Рефераты. Методика использования изобразительных средств наглядности на уроках истории

Методика использования изобразительных средств наглядности на уроках истории

Ми-ни-стер-ст-во об-ра-зо-ва-ния Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции

Став-ро-поль-ский го-су-дар-ст-вен-ный уни-вер-си-тет

К А Ф Е Д Р А И С Т О Р И И

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А

по дис-ци-п-ли-не: Ме-то-ди-ка пре-по-да-ва-ния ис-то-рии

на те-му: «Ме-то-ди-ка ис-поль-зо-ва-ния изо-бра-зи-тель-ных средств на-гляд-но-сти на уро-ках ис-то-рии».

Вы-пол-нил: экс-терн

ПИ-НЯ-ГИН С.В.

Про-ве-рил: до-цент

_______________

Став-ро-поль - 2003

“Что-бы быть хо-ро-шим пре-по-да-ва-те-лем,

нуж-но лю-бить то, что пре-по-да-ешь,

и лю-бить тех, ко-му пре-по-да-ешь.”

В.О.Клю-чев-ский

План.

Вве-де-ние.

1. Ос-нов-ные це-ли ис-поль-зо-ва-ния изо-бра-зи-тель-ных средств на-гляд-но-сти на уро-ках ис-то-рии.

2. Ме-сто ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры на уро-ке ис-то-рии и прин-ци-пы ее от-бо-ра.

3. Клас-си-фи-ка-ция про-из-ве-де-ний ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры для уро-ков ис-то-рии.

4. Ме-то-ди-ка ис-поль-зо-ва-ния ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры на уро-ке ис-то-рии:

а) по-строе-ние уро-ка це-ли-ком на ма-те-риа-ле ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры;

б) ор-га-ни-че-ское вклю-че-ние об-ра-зов ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры в из-ло-же-ние ма-те-риа-ла;

в) крат-кий пе-ре-сказ ху-до-же-ст-вен-ных па-мят-ни-ков;

г) крат-кая ци-та-та на уро-ке;

д) про-стран-ная ци-та-та;

е) на-по-ми-на-ние ли-те-ра-тур-но-го об-раза;

ж) раз-бор ли-те-ра-тур-ных па-мят-ни-ков;

з) от-рыв-ки из про-из-ве-де-ний ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры в ка-че-ст-ве во-про-сов на по-вто-ри-тель-но-обоб-щаю-щих уро-ках.

За-клю-че-ние.

…идея, во-пло-щен-ная в пер-со-на-жи,

дос-туп-нее для ра-зу-ме-ния.

О. Баль-зак

Вве-де-ние.

Ко-гда-то дав-но, в го-ды уче-бы в сред-ней шко-ле, я ни-как не мог-ла оп-ре-де-лить-ся с вы-бо-ром сво-его жиз-нен-но-го пу-ти. У ме-ня бы-ло две стра-сти: ис-то-рия и ли-те-ра-ту-ра. В ито-ге вы-бор был сде-лан в поль-зу ис-то-рии. Но моя лю-бовь к ли-те-ра-ту-ре со-хра-ни-лась. Я по-ня-ла, что став учи-те-лем ис-то-рии, я смо-гу час-тич-но во-пло-тить в жизнь и свою вто-рую меч-ту -- ли-те-ра-тур-ную. Ведь ли-те-ра-ту-ра идет ру-ка об ру-ку с ис-то-ри-ей. И ре-ша-ет те же за-да-чи ис-то-ри-че-ско-го по-зна-ния, но ины-ми, свой-ст-вен-ны-ми толь-ко ей, сред-ст-ва-ми -- сред-ст-ва-ми об-раз-но-го, кар-тин-но-го ото-бра-же-ния дей-ст-ви-тель-но-сти. Нрав-ст-вен-но-вос-пи-та-тель-ное и по-зна-ва-тель-ное зна-че-ние ее не-оце-ни-мо. И те-перь, ра-бо-тая в сред-ней шко-ле, я пы-та-юсь осу-ще-ст-вить этот син-тез, син-тез ис-то-рии и ли-те-ра-ту-ры.

Ос-нов-ные це-ли ис-поль-зо-ва-ния

изо-бра-зи-тель-ных средств

на-гляд-но-сти на уро-ках ис-то-рии

Про-из-ве-де-ния ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры ре-ко-мен-ду-ют-ся во всех школь-ных учеб-ни-ках по ка-ж-до-му кур-су ис-то-рии, при-вле-ка-ют-ся в ка-че-ст-ве вы-ра-зи-тель-но-го ма-те-риа-ла на уро-ках. И все-гда ху-до-же-ст-вен-ная ли-те-ра-ту-ра слу-жит для уча-щих-ся од-ним из важ-ных ис-точ-ни-ков для оз-на-ком-ле-ния с ис-то-ри-че-ским про-шлым и од-ним из эф-фек-тив-ных средств их нрав-ст-вен-но-го и эс-те-ти-че-ско-го вос-пи-та-ния. Вы спро-си-те: «По-че-му?» Да по-то-му, что жи-вость и кон-крет-ность ху-до-же-ст-вен-но-го об-раза уси-ли-ва-ют кар-тин-ность по-ве-ст-во-ва-ния и та-ким об-ра-зом соз-да-ют бо-лее кон-крет-ные ис-то-ри-че-ские пред-став-ле-ния у уча-щих-ся.

