Особое внимание отводится методам позволяющим активизировать самостоятельную деятельность учащихся. Известно, что время начала изучения химии в школе (8 класс) соответствует подростковому периоду развития личности учеников (11-12 - 14-15 лет). В этом возрасте для подростка наиболее привлекательными становятся формы проведения занятий, позволяющие проявить самостоятельность и инициативу. Он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему [4]. Примеры занятий активно использующих данный принцип более подробно рассмотрены в параграфах «Введение понятия о химической реакции», «Формирование знаний о кинетике химических реакций».
Итак, в рассмотренных методических подходах применяются следующие методы:
1. общелогические: абстрагирование, индуктивный подход выведения понятий, обобщение, конкретизация и другие.
2. общепедагогические: рассказ, рассуждение, беседа и другие.
3. специфические: химический эксперимент, наблюдение и объяснение химических объектов.
Данные методы применяются в совокупности, так как часто применение какой-либо одной группы методов не приводит к эффективным положительным результатам. Интеграция этих методов в определенном сочетании приводит к появлению метода обучения химии.
Интерес к учебному предмету во многом зависит от того, в какой именно форме учитель подаст изучаемый материал, насколько увлекательно и доходчиво объяснит его. Именно эти качества и необходимо учитывать при выборе методов обучения, ведь только правильно выбранный метод позволит активизировать интерес к учению, усилит мотивацию учения.
Список литературы
1. Кузнецова Л. М., Дронова Н. Ю., Евстигнеева Т. А. К методике изучения химической кинетики и химического равновесия // Химия в школе. - 2001. - № 9. - с.7.
2. Кузнецова Н. Е. Методика преподавания химии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по хим. и биол. спец. - М.: Просвещение, 1984. -415 с., ил.
3. Кузнецова Н. Е. Формирование систем понятий при обучении химии. - М.: Просвещение, 1989. - 144 с.
4. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 9-е изд., стереотип. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 456 с.
5. Пак М. С. Основы дидактики химии: учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. -307 с.
6. Стабалдина С. Т. Принципы и законы диалектики в обучении химии // Химия в школе. - 2003. - № 7. - с.16.
7. Трофимова И. В. Реакции ионного обмена в водных растворах // Химия в школе. - 2005. - № 10. - с.10-16.
8. Турлакова Е. В. Использование схем-конспектов при изучении закономерностей химических реакций. // Химия в школе. - 1997. - № 1. - с.6.
9. Химия. 8 класс: Поурочные планы (по учебнику Л. С. Гузея и др.). I полугодие / Авт. - сост. С. Ю. Дибленко. - Волгоград: Учитель, 2004. - 144 с.
10. Химия. 8 класс: Поурочные планы (по учебнику Л. С. Гузея и др.). II полугодие / Авт. - сост. С. Ю. Дибленко. - Волгоград: Учитель, 2004. - 168 с.
11. Химия. 9 класс: Поурочные планы (по учебнику Л. С. Гузея и др.). I полугодие / Авт. - сост. С. Ю. Дибленко, Е. А. Смирнова, С. М. Колмыкова. - Волгоград: Учитель, 2005. - 169 с.
12. Ходаков Ю. В., Эпштейн Д. А., Глориозов П. А. и др. Преподавание химии в 7-8 классах: Метод. пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1969. - 318 с.
13. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: .: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 336 с.
14. Шелинский Г. И. Насущные вопросы формирования важнейших химических понятий химии на начальном этапе обучения // Химия в школе. - 2001. - № 5. - с.17.
15. Шилов В. И. Использование минералов при формировании химических понятий // Химия в школе. - 2006. - №3. - с.32.
Приложение
Ряды кислот
Порядок константы диссоциации
1. НСЮ4, HI, HBr, HCI, НМп04, H2S04, H2Se04, H2Cr207, HN03
2. Н4Р207 < Н2Сг04 = НЮ3 = НВг03 ? H2S203
10 -1
3. НСг2О7- = НСЮ2 = HSe04- ?H2S03 = НSО-4 ? HS203 < НЮ4
= Н3Р03
10 -2
4. Н2Те = H2Se03 = Н2Те03 < H3As04 < Н3Р04 = Н3Р2О4
10 -3
5. H2Se < НСООН = Н2В407 < HF = НN02
10 -4
6. СН3СООН
10 -5
7. Н2Р03 = H2As04 < НСг04 = Н2С03
10 -6
8. НТеОз < Н6Те06 = НСЮ = H2S = HS03 = Н2Р04
10 -8
9. НВЮ = HSe03-
10 -9
10. H2Si03 = H4Si04 < HCN = H3As03 = H3B03 < NH+
10 -10
11. HSe" = НЮ < НСОз < НМп04
10 -11
12. H3Si04 < Н202 = HAsО2-
10 -12
13. HS - = НАЮ2 = НТе- ? HPO42-
10 -13
14 H2SiO42-
10 -14
15. Н2О
10 -16
Вытеснительная таблица кислот.
HClO4
HJ
HBr
HCl
HMnO4
H2SO4
HNO3
H2CrO4
H2SO3
HSO4-
H3PO4
HF
HNO2
HCrO4
H2CO3
H2S
HSO3
H2PO4
H2SiO3
NH4+
HCO3-
HS-
HPO42-
^
<
HM4
H2C4
H2O3
HCr-
HSO3-
H2PO4-
Ряды кислот, расположенных в порядке убывания значений констант диссоциации.
Страницы: 1, 2, 3, 4