Географическое краеведение изучает климатические особен-ности местности и их динамику, лесные и степные массивы, хол-мы, овраги, отдельные деревья, курганы, фрагменты ландшафта и морских акваторий, степные курганы, отдельные горы и барханы, почвы, животный мир, ручьи и родники. Объектом художественного краеведческого поиска могут стать скульпту-ра, архитектура, художественные ремесла, устное народное творчество, музыкальный фольклор, резьба по дереву, искусст-во танца и т. п.
Предметом внимания краеведов-историков является история городов, поселков, отдельных зданий, выдающихся личностей, предприятий, школ, социальных процессов и явлений, население
В педагогической науке целью литературного краеведения является выявление двух зависимостей: как тот или иной город (село) сформировали личность писателя (поэта) и как этот писатель отразил в своем твор-честве ту или иную местность.
Основными источниками краеведческой информации являются:
* периодическая печать (газеты, журналы, альманахи);
* художественная литература (но нужно помнить, что н( каждый писатель-художник достоверно отражает дей-ствительность);
архивные фонды;
фонды музеев;
всякого рода планы и карты;
материальные следы культуры (произведения скульпту-ры, живописи, архитектуры);
* материалы статистики;
* устные свидетельства старожилов. Основные принципы краеведческой работы:
* системный подход;
* предельная достоверность фактов;
* синхронность отдельных направлений поиска (например искусство или природу края нельзя рассматривать исторического контекста).
Формы краеведческой работы -- урочная и внеурочная, как активная (сам поиск, туризм, полевая работа) и пассивная (отработка полевых материалов, экскурсионное обслуживание в школьных музеях).
Внеурочная краеведческая работа -- это поисковые экспеди-ции, туризм, краеведческие теоретические кружки, тематичес-кие вечера, конкурсы, олимпиады, пленэр (живописные этюды с натуры).
Конечным результатом серьезной краеведческой работы яв-ляется школьный музей.
Хорошо, когда школьная поисковая краеведческая работа согласуется с работой местных государственных музеев или осу-ществляется под их патронажем. В этом случае успех обеспе-чен. К примеру, поисковые экспедиции школьников г. Таганро-га многое дали литературному музею А.П. Чехова; школьники г. Ростова под руководством учителя истории, выполнившие раскопки обломков свыше 10 погибших самолетов, множество материалов передали в областной краеведческий музей; госу-дарственный музей «Почтовая станция» в г. Аксае начинался со скромного музея одной из школ города.
Качество и объем краеведческой работы, увлеченность детей и масштабы их деятельности во многом определяет личность учителя. Нельзя рассчитывать на успех, если отностесь к работе формально, без особой личной заинтересованности. Дети ведь сразу почувствуют казенный привкус в общении.
Только после хорошей методической подготовки можно по-дойти к практической реализации своих замыслов, ибо одной интуиции в краеведческой работе недостаточно. Содержание, тематика и формы работы с детьми, глубина проработки отдель-ных задач, конечно же, зависят от возрастной группы..
Для того чтобы младшие школьники смогли в полной мере почувствовать особенности школы, проникнуться ее тради-циями, а затем и продолжить их, взрослые, должны хорошо знать малышей, их особенности.
В книге Ш. А. Амонашвили «В школе -- с шести лет» автор называет ряд свойств , имеющих особое значение для эффективной организации учебно-воспитательной работы с ними в условиях школы. К этим свойствам относятся: недостаточность социально-нравственного опыта; преобладание актуальных по-требностей и импульсивной активности; стремление к игровой деятельности[1,79].
Попробуем проследить на примерах работы многих школ, как решаются задачи военно-патриотического воспитания младших школьников с учетом особенностей этого возраста, что можно сделать в целях становления защитника Родины в процессе учебно-воспитательной работы.
Многие учителя с первых школьных дней формируют у детей такие важные понятия, как «Родина», «патриот», «подвиг», «воин-освободитель». Учащихся подводят к осозна-нию того, что патриотизм -- это любовь к Родине, любовь актив-ная, действенная, стремление своими силами укрепить ее могу-щество.
Пробуждая у детей интерес к истории, подвигам, учителя со-ставляют списки книг на военно-патриотическую тематику для внеклассного чтения. Часть из них обсуждается на внеклассных занятиях, например: «Володька--партизанский сын» А. Первенцева, «Капитан Гастелло» А. Беляева, «Штурм рейхстага» Б. Горбатова, «Кортик» А. Рыбакова, «Что ты сделал хорошего» Л. Татьяничевой, и др.
В ряде школ умело используется чтение художественных про-изведений, посвященных юным героям. Нам кажется, что с огромным интересом будут читать третьеклассники «Сказку о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» А. Гайдара.и др., к сожалению, забытые сейчас книги. На встречу с ребятами обязательно необходимо приглашать ветеранов войны. Они познакомят школьников с конкретными, яркими факта-ми героизма советских воинов, с героическими поступками де-тей -- пионеров и школьников. Потом можно проводить военно - патриотические игры, которые тоже забыты, можно возродить тимуровскую работу , оказывая постоянную помощь ветеранам войны и не только в дни праздников.
Представляют интерес уроки мужества, проводимые в началь-ных классах.. Для участия в них в школу прибывают ветераны Великой Отечественной войны. Далее можно а проводить смотр войск Каждый класс имеет свою форму: летчиков, танкистов, пограничников, матросов.. Су-действо организуют старшеклассники. Почетное жюри -- ветера-ны.. Таким образом, смотр войск фактически открывают уроки мужест-ва, преломляя преемственность поколений в военно-патриотиче-ской деятельности школьников.