Ху-до-же-ст-вен-ный об-раз, как пра-ви-ло, от-ли-ча-ет-ся мет-ко-стью и убе-ди-тель-но-стью. И это об-лег-ча-ет вос-при-ятие ис-то-ри-че-ско-го про-шло-го. До-ка-за-тель-ная си-ла ху-до-же-ст-вен-но-го об-раза вос-пи-ты-ва-ет у школь-ни-ков оп-ре-де-лен-ное от-но-ше-ние к изу-чае-мым ис-то-ри-че-ским яв-ле-ни-ям, вы-зы-ва-ет у них со-чув-ст-вие, не-на-висть, вос-хи-ще-ние, воз-му-ще-ние. Яр-кий, вы-ра-зи-тель-ный ху-до-же-ст-вен-ный об-раз воз-дей-ст-ву-ет на лич-ность уча-ще-го-ся все-сто-рон-не: на его ум, чув-ст-во, во-лю, по-ве-де-ние, по-то-му что эти-че-ские нор-мы рас-кры-ты на жи-вых при-ме-рах и в кон-крет-ных си-туа-ци-ях. Ос-та-но-вим-ся на кон-крет-ном при-ме-ре. Есть в кур-се ис-то-рии 5 клас-са те-ма «Бре-ст-ская кре-пость». На уро-ке мы с ре-бя-та-ми го-во-рим о на-ча-ле Ве-ли-кой Оте-че-ст-вен-ной вой-ны, о тя-же-сти пер-вых дней, о му-же-ст-ве за-щит-ни-ков Бре-ст-ской кре-по-сти. Но ма-те-ри-ал учеб-ни-ка, как мне ка-жет-ся, пре-дель-но сух и не-дос-та-точ-но эмо-цио-на-лен. По-это-му, что-бы соз-дать нуж-ный на-строй на уро-ке, я за-чи-ты-ваю от-ры-вок из по-вес-ти Бо-ри-са Ва-силь-е-ва «В спи-сках не зна-чил-ся» о по-след-них ми-ну-тах жиз-ни лей-те-нан-та Ни-ко-лая Плуж-ни-ко-ва.

«Он шел стро-го и пря-мо, ни-че-го не ви-дя, но точ-но ори-ен-ти-ру-ясь по зву-ку ра-бо-тав-ше-го мо-то-ра. И все стоя-ли на сво-их мес-тах, и он шел один, с тру-дом пе-ре-став-ляя рас-пух-шие, об-мо-ро-жен-ные но-ги.

И вдруг не-мец-кий лей-те-нант звон-ко и на-пря-жен-но, как на па-ра-де, вы-крик-нул ко-ман-ду, и сол-да-ты, щелк-нув каб-лу-ка-ми, чет-ко вски-ну-ли ору-жие «на ка-ра-ул». И не-мец-кий ге-не-рал, чуть по-мед-лив, под-нес ру-ку к фу-раж-ке.

А он, ка-ча-ясь, мед-лен-но шел сквозь строй вра-гов, от-да-вав-ших ему сей-час выс-шие во-ин-ские по-чес-ти. Но он не ви-дел этих по-чес-тей, а ес-ли бы и ви-дел, ему бы-ло бы уже все рав-но. Он был вы-ше всех мыс-ли-мых по-чес-тей, вы-ше сла-вы, вы-ше жиз-ни и вы-ше смер-ти.

Страш-но, в го-лос, как по по-кой-ни-ку, за-кри-ча-ли, за-вы-ли ба-бы. Од-на за дру-гой они па-да-ли на ко-ле-ни в хо-лод-ную ап-рель-скую грязь. Ры-дая, про-тя-ги-ва-ли ру-ки и кла-ня-лись до зем-ли ему, по-след-не-му за-щит-ни-ку так и не по-ко-рив-шей-ся кре-по-сти… Он шел и шел, шел гор-до и уп-ря-мо, как жил, и упал толь-ко то-гда, ко-гда до-шел.

Воз-ле ма-ши-ны.

Он упал на спи-ну, на-взничь, ши-ро-ко рас-ки-нув ру-ки… Упал сво-бод-ным и по-сле жиз-ни, смер-тию смерть по-прав.» Васильев Б.Л. “В списках не значился”… - М.: Детская литература, 1986. - стр. 220

Мне ни-ко-гда не за-быть ши-ро-ко рас-кры-тых дет-ских глаз, в ко-то-рых в этот мо-мент мож-но бы-ло про-чи-тать все: вос-хи-ще-ние, страх, не-на-висть, гор-дость. И я спра-ши-ваю се-бя в этот мо-мент: «Раз-ве бы мог школь-ный учеб-ник вы-звать у ре-бят та-кую бу-рю чувств, та-кой ин-те-рес к те-ме, та-кое по-ни-ма-ние?» И са-ма се-бе от-ве-чаю: «К со-жа-ле-нию, нет.»

