Рефераты. Нетрадиционные формы обучения русскому языку

§ 2.2 Урок - конкурс по теме «Имя существительное».

(Повторительно - обобщающий урок в форме деловой игры)

Цель урока:

1) совершенствование орфографических и пунктуационных навыков повторение орфограмм, изученных в теме «Имя существительное»; повторение знаков препинания в простом сложном предложениях;

2) повторение теоретических понятий по теме и известных сведений по фразеологии, синтаксису и пунктуации;

3) воспитание интереса к урокам русского языка;

4) формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения.

Предварительная подготовка к уроку такова.

За две недели до урока учащимся было дано задание:

разбиться на группы (команды) (по интересам, личной симпатии, классной дружбе, по желанию и т.д.) по 5-6 человек (всего 5 команд) и выбрать в каждой команде капитана, который будет руководить и предварительной подготовкой (кто будет рисовать схемы, таблицы; кто - учит правила, кто - подыскивать примеры, кто - подбирать текст, кто работать со словарём и т.д.), подготовиться к конкурсам:

а) «Нарисуй схему, таблицу»;

б) «Загадка»;

в) «Пунктуация»;

г) «Кто больше» (написать по памяти фразеологизмы со словом «Звезда»);

д) «Угадай слово».

Всё условия конкурса обговариваются заранее.

Оборудование и оформление урока:

Сдвигаются парты, каждая команда садится кружком, но так, чтобы были хорошо видны все остальные члены команды, на парте каждой команды порядковый номер (№ 1,№ 2,№ 3,№ 4,№ 5 - красиво оформление),

подготовленная к работе доска (для пятерых - по одному от каждой команды); подготовленные таблицы, схемы (на ватмане красочно оформленные), листы с загадками.

Выбираются жюри на 5-ти человек (у меня было 3-ое студентов и 2-ое учащихся).

Каждый конкурс оценивается по 5-ти бальной системе, побеждает команда, набравшая наибольшее кол-во баллов в сумме.

Победители награждаются медалью (деревянной) с надписью «Лучшему знатоку русского языка».

Ход урока-конкурса:

Объявляется 1-й конкурс. «Нарисуй таблицу, схему»

Первая команда даёт задание второй, вторая - третьей, третья - четвертой, четвертая - пятой, пятая - первой (и так в каждом конкурсе).

Задание (первая команда даёт задание второй)

1. Предоставляется таблица (или схема) и предлагается дать ей название, т.е. сказать, о какой орфограмме идут речь, назвать вид орфограммы рассказать правило, привести как можно больше примеров на это правило.

Ь пишется

Ь не пишется

1.В существительных ж.р. 3скл.

2.В глаголах 2 л. ед. ч.

3.В неопределённой форме глагола

. В существительных не 3скл.

2. В кратких прилагательных

Участники команды № 2 отвечают, что это таблица называется «Мягкий знак после шипящих», рассказывают правило, приводят примеры.

Задание даёт вторая команда третьей.

СХЕМА

После

Д

Д

З Ч

С

Ж

в остальных случаях пишется буква Щ.

Вторая команда отвечает, что это схема к орфограмме «Буквы Ч и Щ в суффиксах -чик (-щик)». Рассказывают правило, приводят примеры.

Задание даёт третья команда четвертой.

-ек - если гласная выпадает

-ик - если гласная не выпадает

Четвертая команда отвечает, что это схема к орфограмме «Буквы Е и И в суффиксах -ек, -ик».

Рассказывают правило, приводят примеры.

Задание даёт четвертая команда пятой.

Представляется таблица

Падеж

Склонение существительных на

1 2 3 -ия -ий -ие

Р

Д

П

-и(ы) - -и -и - -

-е - -и -и - -

-е -е -и -и -и -и

Команда № 5 отвечает, что таблица называется «Буквы Е - И в падежных окончаниях имён существительных». Рассказывают правило, приводят примеры.

Задание даёт пятая команда первой.

После Ж, Ч, Ш, Щ, Ц в суффиксах окончаниях О

Е

(в безударном положении)

Команда № 1 отвечает, что эта схема к орфограмме «Буквы О - Е после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах существительных». Рассказывают правило, приводят примеры.

Жюри подводит итог по первому конкурсу.

Конкурс № 2 «Загадка»

Отрабатывается навык правильного написания НЕ с существительными. Задание в этом конкурсе заключалось в том, что каждая команда должна была придумать загадку, использовав в тексте орфограмму «Не с существительным». Каждой команде предлагается загадка, правильно написанная и красиво оформленная на большом листе бумаги.

Задание предусматривало:

Загадку отгадать и рассказать правило «НЕ с существительными», объяснить написанное в тексте.

Задание к конкурсу «Пунктуация»

1. Месяц величаво подняли на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.

[...], (чтобы …) (Н.В.Гоголь)

2. В Диканьке никто не слышал, как чёрт украл месяц.

