Рефераты. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего школьного возраста

Долго он шел по неведомым тропинкам. Долго плутал по болотам и, наконец, пришел к мрачному подземелью Ведьмы. Огладываясь, нет ли где стражи, пробрался Пьер в подземелье. И увидел длинные темницы, где сидели все заключенные. Пьер пошел дальше и увидел ключи, висящие на стене. Но только он хотел их взять, раздался крик ворона и (10 сек)… появилась Ведьма (10 сек). Пьер чуть не растерялся. До того она была страшная. Но, осмелившись, бросил на пол мешочек с горохом. Горох рассыпался, и Ведьма на нем поскользнулась. Пьер скорее снял ключи и открыл дверь темниц. Но тут Ведьма превратилась в дракона. Дракон палил всех пламенем, но не смог ничего сделать, потому что на всех были железные доспехи. И тут Пьер высыпал перец, дракону стало жечь глаза и все, кто был в темнице, сбежались к нему. И с Ведьмы сняли медальон, который давал ей колдовскую силу. И Ведьма стала обыкновенной старухой.

Все, радуясь, вышли из подземелья и пошли обратно к королевству. А медальон выбросили в топи, чтобы никто уже не смог им воспользоваться.

Пьер и все остальные гномы благополучно прибыли в королевство. И король Гномов отдал Пьеру в жены принцессу и половину королевства. И все стали жить дружно и счастливо".

Приложение 9.

Анализ сказки №4.

Главное действующее лицо в сказке - Пьер, положительный персонаж, символизирует "персону" (по терминологии Юнга). Ведьма является олицетворением бессознательных тенденций, злым персонажем.

Движение сказки создается тем, что антагонист наносит вред одному из членов семьи (терминология В. Я. Проппа). Примечательно, что традиционную роль жертвы, похищенной отрицательным персонажем, с женской (царская дочь) ребенок заменил на мужскую фигуру (царский сын). Царский сын является персонажем зависимым и беззащитным, не способным самому разрешить конфликт. Это может сигнализировать об ощущении ребенком своей слабости, неуверенности (субъективное восприятие ребенком своего места в семье).

Женские образы олицетворяют, с одной стороны, желанную цель - это безликая принцесса, которую герой получает как вознаграждение; с другой стороны - основное затруднение на пути к цели - безобразная колдунья. Таким образом, образ женщины одновременно и манит, и пугает, воплощает в себе как злое, так и доброе начало. Феминные качества в чистом виде - нежность, заботливость, доброта, сострадательность - не обнаруживаются в каком-либо женском персонаже, что может свидетельствовать о несформированности "Анимы", как внутреннего образа женщины.

Способы совладания с затруднениями - хитрость, ловкость, смекалка. Агрессивность не проявляется даже в кульминационном моменте - сражение героя с силами зла, - ведьма наказана, но не уничтожена. Герой проявляет робость перед внешними затруднениями ("чуть не растерялся", "осмелился", "оглядываясь"), но находчив. Импульсивность отсутствует, для него скорее характерны обдуманность поступков ("долго готовился к походу"). То есть маскулинные качества проявляются слабо, акцент сделан на интеллектуальное решение проблемы. Враг не уничтожается, а лишается силы путем а) ликвидации опор ("поскользнулась"), б) ограничение ориентации (перец в глаза), в) лишения волшебной силы.

При дальнейшей работе с ребенком можно порекомендовать закрепить положительный образ женщины. Подчеркнуть, что женщина нуждается в поддержке умного и сильного мужчины, но способна дарить окружающим тепло и заботу.

Приложение 10.

Девочка Аня, 12 лет; активный ребенок, предпочитает компании мальчишек, развита интеллектуально. Воспитывает девочку мама - женщина требовательная, не добрая.

Сказка №5.

"Жила-была одинокая Волчица. Она была сильная и гордая. Ее никто не любил, хотя она была хорошая (15 сек). Добрая была, но одинокая, потому что не такая веселая была, как все. Все другие жители леса ее даже боялись немного (15 сек). Хотя она и красивая была. И она ушла от них жить на окраину леса. Там она настоящей хозяйкой - Волчицей-царицей (с воодушевлением). Потому что в той темной и страшной части леса никто не жил. А ей нравилось. Она гуляла, очищала лес от мусора, тропинки делала, чтобы никто не заблудился, если случайно зайдет сюда. Все в лесу думали, что она ушла из леса, умерла (грусть, 10 сек).

Но в один день случилось в лесу беда. Напали на лес бешеные собаки. Много- много собак. Они убивали детенышей, все ломали вокруг. И вот они уже возвращались в свой лес, и весь лес, на который они напали, плакал. Они пошли через темную заброшенную часть леса. Они уже успокоились и решили отдохнуть на траве. Они же были уверены, что никто за ними вслед не пойдет. Когда все они уснули, Волчица всех их по одному загрызла (решительно, 10 сек) и в землю закопала.