При-вле-кае-мые на уро-ках ис-то-рии ху-до-же-ст-вен-ные об-ра-зы уси-ли-ва-ют идей-ную на-прав-лен-ность пре-по-да-ва-ния, да-ют учи-те-лю воз-мож-ность до-ве-сти до соз-на-ния уча-щих-ся идей-ное со-дер-жа-ние те-мы в дос-туп-ном кон-крет-ном ви-де, спо-соб-ст-вуя бо-лее проч-но-му за-кре-п-ле-нию в па-мя-ти уча-щих-ся изу-чае-мо-го ис-то-ри-че-ско-го ма-те-риа-ла. Ну, как здесь обой-тись без при-ме-ра? И в пя-том, и в седь-мом клас-сах есть те-ма пет-ров-ских пре-об-ра-зо-ва-ний, строи-тель-ст-ва Пе-тер-бур-га, зна-че-ния это-го го-ро-да для ис-то-ри-че-ско-го бу-ду-ще-го Рос-сии. На эту те-му мож-но дол-го и про-стран-но го-во-рить. Но за-чем? Ведь есть Пуш-кин.

«На бе-ре-гу пус-тын-ных волн

Сто-ял он, дум ве-ли-ких полн,

И вдаль гля-дел…

И ду-мал он:

От-сель гро-зить мы бу-дем шве-ду.

Здесь бу-дет го-род за-ло-жен

На-зло над-мен-но-му со-се-ду.

При-ро-дой здесь нам су-ж-де-но

В Ев-ро-пу про-ру-бить ок-но,

Но-гою твер-дой стать при мо-ре.

Сю-да по но-вым им вол-нам

Все фла-ги в гос-ти бу-дут к нам,

И за-пи-ру-ем на про-сто-ре.

Про-шло сто лет, и юный град,

Пол-нощ-ных стран кра-са и ди-во,

Из тьмы ле-сов, из то-пи блат

Воз-нес-ся пыш-но, гор-де-ли-во…

В гра-нит оде-ла-ся Не-ва;

Мос-ты по-вис-ли над во-да-ми;

Тем-но-зе-ле-ны-ми са-да-ми

Ее по-кры-лись ост-ро-ва,

И пе-ред млад-шею сто-ли-цей

По-мерк-ла ста-рая Мо-ск-ва…» Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Том 2… - М.: Художественная литература, 1986. - стр. 173

В про-из-ве-де-ни-ях ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры мы на-хо-дим кон-крет-ный ма-те-ри-ал, как пра-ви-ло, от-сут-ст-вую-щий в учеб-ных по-со-би-ях, -- об-ста-нов-ку и ко-ло-рит эпо-хи, мет-кие ха-рак-те-ри-сти-ки и де-та-ли бы-та, яр-кие фак-ты и опи-са-ние об-ли-ка лю-дей про-шло-го. На-при-мер, что-бы уча-щие-ся седь-мо-го клас-са бо-лее чет-ко пред-ста-ви-ли се-бе об-лик Емель-я-на Пу-га-че-ва, я за-чи-ты-ваю от-ры-вок из «Ка-пи-тан-ской доч-ки» Пуш-ки-на.

«…му-жик слез с по-ла-тей. На-руж-ность его по-ка-за-лась мне за-ме-ча-тель-ная: он был лет со-ро-ка, рос-ту сред-не-го, ху-до-щав и ши-ро-ко-плеч. В чер-ной бо-ро-де его по-ка-зы-ва-лась про-седь; жи-вые боль-шие гла-за так и бе-га-ли. Ли-цо его име-ло вы-ра-же-ние до-воль-но при-ят-ное, но плу-тов-ское. Во-ло-са бы-ли об-стри-же-ны в кру-жок; на нем был обор-ван-ный ар-мяк и та-тар-ские ша-ро-ва-ры…» Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Том 3… - М.: Художественная литература, 1986. - стр. 240

Та-ким об-ра-зом, ху-до-же-ст-вен-ная ли-те-ра-ту-ра ил-лю-ст-ри-ру-ет на-уч-ный ма-те-ри-ал ис-то-рии, ком-мен-ти-ру-ет его ху-до-же-ст-вен-ны-ми сю-же-та-ми, уг-луб-ля-ет по-ни-ма-ние, воз-бу-ж-да-ет жи-вой ин-те-рес к яв-ле-ни-ям жиз-ни, вы-зы-вая эмо-цио-наль-ные пе-ре-жи-ва-ния.

Ме-сто ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры

на уро-ке ис-то-рии

и прин-ци-пы ее от-бо-ра.

