Рефераты. Модульная технология обучения в профессиональном образовании

Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина безусловно послужила основой для модульной технологии обучения.

Вывод

Рассмотрев теорию поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и популярное в начале ХХ века течение бихевиоризма можно выделить основные системы, которые лежат в основе модульной системы обучения.

Прежде всего, необходимо выделить важность теории П. Я. Гальперина. Именно эта теория послужила толчком для создания модуля. В теории ясно показана важность разбиения всей деятельности на отдельные взаимосвязанные действия. Так, в модульной системе обучения разбитая учебная информация на отдельные взаимосвязанные блоки усваивается учащимися намного легче и быстрей. Кроме того, разбиение всего учебного материала на модули предусматривает исключение ненужной информации, которая изучается при предметной системе образования. Поэтапное формирование умственных действий очень важно в процессе образования. Как известно, в один модуль может включаться всего несколько тесно взаимосвязанных дисциплин. В процессе изучения учебного материала учащийся не перенапрягает свои умственные способности и память благодаря логической связи между предметами и немногочисленностью их. Поэтому, учащийся может постепенно получать необходимые знания согласно теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.

Одним из наиболее важных преимуществ модульного обучения является тесная взаимосвязь теоретических знаний и практических навыков и умений, т.к. каждый раз после получения определенного объема теоретической информации учащийся сразу же закрепляет ее практически. Причем будет выполнять необходимое действие до тех пор, пока оно не будет хорошо получаться. При этом появляется очень важная в процессе обучения связь теории с практикой.

Это соответствует одному из трех законов бихевиоризма, а именно закону упражняемости.

При проверке знаний учащийся проходит модульные тесты. Если результаты неудовлетворительны, учащийся может повторно изучать необходимый материал до тех пор, пока не будут достигнуты хорошие результаты обучения. Это является проявлением закона эффекта.

Бихевиористский закон готовности предполагает индивидуализацию обучения. Это очень важно, т.к. каждый человек обладает разными умственными способностями. В предметной системе обучения очень высокий уровень неуспеваемости обусловлен именно этим. Допустим, преподаватель заинтересовал учащегося определенной темой, человек уже полностью готов к получению новой информации, которая хорошо усвоится. Но существуют еще и другие учащиеся, которым пока эта тема неинтересна. В то время, пока преподаватель будет пытаться заинтересовать (приводить в состояние готовности получить новую дозу информации) остальных, первый учащийся утомится ждать и потеряет интерес к данной теме. То же самое можно сказать и о жестких временных рамках обучения. Мне известно множество случаев, когда дети в начальных классах просто теряют интерес к учебе, хотя вначале учебного процесса стремились к знаниям. Причина всегда одна - для одних процесс изучения определенного материала слишком длителен и его постоянное повторение утомляет, для других же слишком мало времени из-за чего дети начинают отставать, им становится тяжело догнать остальных и, наконец, им просто надоедает эта вечная гонка, поэтому они теряют какой-либо интерес к учебе. Так же дело обстоит и с более взрослыми людьми.

Модульная технология обучения очень важна в современном мире, т.к. она ориентирована на психологические особенности каждой личности.

Раздел 2. Педагогические условия реализации модульной технологии обучения.

1. Анализ предметной системы обучения и необходимость ее модернизации на основании интегрирования предметов.

Сегодня главной в образовании является предметная система обучения. Если посмотреть на источники ее создания, то можно увидеть, что она создана в начале интенсивного развития и дифференциации наук, быстрого увеличения знаний в разных областях человеческой деятельности. Дифференциация наук привела к созданию огромного количества предметов (дисциплин). Наиболее наглядно это проявилось профессионально-техническом обучении, учащиеся профессионально-технических учебных заведений изучают до 25 предметов, которые слабо связаны между собой.

Известно, что каждая конкретная наука является логической системой научных знаний, методов и средств познания. Цикл специальных предметов представляет собой синтез фрагментов научно-технических и производственных знаний и видов производственной деятельности.

Предметная система является эффективной при подготовке учащихся и студентов по фундаментальным и некоторым прикладным дисциплинам, в которых теоретические знания и практические умения в конкретных областях знаний или деятельности приведены в систему. Предметная система органично вписалась в классно-урочную форму организации обучения. К другим преимуществам предметной системы обучения можно отнести сравнительно простую методику составления учебно-программной документации и подготовку преподавателя к занятиям.