[...],(как…) (Н.В.Гоголь)

3. Бедный дьяк не смел даже изъявить кашлем и кряхтением боли, когда сел ему почти на голову тяжёлый мужик и поместил свои намёрзнувшие на морозе сапоги по обеим сторонам от висков.

[…], (когда…) (Н.В.Гоголь)

4. Тут кузнец присел к огромным мешкам, перевязал их крепче и готовился взвалить себе на плечи.

= , = и = (Н.В.Гоголь)

5. Часто между колядками слышалась какая-нибудь весёлая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых казаков.

[...], (которую…) (Н.В.Гоголь)

6. В другом месте девушки ловили парубка, подставляли ему ногу, и он летел вместе с мешком стремглав на землю.

1) , и 2) (Н.В.Гоголь)

7. Толстый пацюк поднял голову и снова начал хлебать галушки.

= и = (Н.В.Гоголь)

8. В это время вареник выплеснул из миски, шлепнулся в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот.

=, = , = , = и = (Н.В.Гоголь)

9. Пацюк съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова.

Конкурс №3

Задание заключалось в следующем. Каждой команде предлагается карточка, на которой записано предложение (простое или сложное) с пропущенными знаками препинания. Нужно было расставить знаки препинания (прямо в карточке), подчеркнуть грамматические основы, начертить схему предложения.

Затем к доске приглашаются представители от каждой команды. Они (по очереди) читают своё предложение, называют грамматические основы (устно), а на доске чертят только схемы.

Конкурс №4

Заранее подготовленная ученица читает выразительно (наизусть) стихотворение Баратынского «Звезда».

Взгляни на звезды: много звёзд

В безмолвии ночном.

Горит, блестит кругом луны

На небе голубом.

Взгляни на звезды: между них

Милее всех одна

За что же? Ранее встаёт,

Ярчей горит она?..

Нет! Утешает свет её

Расставшихся друзей,

Их взоры, в синей вышине

Встречаются на ней.

Задание: Записать на доске как можно больше фразеологизмов со словом «Звезда» (пишут на доске все 5 человек - по 1-му от каждой команды) кто быстрее и лучше.

Например:

Считать звёзды, путеводная звезда, родиться под счастливой звездой, хватать звезды с неба и т.д.

Затем повторяются известные сведения по фразеологии синтаксису.

Конкурс №5

Суть этого конкурса заключается в следующем: нужно ответить на шуточный вопрос, записать правильно эти слова - ответы, определить способ образования слова «броненосец», назвать другие способы образования имён существительных.

Вопросы:

Почему не говорят пёс зимы, а говорят кот лета? /Котлета/

Почему не говорят фрегат рая, а говорят бриг ада? /Бригада/

Почему говорят: «Жень, щина!»/Женщина/, а не «Саша, суп неси!»?

Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? /броненосец/.

Итоги конкурса: Жюри подсчитывает баллы, определяется команда победителей. Всем участникам команды победителей вручают книги (из личной библиотеки). Вместе с детьми называем лучших знатоков русского языка по теме «Имя существительное», а впереди у нас много разных тем. И учитель говорит детям, что у них у всех есть возможность в будущем стать обладателями медали (деревянной) «Лучшему знатоку русского языка». А в этот раз победительницей стала …(фамилия, имя того, кто выиграл).

Заключение

Таким образом, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

Как известно, целью обучения в школе является формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков, в ходе которых учащиеся расширяют знания, что позволяет учащимся принимать активное участие в обсуждении.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:

- формирование у учащихся интереса и уважения к предмету

- воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании знаний;

- развитие интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.

Библиография

1. Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка. - М., 1974.

2. Бондаренко С.М. Методика преподавания русского языка в школе. - М., 1979.

3.Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983.

4. Граник Г.Г. Русский язык в школе. - М., 1972.

5. Граник Г.Г, Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Семинар по русскому языку. - М., 1988.

6.Караваев А. Игровые уроки в старших классах. // Учитель. 2006, № 1, с. 3-6.

7. Климкина Ю.Е. Уроки-семинары по русскому языку в старших классах. // Русский язык в школе. 2001, № 4, с. 27-29.

8. Котельникова С.А. Творческие работы нетрадиционных жанров. // Русский язык в школе. 1997, № 1, с. 25-26.

9. Крупенникова М.И. Эффективные методы и приемы организации урока. // Русский язык в школе. 1997, № 4; с. 9-13.

10. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. - М., 1980.

11. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М., 1987.

12. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. - М., 1981., с. 50-52

13. Мишлимович М.Я. Пробуждая чувства добрые… Якутск, 1995.

14. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990.

15. Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. - М., 1986.

16. Основы методики русского языка в 4-8 классах. // Текучева В.А., Разумовской М.М., Ладыженской Т.А. М., 1978.

17. Педагогика школы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов // И.Т. Огородникова. - М., 1979

18. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. - М., 1978.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.