Ос-нов-ные зна-ния по ис-то-рии уча-щие-ся по-лу-ча-ют че-рез рас-сказ учи-те-ля. Ни-ти рас-ска-за про-кла-ды-ва-ют в соз-на-нии де-тей свя-зи с про-шлым на-ро-да и стра-ны. Сло-во учи-те-ля, пре-дель-но точ-ное, пол-ное стре-ми-тель-ной мыс-ли и не-под-дель-но-го чув-ст-ва, во мно-гом пре-до-пре-де-ля-ет ус-пех обу-че-ния. Од-на-ко учи-тель не все-гда на-хо-дит нуж-ную гам-му яр-ких изо-бра-зи-тель-ных средств для кон-крет-ной и об-раз-ной пе-ре-да-чи зна-ний. На по-мощь ему, а зна-чит и уча-щим-ся, долж-ны прий-ти про-из-ве-де-ния пи-са-те-лей и по-этов.

Но при от-бо-ре про-из-ве-де-ний ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры для уро-ков ис-то-рии не-об-хо-ди-мо учи-ты-вать два мо-мен-та. Во-пер-вых, по-зна-ва-тель-но-вос-пи-та-тель-ную цен-ность ма-те-риа-ла (т. е. прав-ди-вое из-ло-же-ние ис-то-ри-че-ских яв-ле-ний). С. П. Бо-ро-дин под-чер-ки-вал, что вы-мы-сел «дол-жен на-хо-дить-ся в пре-де-лах ис-то-ри-че-ской и бы-то-вой дос-то-вер-но-сти.» Бородин С.П. Дороги.- В кн.: Бородин С. Молниеносный Баязет.- М.: 1976, стр. 528-529 Во-вто-рых, его вы-со-кую ху-до-же-ст-вен-ную цен-ность.

От-рыв-ки из про-из-ве-де-ний ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры, ис-поль-зуе-мые на уро-ках ис-то-рии, долж-ны в се-бе со-дер-жать:

1. жи-вое изо-бра-же-ние ис-то-ри-че-ских со-бы-тий, изу-че-ние ко-то-рых пре-ду-смот-ре-но школь-ной про-грам-мой;

2. об-ра-зы ис-то-ри-че-ских дея-те-лей и изо-бра-же-ние на-род-ных масс;

3. кар-тин-ное опи-са-ние об-ста-нов-ки, в ко-то-рой раз-во-ра-чи-ва-ют-ся со-бы-тия про-шло-го.

Т. е. ху-до-же-ст-вен-ная ли-те-ра-ту-ра по-мо-га-ет луч-ше ус-ваи-вать ис-то-ри-че-ские со-бы-тия. Но не ка-ж-дое про-из-ве-де-ние ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры мо-жет быть ис-поль-зо-ва-но на уро-ке ис-то-рии. Ну-жен тща-тель-ный от-бор.

Клас-си-фи-ка-ция про-из-ве-де-ний

ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры

для уро-ков ис-то-рии.

Ху-до-же-ст-вен-ная ли-те-ра-ту-ра, ис-поль-зуе-мая в пре-по-да-ва-нии ис-то-рии, мо-жет быть раз-де-ле-на на две груп-пы: ли-те-ра-тур-ные па-мят-ни-ки изу-чае-мой эпо-хи и ис-то-ри-че-скую бел-лет-ри-сти-ку.

Что мы от-но-сим к ли-те-ра-тур-ным па-мят-ни-кам? Ко-неч-но, это про-из-ве-де-ния, соз-дан-ные в ту эпо-ху, ко-то-рую мы изу-ча-ем, т. е. про-из-ве-де-ния, на-пи-сан-ные со-вре-мен-ни-ка-ми опи-сы-вае-мых яв-ле-ний и со-бы-тий. Про-из-ве-де-ния этой груп-пы яв-ля-ют-ся свое-об-раз-ны-ми до-ку-мен-та-ми эпо-хи и слу-жат для ис-то-ри-че-ской нау-ки од-ним из ис-точ-ни-ков зна-ний о про-шлом. Ко-неч-но, нуж-но учи-ты-вать, что ли-те-ра-тур-ные па-мят-ни-ки эпо-хи изо-бра-жа-ют жизнь сво-его вре-ме-ни сквозь приз-му взгля-дов ав-то-ра. По-это-му не-об-хо-дим кри-ти-че-ский под-ход к ху-до-же-ст-вен-но-му про-из-ве-де-нию. Яр-ки-ми при-ме-ра-ми та-ких про-из-ве-де-ний яв-ля-ют-ся «Сло-во о пол-ку Иго-ре-ве», на-пи-сан-ное в 1185 го-ду в Кие-ве по слу-чаю на-па-де-ния по-ло-вец-ко-го ха-на Кон-ча-ка. Или «Ска-за-ние о Ма-мае-вом по-бои-ще», по-свя-щен-ное Ку-ли-ков-ской бит-ве.

