Деятельность земств не ограничивалась только созданием школ. Земская Учительская семинария им. К.Д. Ушинского была построена по «Проекту Учительской семинарии» К.Д. Ушинского, написанного им в 1861 году после анализа своей поездки в Германию. С конца 60-ых г.г. стали открываться земские учительские семинарии, это прообраз наших современных педагогических училищ. Подготовка народного учителя должна была быть организована следующим образом:
1. Учительские семинарии представляли собой закрытые учебные заведения - интернаты, куда поступали воспитанники из любого сословия по строгому отбору.
2. Знания, получаемые в семинариях, должны отличаться глубиной, энциклопедичностью, обстоятельностью и ясностью.
3. В семинарии учитель должен получить основательную психолого-педагогическую подготовку.
4. Учитель должен получить хорошую методическую подготовку по разным предметам и пройти педагогическую практику в специально организованной при семинарии образцовой школе.
5. Кроме того, учительская семинария должна готовить своих воспитанников не только к работе в народной школе, но и к жизни среди народа, чтобы быть ему нравственным примером и оказывать необходимую в его жизни помощь полезными знаниями.
Следующий этап развития идеи народности как основополагающей ценности национальной образовательной системы можно проследить в концепциях русский педагогов конца XIX века В.П. Вахтерова, П.Ф. Каптерева, П.П. Блонского, В.Я. Стоюнина и др. Все они считали себя сторонниками и последователями К.Д. Ушинского и в духе народности разрабатывали свои концепции, представляли конкретные методики преподавания отдельных предметов, таких как русский язык, словесность, отечественная история и др.
Заметное место в развитии приоритетных национальных ценностей образования поиске образовательного идеала занимает П.Ф. Каптерев (1849-1922).
Подлинно национальная школа в демократическом государстве, считал П.Ф. Каптерев, должна всеобщим, обязательным для всех воспитательным учреждением. Задача демократической школы - воспитывать и формировать у молодежи демократические идеалы. «Каждый воспитываемый должен быть образуем как добрый общественник» (20, С. 135). Особое значение он придавал воспитанию у учащихся чувства гражданской ответственности, но воспитание никак не должно было быть связано с вовлечением школьников в политику.
Подводя итог вышеизложенному, можно констатировать, что именно К.Д. Ушинский разработал методологию поиска национального образовательного идеала как основы реформирования национальной образовательной системы. Методология поиска основывалась на единстве национального и общечеловеческого, где преобладает приоритет национального и народного начала в построении образовательной системы. Обосновал принципиально новую базу развития образования, имеющую в своей основе родную культуру и язык. Построение русской школы должно опираться на исторический опыт, на высокий нравственный потенциал, на специфику жизни русского народа. Таким образом, К.Д. Ушинский по сути дела впервые научно обосновал идею построения национальной образовательной системы на основе идеи народности, как ценностного ее основания, которое является основой развития национального самосознания и выражает свой особенный идеал русского человека.
2.2. Роль гуманистических ценностей в развитии национальной образовательной системы.
В общественно-философской мысли России середины XIX - конца XIX века мы наблюдаем формирование активного интереса к вопросам существования человека, его самоценности и свободы в обществе. В развитии национальной образовательной системы наступает четвертый период (1871-1900 г.г). Это время расцвета гимназического образования, своеобразный ренессанс гимназического обучения, что выразилось в принятии нового устава гимназий 1871 г. Реальные гимназии устранялись, они переименовывались в реальные училища.
Таким образом, в России оставался только один тип средних учебных заведений - классическая гимназия (чаще всего они делились на мужские и женские). Цель обучения оставалась та же - дать общее образование и подготовить молодежь к поступлению в университеты. Срок обучения устанавливался в 8 лет, а к нему добавлялся подготовительный класс для детей 8-10 лет. Главными предметами становились древние языки, при этом устанавливалась плата за обучение в 10-15 рублей, причем 10-15% обучающихся (от всего числа учеников) освобождалась от уплаты. Введена логика и география, уменьшены часы по Закону Божьему, чистописанию, рисованию, черчению, а также учреждена система классных наставников.
В конце XIX века правительство стало стремиться придать гимназическому образованию. Строго национальные русские черты, отказавшись от слепого подражания западноевропейским аналогам. Происходят изменения в изучении русского языка, словесности, а также истории, в которой стало меньше войн и политики, а больше экономики и культуры. Были расширены курсы естествознания, географии, в учебный план введены логика, законоведение. Учебный год в России начинался 16 августа и заканчивался 1 июня (240 дней). Во всех классах устанавливались переводные экзамены - устные и письменные. Выдержавшие отлично экзамены получали похвальные листы, а по окончании гимназии - аттестаты зрелости, автоматически дававшие право на поступление на государственную службу. Лучшие ученики получали золотые и серебряные медали и производились сразу же в чин при поступлении на государственную службу. Словом, гимназии представляли собой самый популярный тип среднего общего образования. В целом можно отметить гуманистические принципы обучения в большинстве гимназий того времени и высокий итоговый уровень образования, получаемого в них.
С середины XIX века христианизация начинает приобретать гуманистическую направленность, что проявилось в борьбе между начальным руководящим принципом официальной педагогики - смирением и послушанием и обновляемым христианством, выступающим за свободного человека.
Показательным, в этом плане, выступают педагогические идеи и деятельность С.А. Рачинского. Он видел в религии прежде всего основу духовности ребенка в условиях отсутствия какого-либо научного образования в сельской местности. В служителях церкви в условиях тогдашней деревни он видел наиболее подготовленных учителей и замечал, что народ сам признает духовенство свои учителем. Идеал образовательной системы в сельской школе он видит в том, что она прежде всего учреждение воспитательное. В школе С.А. Рачинского господствовали дух народной культуры, традиции сельской общинности. Его школу можно назвать школой «добрых нравов». Ее программа имела художественно-эстетическую направленность, жизнь в школе основывалась на творческом труде, большую роль выполняли игра и праздники.
