: гимназия, реальное училище и высшее немецкое училище. Школы первых двух типов вели в про-фессиональные учебные заведения и были учреждениями начально-го образования. Средняя школа открывала путь в университет.
5. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учебник для студ. высш.учебн. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
6. История педагогики и образования: Учебное пособие для педагог. учебных заведений / Под. ред. А.И.Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2004.
7. Коджаспирова Г.М.. История и философия образования в таблицах и схемах. М., 1998.
8. Корнетов Г.Е. Всемирная история педагогики. М., 1994.
9. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2003.
10. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч.1-3. М., 1988-1991.
11. Френе С. Избранные педагогические сочинения / Пер. с франц. М., 1990.