Дру-гую груп-пу со-став-ля-ют про-из-ве-де-ния ис-то-ри-че-ской бел-лет-ри-сти-ки (ис-то-ри-че-ский ро-ман, по-весть и т. д.). Эти про-из-ве-де-ния не яв-ля-ют-ся ни ли-те-ра-тур-ны-ми па-мят-ни-ка-ми эпо-хи, ни жи-вым сви-де-тель-ст-вом ее со-вре-мен-ни-ков, по-это-му не мо-гут слу-жить ис-то-ри-че-ским ис-точ-ни-ком. Но они мо-гут быть пре-крас-ным сред-ст-вом оз-на-ком-ле-ния уча-щих-ся с ре-зуль-та-та-ми изу-че-ния про-шло-го, при-том в ув-ле-ка-тель-ных сю-же-тах, кон-крет-ных об-раз-ах и вы-ра-зи-тель-ных ха-рак-те-рах, т. е. наи-бо-лее дос-туп-но и ин-те-рес-но. Эти про-из-ве-де-ния да-ют нам сред-ст-ва для кон-кре-ти-за-ции и ил-лю-ст-ра-ции из-ла-гае-мо-го учеб-но-го ма-те-риа-ла, по-мо-га-ют кар-тин-но-сти са-мо-го из-ло-же-ния.

Не-об-хо-ди-мо, что-бы уча-щие-ся уме-ли раз-ли-чать эти груп-пы про-из-ве-де-ний. И здесь долж-на быть чет-кая по-зи-ция учи-те-ля. На-при-мер, на уро-ке ис-то-рии в 8 клас-се, да-вая ха-рак-те-ри-сти-ку Ма-карь-ев-ской яр-мар-ке на-ча-ла XIX ве-ка, я про-чи-таю от-ры-вок:

«… пе-ред ним

Ма-карь-ев су-ет-но хло-по-чет,

Ки-пит оби-ли-ем сво-им.

Сю-да жем-чуг при-вез ин-де-ец,

Под-дель-ны ви-ны ев-ро-пе-ец,

Та-бун бра-ко-ван-ных ко-ней

При-гнал за-во-дчик из сте-пей,

Иг-рок при-вез свои ко-ло-ды

И горсть ус-луж-ли-вых кос-тей,

По-ме-щик -- спе-лых до-че-рей,

А доч-ки -- про-шло-год-ни мо-ды.

Всяк суе-тит-ся, лжет за двух,

И всю-ду мер-кан-тиль-ный дух.» Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Том 2… - М.: Художественная литература, 1986. - стр. 341

При этом бу-дет от-ме-че-но, что эту ха-рак-те-ри-сти-ку да-ет та-кой на-блю-да-тель-ный со-вре-мен-ник, как А. С. Пуш-кин в ро-ма-не «Ев-ге-ний Оне-гин». Но в то же вре-мя, рас-ска-зы-вая о на-ча-ле Смут-но-го вре-ме-ни на уро-ках ис-то-рии в седь-мом клас-се и за-чи-ты-вая от-ры-вок из «Бо-ри-са Го-ду-но-ва», сто-ит от-ме-тить, что Пуш-кин не яв-лял-ся со-вре-мен-ни-ком тех со-бы-тий.

Не-об-хо-ди-мо ка-ж-дый раз на уро-ках ис-то-рии вос-пи-ты-вать у уча-щих-ся раз-лич-ное от-но-ше-ние к бел-лет-ри-сти-че-ским про-из-ве-де-ни-ям на ис-то-ри-че-ские те-мы, с од-ной сто-ро-ны, и к ли-те-ра-тур-ным па-мят-ни-кам эпо-хи -- с дру-гой, на-хо-дить в этих про-из-ве-де-ни-ях ис-то-ри-че-ский ма-те-ри-ал, свя-зы-вая его со-дер-жа-ние с со-бы-тия-ми про-шло-го, изу-чае-мы-ми в кур-се ис-то-рии в шко-ле.

Ме-то-ди-ка ис-поль-зо-ва-ния

ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры

на уро-ке ис-то-рии.

Зна-че-ние ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры в ре-ше-нии по-зна-ва-тель-но-вос-пи-та-тель-ных за-дач обу-че-ния ис-то-рии ши-ро-ко и раз-но-сто-рон-не. От-сю-да раз-но-об-раз-на и ме-то-ди-ка ее при-ме-не-ния.

Бы-ва-ют уро-ки, ко-то-рые мож-но поч-ти це-ли-ком по-стро-ить на ма-те-риа-ле ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры. В ка-че-ст-ве при-ме-ра мож-но при-вес-ти урок в пя-том клас-се по кур-су древ-не-го ми-ра «По-эмы Го-ме-ра «Илиа-да» и «Одис-сея»». Или урок в седь-мом клас-се по те-ме «Раз-ви-тие ли-те-ра-ту-ры и ис-кус-ст-ва», ко-гда часть уро-ка от-во-дит-ся изу-че-нию кни-ги А. Н. Ра-ди-ще-ва «Пу-те-ше-ст-вие из Пе-тер-бур-га в Мо-ск-ву». Или «Дви-же-ние под пред-во-ди-тель-ст-вом Емель-я-на Пу-га-че-ва» по по-вес-ти А. С. Пуш-ки-на «Ка-пи-тан-ская доч-ка». Та-кие уро-ки не-со-мнен-но про-хо-дят «на ура». Но го-то-вить их край-не слож-но, т. к. при-хо-дит-ся из боль-шо-го про-из-ве-де-ния тща-тель-но от-би-рать ма-те-ри-ал, со-став-лять из не-го строй-ный рас-сказ, не за-бы-вая при этом о пла-не уро-ка и учи-ты-вая вре-мя.