Ежегодно вместе со своими родителями, учителями, ветеранами школьники могут участвовать в возложении венков к могиле солдат. В преддверии этого дня учащиеся начальных классов школы под руководством учителей .делают искусственные цветы, вплетают их в каркас венков. Малыши хорошо понимают: им оказана большая честь--гото-вить важное общешкольное дело и непосредственно участвовать в нем.
В школах целесообразно проводить циклы бесед, посвященных символике страны: создания Государственного герба, флага, текста и музы-ки гимна РФ(такую работу в доступной форме вполне можно начать в младших классах); конкретно для младших школьников можно было бы посове-товать темы: «Почему флаг нашей Родины - триколор?», «Герб РФ», «Как создавался Герб РФ».
Таким образом, военно-патриотическое воспитание младших школьников характеризуется появлением ряда новых форм, при-чем таких, которые предполагают включение учащихся в непо-средственную военно-патриотическую деятельность: «Зарничка», смотры строя и песни, поиск материалов о подвигах родных и близких, героев-земляков, помощь в оборудовании экспозиции школьного музея боевой славы, участие в военно-патриотических церемониалах. Важная предпосылка эффективности военно-пат-риотического воспитания младших школьников -- своевременное приобщение их к традициям, родившимся в школе и нацеленным на подготовку патриотов.
Но не патриотическое воспитание можно проводить и на уроке. Урок был и остается важнейшим звеном в системе воспи-тательной работы с учащимися. Именно на уроках должен за-кладываться фундамент патриотического сознания, патриотиче-ских чувств и поведения гражданина -- строителя и защитника Отечества. Практика показывает, что никакой интересно поставленной внеклассной и внешкольной воспитатель-ной работой никогда не удается компенсировать пробелы, допу-щенные в деле воспитания на уроке.
Так что все за то, чтобы вначале, пойти именно на уроки -- с учетом их важности и того парадоксального обстоятельства, что наиболее важное звено системы военно-патриотического воспита-ния--урок--не получило должного раскрытия в работах специа-листов.
Дисциплинированность как одно из важ-нейших качеств, необходимых для успешного выполнения воин-ского долга формируется именно на уроке.
Когда и где в школе формируется высокая дисциплинирован-ность -- на уроках или в процессе внеклассной работы, в началь-ных, средних или старших классах? Ответить можно однозначно: и на уроках, и вне их, с первой минуты обучения в школе и до последней. Но, называя вещи своими именами, признаем: форми-рование дисциплинированности в таком диапазоне времени и про-странства возможно лишь в тех школах, где есть коллектив учи-телей-воспитателей -- единомышленников. А что является пока-зателем, лакмусовой бумажкой наличия такого коллектива (т. е. настоящего, а не только по штату) в школе? Единство требова-нии учителей к учащимся -- в большом и малом, на уроке и вне урока и т. д.
Поэтому, если не будет достигнуто единство требований учи-телей-воспитателей в большом и малом, не выручит ни содержа-ние учебного процесса, ни высокое индивидуальное мастерство отдельных учителей. Учит, воспитывает, дисциплинирует, приви-вает высокую культуру труда прежде всего сама организация учебно-воспитательного процесса, в которой не может быть мело-чей, все -- «крупным планом»: и то, как учитель вошел в класс, как прошло взаимное приветствие, был ли заслушан рапорт де-журного по классу, в каком состоянии находится рабочее место каждого ученика, все ли готовы к уроку и т. д.
Чисто ли в школе? Един ли стиль оформления вестибюля, актового зала, лестниц и т. д.? Все ли уроки начинаются и закан-чиваются строго по звонку? Каждый ли учитель умеет выслушать ученика до конца, не позволит себе кричать на своего воспитан-ника, делать замечания в оскорбительной, унижающей достоин-ство ребенка форме? Все эти и многие другие вопросы -- состав-ные части одного большого вопроса: есть ли настоящая школа?
Единство требований учителей в области военно-патриотиче-ского воспитания учащихся находит свое конкретное выражение в продуктивном школьном режиме, без которого невозможно успешное решение задач обучения, ни воспитания в целом. Чет-кий режим школьной жизни, учебной работы и внеурочных заня-тий является важным, эффективным фактором воспитания дис-циплинированности у учащихся.
Правильный режим определяет деловитость коллектива, чет-кость его рабочего ритма, воспитывает культуру умственного и физического труда. Повышая уровень требовательности к воспи-танникам, он оказывает положительное воздействие на их эмоцио-нальную сферу, дисциплинирует внешне и внутренне, воспитывает волю и закаляет характер.
Значимость дисциплинированности велика для носителей лю-бой профессии. Оче-видно и другое: без высокой дисциплинированности нет и не может быть воина, как не может быть и армии без дисциплины наи-высшего порядка. Именно дисциплинированность -- представляет собой не только непременную предпосылку, орудие решения задач, но и устойчивый сплав морально-политических, интеллектуальных, эмоциональных и волевых особенностей чело-века. Вот почему есть необходимость использовать в практике средней школы, и в частности в организации четкого режима школьных занятий.
Если в школе не будет создано должной рабочей атмосферы, не будет налажена твердая дисциплина на уроках, переменах и внеурочных занятиях, учителя никогда не сумеют решить обще-образовательные и воспитательные задачи, в том числе военно-патриотического воспитания.
Страницы: 1, 2, 3, 4