Ломоносов учел также то, в каких условиях будет происходить трудовая деятельность. К ним он относил предварительную подготовку к выполнению того или иного дела, обоснование цели работы, планирование ее хода, подбор необходимых инструментов, анализ результатов. Он убеждал работать с желанием, прилежанием, искусно, «со всяким рачением и верностию исправлять подлежащую... должность». Трудовые операции должны быть продуманы и располо-жены в определенной последовательности. При этом он рекомендовал опираться на имеющийся опыт и научные достижения. Важным в педа-гогическом отношении явилось предложение Ломоносова все изготов-ленные вещи хранить «в обособливом покое, каждая обособливо под нумерами», а за труд «выдавать заслуженное... жалованье все сполна».
Следуя традициям гуманизма, Ломоносов считал, что человек дол-жен быть счастливым. В понятие «счастье» он вкладывал особый смысл, подразумевая под ним не столько удовлетворенность своей жизнью, сколько возможность служить на благо отечества. «Не для того мы живем на свете, чтобы насыщаться, но для того насыщаемся, чтобы жить». Осознание счастья приходит к человеку через трудно-сти и лишения: «Ежели бы небо благословило, чтобы человек препро-вождал жизнь свою безбедно, то бы он своего счастия не мог чувство-вать».
Ломоносов считал нравственность одной из величайших ценностей, «ибо в единой токмо добродетели состоит человеческое совершенство. Един добродетельный совершенно богат, что больше богатства не желает, всем изобилен, что добродетельно все недостатки наполняет, во всем честен, ибо добродетель есть сама себе честь и похвала; она есть в недостатках довольство и в нищете изобилие».
По мнению ученого, интенсивное нравственное воспитание детей осуществляется в семье и школе. В публицистических работах Ломоно-сов заметил, что во многих семьях дети не получают хорошего воспитания. Он предлагал оградить молодых людей от вредного влияния семьи и заниматься вос-питанием «просвещенного юношества» в условиях учебных заведений.
Основой нравственного воспитания Ломоносов считал родной язык. Он высоко ценил его богатство, красоту, музыкальность.
Именно Ломоносов-педагог выдвинул идею о воспитательном значении русского языка. Его изучение способствует формированию патриотизма, уважения к национальной культуре, распространению грамот-ности и науки. Благодаря усилиям Ломоносова в гимназии появились классы русского языка («Российская школа»). В «Российской школе» изуча-лись русский язык и русская история. Все предметы в гимназии, за исключением философии, преподавались на русском языке. В «Проекте регламента московских гимназий» Ломоносов рекомендовал в «Российской школе» обучать детей народным русским способом: «Грамоте обыкновенным старинным порядком, то есть азбуку, часо-слов и псалтырь... Потом учить писать по предписанному доброму великороссийскому почерку и приучивать читать печать граждан-скую». Ломоносов считал, что для глубокого образования каждому учащемуся следует овладеть русским языком: «Итак, ежели принятый школьник еще российской грамоте не знает, должен только в российс-ком первом классе дотоле обучаться, пока писать и читать искусен будет. Ежели который школьник грамоте российской довольно иску-сен в Гимназию вступил, того, обучив первым основаниям российской грамматики в нижнем классе, обучать в латинской школе в нижнем классе, что показано четыре дни в неделю; а прочие два дни в школе первых оснований наук показывать арифметику». Он требовал, чтобы уже в первом русском классе дети могли «читать и писать в совершенстве». «Нужно следить и за тем, чтобы они учились писать буквы красиво, в чем должен быть искусен и сам учитель этого класса». Лишь после изучения русского языка допускался переход в другие классы, к другим наукам.
Для обучения учащихся необходимо было подготовить учебное пособие, за разработку которого взялся сам Ломоносов. «Российская грамматика» была построена на передовом языковедении, на тонком знании русского языка, его диалектов. Долгое время это был самый авторитетный учебник русского языка.
Особенности методики
Проблемы воспитания Ломоносов рассматривал в тесной связи с дидакти-ческими вопросами. Его волновали постановка обучения, содержание образования молодежи, приобщение ее к науке. В занятиях наукой он видел богатейшие возможности для воспитания у молодежи нравствен-ности. Ломоносов отрицал распространенную в те времена мысль о том, что русские не способны к наукам. Он полагал, что наукой следует овладевать всем членам общества. Поэтому требовал отмены сослов-ных ограничений в образовании, расширения сети учебных заведений, широкого общего образования юношества.
В таких документах, как «Проект регламента Академической гим-назии» и «Проект регламента московских гимназий», он выступил сто-ронником классно-урочной системы. Это была новая идея в русской педагогике, которую Ломоносов сам воплотил на практике. Он считал, что в рамках урока можно более полно использовать воспитательную функцию обучения. По мнению Ломоносова, обучение должно быть построено по определенной схеме, с учетом особенностей вос-приятия:
1. проверка выполнения «домашних экзерциций» (домашних упражнений);
2. сообщение новых знаний, выполнение «дневных зада-ний» на уроке.