Не-сколь-ко про-ще вклю-чить об-ра-зы ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры в из-ло-же-ние на уро-ке. И то-гда ма-те-ри-ал ху-до-же-ст-вен-но-го про-из-ве-де-ния вос-при-ни-ма-ет-ся не как ли-те-ра-тур-ная ци-та-та, а как не-от-де-ли-мый эле-мент кра-соч-но-го из-ло-же-ния. Так, на-при-мер, на уро-ке в седь-мом клас-се по те-ме «Пол-тав-ская бит-ва», опи-сы-вая ре-шаю-щий мо-мент сра-же-ния, я все-гда ци-ти-рую Пуш-ки-на:

«И с ни-ми цар-ские дру-жи-ны

Со-шлись в ды-му сре-ди рав-ни-ны:

И гря-нул бой, Пол-тав-ский бой!

В ог-не, под гра-дом рас-ка-лен-ным,

Сте-ной жи-вою от-ра-жен-ным,

Над пад-шим стро-ем све-жий строй

Шты-ки смы-ка-ет. Тяж-кой ту-чей

От-ря-ды кон-ни-цы ле-ту-чей,

Браз-да-ми, саб-ля-ми зву-ча,

Сши-ба-ясь, ру-бят-ся спле-ча.

Бро-сая гру-ды тел на гру-ду,

Ша-ры чу-гун-ные по-всю-ду

Меж ни-ми пры-га-ют, ра-зят,

Прах ро-ют и в кро-ви ши-пят.

Швед, рус-ский -- ко-лет, ру-бит, ре-жет.

Бой ба-ра-бан-ный, кли-ки, скре-жет,

Гром пу-шек, то-пот, ржа-нье, стон,

И смерть и ад со всех сто-рон.» Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Том 2… - М.: Художественная литература, 1986. - стр. 120

Этот от-ры-вок очень ор-га-нич-но впле-та-ет-ся в рас-сказ, и от это-го урок, не-со-мнен-но, вы-иг-ры-ва-ет.

Очень час-то на уро-ках я ис-поль-зую та-кой при-ем, как крат-кий пе-ре-сказ ху-до-же-ст-вен-но-го про-из-ве-де-ния. Так, на-при-мер, на уро-ке в пя-том клас-се по те-ме «Ре-ли-гия древ-них егип-тян» уме-ст-но ис-поль-зо-вать пе-ре-сказ кни-ги И. Ра-ка «В цар-ст-ве пла-мен-но-го Ра» (ми-фы Древ-не-го Егип-та).

Кро-ме это-го, ино-гда на уро-ках я ис-поль-зую крат-кие сти-хо-твор-ные ци-та-ты. Они, как пра-ви-ло, сжа-ты, вы-ра-зи-тель-ны, про-из-во-дят силь-ное впе-чат-ле-ние, лег-ко за-по-ми-на-ют-ся. Рас-ска-зы-вая о тя-же-сти Ле-нин-град-ской бло-ка-ды, ци-ти-рую О. Берг-гольц:

«Сто два-дцать пять бло-кад-ных грамм

С ог-нем и кро-вью по-по-лам» Берггольц О. Избранные произведения. - Л.: Советский писатель, 1983. - стр. 126

И здесь уме-ст-но вспом-нить вы-ска-зы-ва-ние Воль-те-ра:

«Есть мыс-ли, из ко-то-рых про-све-щен-ный че-ло-век мо-жет из-влечь поль-зу и ко-то-рые, бу-ду-чи креп-ко свя-за-ны в силь-ные сти-хи, лег-ко удер-жи-ва-ют-ся в па-мя-ти» Вольтер. Кандид, или Оптимизм. - М.: Художественная литература, 1971. - стр. 432