В то же время предметная система имеет существенные недостатки, основными из которых являются:

ь системность знаний в учебных предметах связана с большим количеством фактического учебного материала, терминологической перенагруженностью, неопределенностью и несогласованностью объема учебного материла с уровнем его сложности;

ь многопредметность неизбежно ведет к дублированию учебного материала и связана с увеличением времени на обучение;

ь не согласованная учебная информация, которая поступает от разных предметов, усложняет для учеников ее систематизацию и , как следствие, затрудняет формирование из них целостной картины окружающего мира;

ь поиск межпредметных связей усложняет учебный процесс и не всегда позволяет систематизировать знания учащихся;

ь предметное обучение, как правило, носит информационно-репродуктивный характер: ученики получают «готовые» знания, а формирование умений и навыков достигается путем воссоздания образцов деятельности и увеличения количества исполнения ими заданий. Это не обеспечивает эффективность обратных связей и, как следствие, усложняется управление обучения учащихся, что приводит к снижению его качества;

ь поточный учет успешности учащихся, как один из важных инструментов совершения обратных связей, недостаточно эффективен из-за относительно больших (15-20%) ошибок знаний и умений учащихся по субъективной методике преподавателей;

ь разнообразность предметов, которые одновременно изучаются, большой объем разнопланового по подобности учебного материала приводит к перегружению памяти учащихся и к невозможности реального усвоения учебного материала всеми учащимися;

ь жесткая структура учебно-программной документации, лишняя регламентация учебного процесса, которые включают жесткие временные рамки урока и сроков обучения;

ь слабая дифференциация обучения, ориентирование на «среднего» учащегося;

ь преимущественно фронтально-групповая организационная форма обучения вместо индивидуальной.

Из практики профессионального обучения известно, что учащиеся лучше воспринимают и усваивают комплексные интегрированные знания. Поэтому возникает необходимость создания соответствующей системы обучения, разработки теоретических основ и методик интегрирования предметов, разработки учебных программ на блочно-модульной основе и содержания дидактических элементов.

2. Общие понятия о модульной системе обучения.

Модульная система производственного обучения впервые была разработана Международной организацией труда (МОТ) в 70-х годах ХХ века как обобщение опыта подготовки рабочих кадров в экономически развитых странах мира.

Эта система быстро распространилась по всему миру и, по сути, стала международным стандартом профессионального обучения. Она обеспечивает мобильность трудовых ресурсов в условиях НТП и быстрое переобучение работников, которые освобождаются при этом.

Модульная система разрабатывалась в рамках популярной тогда индивидуализированной системы обучения Ф. Келлера, поэтому включило в себя ряд позитивных моментов: формирование конечных и промежуточных целей обучения; распределение учебного материала на отдельные разделы; индивидуализированные темпы обучения; возможность перехода к изучению нового раздела, если полностью усвоен предыдущий материал; регулярный тестовый контроль знаний.

Появление модульного метода - попытка ликвидировать недостатки следующих существующих методов профессиональной подготовки:

~ направленность профессиональной подготовки на получение профессии в общем, а не на выполнение конкретной работы, что мешало устраиваться на работу выпускникам учебных заведений;

~ негибкость подготовки относительно требований отдельных производств и технологичных процессов;

~ несоответствие подготовки довольно сильно дифференцированному общеобразовательному уровню разных групп населения;

~ отсутствие учета индивидуальных особенностей учеников.

Главное в модульном обучении - возможность индивидуализации обучения. С точки зрения Дж. Рассела, наличие альтернативных (выборочных) модулей и свободный их выбор позволяет всем ученикам усвоить учебный материал, но в индивидуальном темпе. Важно, чтоб задания для учеников были настолько сложны, чтоб они работали с напряжением своих умственных способностей, но, вместе с тем, настолько сложными, чтоб не было навязчивого педагогического руководства. В потребности вольного выбора модуля из альтернативного набора скрывается одна из возможностей формирования готовности к выбору как черты личности, важной также и для формирования самостоятельности в образовании. В то же время при индивидуализированной системе обучения от учащегося требуется полное усвоение учебного материала с конкретным испытанием по каждому модулю.

Гибкость модульного обучения. Дж. Рассел представляет модуль, как единицу учебного материала, которая отвечает отдельной теме. Модули могут группироваться в разные комплекты. Один и тот же модуль может отвечать отдельным частям требований, которые касаются разных курсов. Добавляя «новые» и исключая «старые», можно, не изменяя структуру, составить любую учебную программу с высоким уровнем индивидуализации. Соглашаясь с такой трактовкой «гибкости», П. Юцявичене возражает против рассмотрения модулей как единиц учебного материала, которые соответствуют одной теме. Гибкость в таком понимании приведет к фрагментарности обучения.

Элективность обучения (возможность свободного выбора действий).

Следуя системе Ф. Келлера, важной чертой модульного обучения является отсутствие жестких организационных временных рамок обучения: оно может проходить в удобное для учащегося время. Отсутствие жестких временных рамок позволяет ученику продвигаться в обучении со скоростью, которая соответствует его способностям и наличия свободного времени: ученик может выбирать не только необходимые ему модули, но и порядок их изучения. Дж. Рассел утверждает, что модульное обучение требует непосредственной ответственности ученика за результат обучения, т.к. для него создаются комфортные условия для усвоения содержания модулей. При таком подходе существенно увеличивается мотивация обучения, т.к. учащийся может свободно выбирать удобные для него способы, средства и темпы обучения. Но при этом не исключается роль преподавателя (инструктора).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.