- А как она узнала про беду в лесу?

Да сорока принесла новость на хвосте (смех). Да и вообще эти собаки давно уже всем вредили…

И два олененка, которые заблудились в лесу в тот день, все рассказали про то, как Волчица спасла их от бешеных собак. Тогда все звери обрадовались. Пришли к ней и извинились за то, что раньше гнали ее. Они стали уважать ее и всегда ходили к ней советоваться. И все опять стало хорошо в лесу".

Приложение 11.

Анализ сказки №5.

Ребенок идентифицировал себя с главным персонажем сказа - Одинокой Волчицей. Сорока, оленята - малозначительны персонажи, присутствуют как вспомогательные фигуры (функция информирования). Бешеные собаки - злые персонажи, олицетворяющие разрушение, смерть.

Отчетливо выявляется тема одиночества, непризнанности, обиды.

Волчица предстает как воплощение маскулинных качеств - силы, независимости, гордости, властности, смелости. Но также она - добрая и красивая, аккуратная, трудолюбивая. И все-таки в решающий, кульминационный момент - в сражении с силами зла проявляются традиционно мужские черты - хладнокровие, жесткость, беспощадность, решительность.

Если исходить из компенсаторной природы детских фантазий, то можно предположить, что девочка ожидает, что будет признана и принята такой, какая она есть. Ребенок не видит возможности реализовать свой потенциал - феминные качества, поэтому прячет их в себе, как волчица прячется в темной части леса, и даже кажется, что "она ушла из леса, умерла".

Необходимо помочь девочке осознать силу женственности, прелестей материнства, любви, заботливости, чувства разделенности, защищенности. Необходимо дать ей разрешение проявлять феминные качества, которые находятся пока в ресурсном состоянии, то есть не проявляются во внешних действиях. При этом представляется правильным показать ребенку возможность сочетания, а не взаимоисключения, феминных и маскулинных качеств.

В желании быть мужчиной может выражаться проявление желания обладать теми качествами или привилегиями, которые наша культура считает маскулинными - такими как сила, смелость, независимость, успех, право выбирать партнера.

В коррекционных целях, учитывая вышесказанное, была придумана сказка, где действующий персонаж - Волчица, сохранив за собой основные характерологические черты, попадает в ситуацию, где проявляет свои феминные качества и обретает покой и счастье (приложение 12).

Приложение 12.

"Жила-была в темном далеком лесу Волчица: серая, большая, сильная и независимая. Она уже давно жила одна. Никто с ней не дружил, так как она была не похожа на большинство волчиц в лесу. Все были заняты только тем, что растили своих глупых волчат, которые вырастали обычными волками и пропадали в зарослях огромного темного леса.

И вот однажды появился в лесу Белый Волк. Этот новичок вызывал восхищение у всех обитателей леса своей силой и красотой. Он влюбился в Серую Волчицу и решил завоевать ее любовь. Он носил ей пищу, сторожил ее сон, но она отвергла его дары и не принимала его заботу. Она даже однажды укусила его, когда он пытался обнюхать ее. Рядом с ней он был всегда нежным и тихим. Однажды он исчез, но Волчица отнеслась спокойно к исчезновению своего верного рыцаря.

И вот шли дни, и однажды пестрая сорока принесла новость: весной Белый Волк встретил молодую Черную Волчицу, и у них появились три очаровательных малыша. Однажды огромный Медведь напал на их логово. Молодая Волчица, защитив детей, погибла от лап Медведя. Вернулся с охоты Белый Волк, долго горевал, но дети требовали корма и заботы, и он заменял им мать и отца. Он понял, что воспитывать молодое поколение намного труднее, чем защищать их от врагов. Он всегда был уверен в своей силе, крепости зубов, остром нюхе и слухе; он всегда мог постоять за детей. Но намного труднее было научить их защищаться самим, различать опасность, оценивать силу врага, защищать слабых, добывать корм и создавать свои семьи.

Серая Волчица, услышав эту историю, решила дать несколько мудрых советов одинокому Волку и пришла на другой конец леса. Сам Белый Волк был на охоте, а его детки - голодные и холодные - сидели, прижавшись друг к другу, и жалобно пищали.

Серая Волчица подошла к ним, легла рядом, облизала и согрела их теплом своего сильного тела. Она смотрела на них: на тоненькие лапки, умные глазки, пушистые шкурки и радовалась. Они тыкались носами в ее грудь, терлись о теплую густую шкуру и довольно рычали.