По-ми-мо крат-кой ци-та-ты на сво-их уро-ках я ис-поль-зую про-стран-ную ци-та-ту опи-са-тель-но-го или по-ве-ст-во-ва-тель-но-го ха-рак-те-ра. При-ме-ра-ми та-ких уро-ков мо-гут быть: вось-мой класс «Бо-ро-дин-ское сра-же-ние» и чте-ние от-рыв-ка из «Вой-ны и ми-ра» Л. Н. Тол-сто-го; де-вя-тый класс «Рус-ско-япон-ская вой-на» и ци-та-та из ро-ма-на А. Сте-па-но-ва «Порт-Ар-тур» и т. д. Чте-ние на уро-ках от-рыв-ков из ис-то-ри-че-ских ро-ма-нов не толь-ко по-мо-га-ет ре-ше-нию об-ра-зо-ва-тель-ных за-дач уро-ка, но и яв-ля-ет-ся од-ним из прие-мов про-па-ган-ды кни-ги. Ведь не сек-рет, что на-ши де-ти сей-час боль-ше за-ня-ты «те-ле-ка-ми», «ви-ди-ка-ми», «со-ни-ка-ми» и т. д. и т. п. Чи-та-ют же они край-не ма-ло. А на та-ких уро-ках уча-щие-ся зна-ко-мят-ся с луч-ши-ми об-раз-ца-ми ис-то-ри-че-ской бел-лет-ри-сти-ки, рас-ши-ря-ет-ся их кру-го-зор, обо-га-ща-ют-ся пред-став-ле-ния о про-шлом.

Но чте-ние боль-ших от-рыв-ков на уро-ке тре-бу-ет вре-ме-ни. По-это-му час-то я ог-ра-ни-чи-ва-юсь на-по-ми-на-ни-ем ли-те-ра-тур-но-го об-раза ссыл-кой на зна-ко-мое уча-щим-ся ли-те-ра-тур-ное про-из-ве-де-ние. При этом точ-но ука-зы-ва-ет-ся кон-крет-ный об-раз, эпи-зод. Та-кие ссыл-ки ожив-ля-ют внут-рен-нюю на-гляд-ность из-ло-же-ния, обо-га-ща-ют вос-при-ятие ис-то-ри-че-ско-го ма-те-риа-ла, об-лег-ча-ют его ос-мыс-ли-ва-ние уча-щи-ми-ся.

По-жа-луй, сто-ит по-го-во-рить и еще об од-ном из прие-мов ис-поль-зо-ва-ния ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры на уро-ках ис-то-рии. Это раз-бор ли-те-ра-тур-но-го па-мят-ни-ка. Про-во-дит-ся он ли-бо ме-то-дом ком-мен-ти-ро-ван-но-го чте-ния, ли-бо ме-то-дом раз-вер-ну-той бе-се-ды. Эта ра-бо-та на-по-ми-на-ет раз-бор ис-то-ри-че-ско-го до-ку-мен-та. Про-чи-ты-ва-ем вслух ис-точ-ник, а за-тем ана-ли-зи-ру-ем его по час-тям, ста-вим во-про-сы. Та-ким ме-то-дом мы раз-би-ра-ем те-му «Эко-но-ми-че-ское раз-ви-тие Рос-сии» в вось-мом клас-се. Раз-би-ра-ем от-ры-вок из «Ев-ге-ния Оне-ги-на», где да-ет-ся опи-са-ние ка-би-не-та Оне-ги-на, в ко-то-ром име-лось:

«Все, чем для при-хо-ти обиль-ной

Тор-гу-ет Лон-дон ще-пе-тиль-ный

И по Бал-ти-че-ским вол-нам

За лес и са-ло во-зит нам,

Все, что в Па-ри-же вкус го-лод-ный,

По-лез-ный про-мы-сел из-брав,

Изо-бре-та-ет для за-бав,

Для рос-ко-ши, для не-ги мод-ной, -- Все ук-ра-ша-ло ка-би-нет

Фи-ло-со-фа в осьм-на-дцать лет.» Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Том 2… - М.: Художественная литература, 1986. - стр. 194-195

А за-тем уча-щим-ся пред-ла-га-ют-ся во-про-сы: ка-ко-вы пред-ме-ты рус-ско-го вы-во-за в на-ча-ле XIX ве-ка? Ка-кие то-ва-ры пре-иму-ще-ст-вен-но вво-зи-лись в Рос-сию и кто был их по-ку-па-те-лем? С ка-ки-ми стра-на-ми тор-го-ва-ла Рос-сия?

Не так дав-но я ста-ла ис-поль-зо-вать на сво-их уро-ках еще один при-ем. Как пра-ви-ло, на по-вто-ри-тель-но-обоб-щаю-щих уро-ках. Уча-щие-ся по-лу-ча-ют от-ры-вок из ли-те-ра-тур-но-го про-из-ве-де-ния. И по не-му они долж-ны на-звать со-бы-тия или ис-то-ри-че-ско-го дея-те-ля. И рас-ска-зать все, что им из-вест-но об этом со-бы-тии или дея-те-ле. На-при-мер:

пя-тый класс: «Сто-ял та-кой ве-ли-кий стон,

Шел бой с та-кою кро-вью,

Что был в баг-рец ок-ра-шен Дон

До са-мо-го ни-зо-вья.»

Н. Кон-ча-лов-ская «На-ша древ-няя сто-ли-ца»

шес-той класс: «Ос-ле-п-лен-ный пол-ко-во-дец,

На во-зу бес-страш-но стоя,

Го-ло-сом, по-доб-ным гро-му,

На-прав-ля-ет ярость боя.»

