Рефераты. Методологические основы педагогики

культуру, обычаи. Ребенок живет в определенном этносе. Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей.

7.Антропологический подход.

Сущность обосновал Ушинский. Это системное использование

данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении

педагогического процесса.

Выделенные методологические подходы педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют:

1) определить ее действительные проблемы и способы их разрешения;

2) проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить их порядок значимости (иерархию);

3) реализовать гуманистическую парадигму образования.

Методы педагогического исследования.

Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.

Педагогические исследования подразделяются на фундаментальные, прикладные и разработки. Фундаментальные исследования своим результатом имеют обобающие концепции, которые подводят итоги теоритических и пратических достижений педагогики или педлагают модели развития педагогичских систем на прогностической основе.

Прикладные исследования - это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики.

Разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.

Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.

Логика и динамика исследовательского поиска предполагают реализацию ряда этапов: эмпирического, гипотетического, экспериментально-теоретического (или теоретического), прогностического.

На эмперическом этапе получают функциональное представление об объекте исследования, обнаруживают противоречия между реальной образовательной практикой, уровнем научных знаний и потребностью постичь сущность явления, формулируют научную проблему.

Гипотетический этап направлен на разрешение противоречия между фактическими рпедставлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность. Он создает условия для перехода от эмпириеского уровня исследования к теоретическому.

Теоретический этап связан с преодолением противоречия между функциональными и гипотетическими представлениями о нем.

Создание теории позволяет перейти к прогностическому этапу, который требует разрешения противоречия между полученными представлениями об объекте исследования как целостном образовании и необходимостью предсказать, предвидеть его развитие в новых условиях.

В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать такой сложный и многофункциональный объект, каким является образовательный процесс. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить иследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.

Методы педагогического исследования в отличии от методологии - это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Выделяются следующие особенности:

1) Этическая направленность (эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены, недопустимость риска для здоровья и развития).

2) Неповторимость.

3) Неоднозначность (т.к. влияют много причин).

4) Конечная цель педагогических исследований - установление закономерности в педагогических процессах.

Принципы выбора методов исследования:

принцип адекватности метода существу изучаемого явления;

принцип совокупности методов исследования.

Классификация методов исследования.

1. Теоретические

2. Научно-прикладные

3. Экспериментальные

Все методы исследования подразделяются

по масштабу:

- глобальный;

- локальный;

- микро-эксперимент.

по цели:

- констатирующий (изучаются существующие педагогические явления);

- проверочный уточняющий (проверяется гипотеза);

- созидательный, преобразующий, формирующий (в процессе создаются

новые педагогические явления).

По месту проведения:

- естественный;

- лабораторный;

Методы исследования различаются

по позиции:

- нейтральной;

- руководителя;

- самонаблюдение;

по открытости:

- открытое;

- скрытое;

по непрерывности:

- непрерывное;

- дискретное.

Методы подразделяются на три группы:

· методы изучения педагогического опыта;

· методы теоретического исследования;

· математические и статистические методы;

Методы изучения педагогического опыта - это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, изучение письменных, творческих и графических работ учащихся, анкетирование.

Наблюдение -целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.

Этапы наблюдения:

· определение задачи и цели (то есть для чего ведется наблюдение);

· выбор объекта, предмета и ситуации (что собираемся наблюдать);

· выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходиой информации (как наблюдать);

· выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);

· обработка и интерпретация полученной информации (каков результат.

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное наблюдение - со “стороны”; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.

Наблюдение - это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние лчностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Методы опроса - беседа, интервью, анкетирование.

Беседа - самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения дополнительной информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Разновидностью беседы является интервьюирование, принесенное в педагогику из социологии. При этом методе опроса исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью вопросы записываются открыто.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Анкетирование еще называют заочным опросом.

Результативность вышеперечисленных методов опроса во многом зависит от содержания задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета - это перечень впросов (вопросник).

Этапы составления вопросника:

· определение характера информации, которую необходимо получить;

· составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;

· составление первого плана вопросника;

· предварительная его проверка путем пробного исследования;

· исправление вопросника и окончательное его редактирование.

Изучение продуктов деятельности учащихся (рисунков, контрольных работ, чертежей и т.п.) может дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент. Это специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Педагогический эксперимет - исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания;

Активное воздействие исследователя на педагогическое явление; изменение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия; неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.

Этапы эксперимента:

· теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);

· методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);

· собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

· аналитический - количественный и качественный анализ, интерепретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Эксперимент бывает естественным и лабораторным (когда создаются искусственные условия для проверки). Чаще всего используется естественный эксперимент. Педагогический эксперимент делится на констатирующий (устанавливает реальное состояние дел в процессе) и преобразующий, то есть когда проводится целенаправленная его организация для определения условий развития личности школьника или детского коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия для сравнения контрольных групп.

Перечисленные методы еще называют методами эмперического познания педегогических явлений. Они служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу. Поэтому и выделяется специальная группа

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.