Когда вернулся с охоты Белый Волк, они вместе съели принесенную добычу и повели детей гулять. Глядя на резвящихся в зарослях леса волчат, они почувствовали, что жизнь начинается каждой весной, когда появляются на свет малыши, и они вновь и вновь открывают для себя загадки старого леса.

И они никогда больше не разлучались. И весной у них родились маленькие волчата: мраморного окраса, очень-очень красивые и здоровенькие. И жизнь в лесу вновь ожила".

Список литературы.

Алексеев К. И. Метафора как объект исследования в философии и психологии //Вопросы психологии. - 1996. -№2. - с 73-85.

Белкин А. И. Биологические и социальные факторы. Формулирующие половую идентификацию /Соотношение биологического и социального в человеке (материалы к симпозиуму в г. Москве - сентябрь 1975 г.). - М., 1975, с 777-790.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с нем. Под общей редакцией д.ф.н. М. С. Мацковского. - СПб - М.: "Университетская книга" АСТ. 1997 г.

Булашевич Т. С. Через дремучий лес к душевной гармонии и к гармонии с внешними миром //Журнал практического психолога. - 1997. - №6. - с 123-126.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк.: книга для учителя. - М.,: "Просвещение", 1991.

Гинзбург М. Р. Использование метафоры изменения при работе со старшими подростками //Психологическая наука и образование. - 1997. - №1. - с 66-75.

Гордон Д. Терапевтические метафоры: оказание помощи другим посредством зеркала. - СПб.: "Белый кролик", 1995.

Граник Г. Г., Концевая Л. А. Восприятие школьниками художественного текста //Вопросы психологии. - 1996. - №3. - с 43-52.

Жоль К. К. Мысль, слово, метафора. - Киев, 1994.

Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. - М.: "Российское педагогическое агентство", 1997.

Кон И. С. Введение в сексологию. - М.: "Медицина", 1988.

Кон И. С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. - М.: Олимп; ООО "Фирма "Издательство АСТ", 1998.

Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей /Соотношение биологического и социального в человеке (материалы к симпозиуму в г. Москве - сентябрь 1975 г.). - М., 1975, с 763-776.

Кон И. С. Психология половых различий //Вопросы психологии. - 1981. - №2. - с 47-57.

Мелик-Пашаев А. А. Об источнике способности человека к художественному творчеству //Вопросы психологии. - 1998. - №1. - с 76-82.

Милис Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и "внутреннего ребенка". - М.: "Киасс", 1996.

Новиков Л. А. Искусство слова. - М., 1991.

Новлянская З. Н. Почему дети фантазируют? - М.: "Знание", 1987.

Осорина М. В. "Черная простыня летит по городу", или зачем дети рассказывают страшные истории //Журнал практического психолога. - 1997. - №6. - с 105-112.

Поляков Л. Женская эмансипация и теология пола в России XIX века /Феминизм: Восток. Запад. Россия. - М.: Наука. Издательская фирма "Восточная литература", 1993. - с 157-175.

Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986.

Пропп В. Я. Морфология сказки. 2-е из. - М., Наука, 1969.

Процесс конструирования метафоры как объект психологического исследования //Психологический журнал. - 1997. - №6. - с 121-128.

Психология и педагогика. Ученые записки ЛГУ, №224. Л.: Издательство ЛГУ, 1957.

Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.

Сапогова Е. Е. Вниз по кроличьей норе: метафора и нонсенс в детском воображении //Вопросы психологии. - 1996. - №2. - с 5-13.

Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. Уч. пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.

Телия В. Н. Метафора как модель смысло-производства и ее экспрессивно-оценочная функция //Метафора в языке и тексте. - М., 1988. - с 26-51.

Трунов Д. Г. Использование метафор в психотерапевтической работе //Журнал практического психолога. - 1997. - №1. - с 14-21.

Хасан Б. И., Тюменева Ю. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола //Вопросы психологии. - 1997. - №3. - с 32-39.

Хиллман Дж. Исцеляющий вымысел. Пер. с англ. Ю. М. Донца. Под общ. ред. В. В. Зеленского. - СПБ.: БСК, 1997.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер Пресс, 1997.

Шелби Б. Открой своего ребенка с помощью тестов. - Тюмень, : "Скорпион", 1995. - с 10-21.

Эриксон Э. Идентичности: юность и кризис. - М. - 1996.

Юнг К. Г. Архетип и символ. - М., 1990.

Юнг К. Г. Божественный ребенок: аналитическая психология воспитания. - СПБ - М.: "Олимп", ООО "Издательство АСТ-ЛТД", 1997.

Юнг К. Г. Собрание сочинений: конфликты детской души /Пер. с нем. - М.: Канон, 1994.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.