Н. Ле-нау «Ян Жиж-ка»

В седь-мом клас-се за-да-ние мо-жет быть ус-лож-не-но. На-при-мер, на по-вто-ри-тель-но-обоб-щаю-щем уро-ке по те-ме «Смут-ное вре-мя в Рос-сии» я пред-ла-гаю уча-щим-ся не толь-ко оп-ре-де-лить, ка-ко-му ис-то-ри-че-ско-му ли-цу по-свя-щен тот или иной ли-те-ра-тур-ный от-ры-вок, но и сре-ди пред-ло-жен-ных порт-ре-тов най-ти это-го дея-те-ля. Та-кое за-да-ние все-гда вы-зы-ва-ет не-под-дель-ный ин-те-рес и ожив-ля-ет урок.

Ме-то-ды и прие-мы, с по-мо-щью ко-то-рых мо-гут быть ис-поль-зо-ва-ны ма-те-риа-лы ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры, мно-го-об-раз-ны. Мно-гое за-ви-сит от мас-тер-ст-ва учи-те-ля, от уров-ня под-го-тов-ки клас-са и дру-гих ус-ло-вий. По-это-му, на-ме-чая ис-поль-зо-ва-ние на уро-ке то-го или ино-го от-рыв-ка, на-до ис-хо-дить из кон-крет-ных за-дач уро-ка, из его ос-нов-но-го содержания, и ка-ж-дый раз оп-ре-де-лять, ка-кой из этих ли-те-ра-тур-ных ма-те-риа-лов, в ка-ком объ-е-ме и в ка-кой фор-ме це-ле-со-об-раз-но при-влечь.

За-клю-че-ние.

Ко-неч-но, на-ша ис-то-рия бо-га-та и раз-но-об-раз-на. Не ме-нее бо-га-та и на-ша ли-те-ра-ту-ра. По-это-му, та-кие мно-го-пла-но-вые и раз-но-об-раз-ные мо-гут быть уро-ки ис-то-рии с ис-поль-зо-ва-ни-ем ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры. И ес-ли мо-жет быть удач-ный при-мер ус-та-нов-ле-ния меж-пред-мет-ных свя-зей, то это связь ис-то-рии с ли-те-ра-ту-рой. Прав-да, ху-до-же-ст-вен-ный об-раз вво-дит-ся не для ук-ра-ше-ния уро-ка и раз-вле-че-ния уча-щих-ся, а для по-мо-щи в по-зна-нии ис-то-ри-че-ско-го про-шло-го, т. е. для ре-ше-ния об-ра-зо-ва-тель-ных и вос-пи-та-тель-ных за-дач уро-ка. Це-ле-со-об-раз-ная и хо-ро-шо про-ду-ман-ная ра-бо-та по ис-поль-зо-ва-нию ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры в про-цес-се изу-че-ния ис-то-рии при-не-сет не-оце-ни-мую поль-зу уча-щим-ся, по-вы-сит ин-те-рес к пред-ме-ту, обес-пе-чит боль-шую эф-фек-тив-ность тру-да учи-те-ля ис-то-рии. Ведь не-да-ром Я. А. Ко-мен-ский в «Ве-ли-кой ди-дак-ти-ке» пи-сал: «Все-ми воз-мож-ны-ми спо-со-ба-ми нуж-но вос-пла-ме-нять в де-тях го-ря-чее стрем-ле-ние к зна-нию и уче-нию». Это я и пы-та-юсь де-лать на сво-их уро-ках по-сред-ст-вом ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры.

Ли-те-ра-ту-ра.

1. Ва-гин А. Ме-то-ди-ка пре-по-да-ва-ния ис-то-рии в сред-ней шко-ле.- М.: Про-све-ще-ние, 1968

2. Ва-гин А. Ху-до-же-ст-вен-ная ли-те-ра-ту-ра в пре-по-да-ва-нии но-вой ис-то-рии.- М.: Про-све-ще-ние, 1978

3. Кле-то-го-нов А. Про-из-ве-де-ния древ-не-рус-ской ли-те-ра-ту-ры на уро-ках ис-то-рии.- “Пре-по-да-ва-ние ис-то-рии в шко-ле”, №8, 1994

4. Пар-ша-чен-ко П. Ху-до-же-ст-вен-ная ли-те-ра-ту-ра на уро-ках ис-то-рии.- “Пре-по-да-ва-ние ис-то-рии в шко-ле”, №5-6, 1992

5. Ме-то-ди-че-ское по-со-бие по ис-то-рии: 8 класс. Под ред. А.Пре-об-ра-жен-ско-го.- М.: Про-све-ще-ние, 1989

6. Ле-бе-де-ва И. Ор-га-ни-за-ция и про-ве-де-ние ис-то-ри-че-ских олим-пи-ад в 6-9 клас-сах.- М.: Про-све-ще-ние, 1990

7. Шес-та-ков А. Ис-то-рия СССР в ху-до-же-ст-вен-но-ис-то-ри-че-ских об-раз-ах.- М.: Про-све-ще-ние, 1985



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.