Школы С.А. Рачинского - образовательная система гуманистического типа. Воспитательная система была основана на трех фундаментальных идеях: гуманизме, народности и нравственности. Его школы ставили себе следующие цели и задачи воспитания: развитие умственных сил ребенка; развитие его воли; гармоничное развитие душевных сил воспитанника, сердца, чувств и высших духовных дарований; создание нравственно-цельного характера; учить детей для последующей жизни; воспитывать чувства долга и благожелательности, дружбы и нежности; развивать твердость, стойкость, самообладание, укреплять воспитанников для жизненной борьбы (36, С. 28).
Основной дидактической задачей было привитие ученикам умений. В основу своей школы он положил псалтырь и произведения А.С. Пушкина. С.А. Рачинский утверждал, что сама грамотность есть средство в жизненной борьбе. Научные знания следует дополнять различными практическими знаниями и умениями. При этом использовался такой методический прием, как самостоятельный учебный труд учеников при помощи и под руководством учителя. Сухие задачи по арифметике, горе гимназистов, их родителей и репетиторов, были в школе С.А. Рачинского любимейшим упражнением и даже забавой, которой занимались на всех переменах, наперебой требуя от учителя разных задачек на умножение, деление и прочее, а их надо было решать в уме. В его школе обучали культуре земледелия, пчеловодства и садоводства, основам плотницкого и столярного дела, приобщали к народным промыслам, которые становились предметами почти общеобразовательными.
В школах С.А. Рачинского культивировался индивидуальный подход в обучении и воспитании. За воспитание в классе отвечал учитель - классный наставник. Характер взаимоотношений в школе был семейный. Первым условием семейного воспитания считались дружеские отношения с учениками. Учитель в школах С.А. Рачинского впервые в российском образовании была предназначена роль старшего друга.
Эффективными были признаны такие принципы и формы воспитания, как: большая свобода во всем, что не несет в себе зла; разрешение конфликтов внутри коллектива; разнообразные занятия по интересам в свободные часы; годовой цикл школьных торжеств, праздников.
Таким образом, «во главу угла» в сельской школе С.А. Рачинского было поставлено воспитание. Главным в школе был ее дух. Воспитательная задача школы состояла в том, чтобы развить в детях те духовные сокровища, которыми богата душа русского народа.
Именно в этот период начинает активно развиваться светский подход во взглядах на человека. Этот подход зародился у революционных демократов, о чем было изложено выше. Гуманистическая направленность их взглядов концентрировалась вокруг уважения к человеческой личности, демократизма образовательной системы, ее народности, неотделимости личного счастья от общественного блага, признание прав и свобод человека, необходимость общечеловеческого образования. Они породили идеал гуманистической педагогики, которая в ценности-цели образовательной системы закладывает идею уважения ребенка как личности.
Идея о гуманистическом характере образовательной системы затем была развита К.Д. Ушинским, который предпринял попытку внедрить ее в педагогическую практику. Образовательная система может формировать гуманного человека в том случае, если она опирается на принцип народности. Содержание этого принципа у К.Д. Ушинского носило гуманистический характер, связанный, прежде всего, с верой в добрые силы и высокий нравственный потенциал русского народа, а также с любовью к Родине. Следовательно, заключает К.Д. Ушинский, необходимо опираться на национальные качества, специфику жизни и общего духа русского народа. Для решения этой задачи К.Д. Ушинский выдвигает несколько элементов принципа гуманистического воспитания, основанных на личностном подходе к ученику и воспитаннику: знать ребенка, понимать душу ребенка, верить в способности и силы ученика, опираться на стремление ребенка к активной деятельности. Задача воспитателя, подчеркивает он, состоит в том, чтобы создать условия для свободной деятельности и научиться отличать упрямство, каприз от потребности к свободной деятельности. Стремление ребенка к свободной и сознательной заложено изначально от рождения. Именно создание условий для свободной творческой деятельности способно дать толчок для саморазвития, самовоспитания и самообразования.
Гуманистические идеи Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского стали знамением развернувшегося общественно-педагогического движения в 60-ых г.г. XIX в. Оно выступало в рамках европейской мировоззренческой позиции, согласно которой подлинный гуманизм в обществе невозможен без свободной независимой личности, но и имело явный российский характер, т.к. опиралось на идеи, выработанные философской мыслью этого периода.
Ярким примером нам служат философские искания В.С. Соловьева (1853-1900 г.г.). При упадке нравов и остром дефиците человечности в России того периода его понимание человека основывалось как на идеях религиозно-христианском учении и сущности человека, так и на становящейся популярной в конце XIX века идеи свободы личности. Он использует не только религиозные, но и светские понятия, так как, отталкиваясь от реальной действительности, выражает истину через разум и веру. Именно в вере в человека и заключается философско-религиозная основа гуманизма. В качестве ценности, как естественных корней нравственности, В.С. Соловьев определяет чувства - стыд, жалость, благочестие, т.е. личные ценности, выводящие человека на связь с «племенной душой мира». Сравнивая человека с Божеством, он подчеркивал, что гуманизм есть вера в человека, а истинный гуманизм есть вера в богочеловека. Веруя в человека, необходимо сделать его свободным, т.к. человек представляется В.С. Соловьеву «деятелем», и «во всех сферах человеческой деятельности есть стремление к свободе».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10