Много внимания он уделял практике, постановке опы-тов, практической значимости знаний. Эти положения тесно связаны с идеями великого чешского педагога Я. А. Коменского.
Ломоносов полагал, что умственное развитие может быть резуль-тативным тогда, когда в процессе обучения педагог будет использовать определенные дидактические правила или принципы. Он добивался соблюде-ния принципа доступности обучения. Ломоносов, учитывая особенности детского познания, сове-товал идти в обучении от простого к сложному: «Заблуждались бы математики, если бы, отбросив самые простые понятия, стали исследо-вать трудные». Он предлагал применять систему уроков и систему домашних заданий. Рекомендовал, опираясь на возрастные особенно-сти детей, развивать их познавательную активность и самостоятель-ность. С этой целью Ломоносов разработал специальные упражнения. В гимназии они выполнялись в присутствии одного учителя или «при других классах». Ломоносов предлагал проводить совместные занятия учащихся, на которых они могли ока-зывать друг другу помощь. Исключение составляли экзамены.
Учебные планы, составленные Ломоносовым, показывают, что он стремился осуществить разностороннее образова-ние, избежать перегрузки учащихся. Впервые в русской педагогике он выступил сторонником синтеза классического, естест-веннонаучного и реального образования. Он поставил задачу приобщения детей к духовным ценностям прошлых веков, развития их любознательности, творчества.
Его своеобразный педагогический подход к постановке реального образования проявился в отборе учеб-ного материала. В его методах обучения ярко выделяются элементы политехнического образования. Он знакомил учащихся и студентов не только с теоретическими вопросами, но и с их практическим обоснова-нием и воплощением. Включение молодежи в непосредственный производственный процесс, совместный научный поиск, обучение будущих ученых методике исследования были характерными для Ломоносова-педагога.
Ломоносов подготовил основатель-ный проект деятельности академической гимназии. В нем Ломоносов регламентировал не только учебный процесс, но и всю воспитатель-ную работу этого заведения. Проект отличался наличием специальных глав об обязанностях учителей, инспекторов, ректора, в которых речь шла и о требованиях к ним. Ломоносов разработал и более подробный учебный план для этой гимназии. «Кормилицей Университета или его кладовой и поставщицей является Академическая гимназия. Здесь сле-дует воспитывать более нежный возраст, преподавая школьные пред-меты так, чтобы вышедшие оттуда способны приступить к занятиям высшего порядка в Университете». Школьные предметы он разделял на обыкновенные (обязательные) и дополнительные. Первые необхо-димы для всех, без изучения их невозможно поступить в университет. Дополнительные предметы были рассчитаны на успевающих учени-ков.
Обыкновенные предметы распределялись по трем классам: низ-ший, средний, высший. Дополнительные -- по двум.
Дополнительными предметами были греческий, немецкий, фран-цузский языки. Ломоносов обозначил объем знаний по каждому из них: в низшем классе изучалась грамматика французского и немецкого языков. В высшем классе учащиеся занимались стилистикой и перево-дами, а также обучались греческому языку. Совершенствоваться в зна-нии его предполагалось в университете под руководством профессора по собственному желанию. Ломоносов придавал большое значение естественному образованию молодежи, хотя естественные науки в тот период были развиты слабо. Они включались в философию, которая состояла из элементов физики, психологии, математики.
По мнению Ломоносова, учебные планы должны создаваться на основе учета некоторых педагогических условий: обучения на родном языке, последовательности изучения наук, их постепенного усложне-ния, светскости образования, единства и преемственности планов сред-ней и высшей школы.
Ломоносов поставил проблему методов воспитания и обучения. Он был сторонником использования словесных и практических методов, высоко ценил самостоятельный поиск, самостоятельное изучение источников учениками и студентами. Ломоносов опубликовал важные методические советы по преподаванию некоторых предметов, в том числе русского языка, иностранных и древних языков, химии.
Ломоносов предлагал использовать поощрения и наказания. Особо отли-чившихся награждали золотыми и серебряными медалями, книгами, математическими приборами «в присутствии всей Гимназии». В каче-стве наказаний Ломоносов применял выговоры, угрозы. За «постыд-ные шалости» наказание осуществлялось на глазах всех учащихся. Рас-пространенные в школах телесные наказания, по сложившейся тради-ции, применялись и Ломоносовым, хотя он рекомендовал использовать их как исключительную меру, в отдельных случаях, не причиняя этим вреда здоровью детей.
Как метод и как условие воспитания и обучения Ломоносов расце-нивал порядок и дисциплину. Соблюдение гимназистами и студентами прочного распорядка дня, чистоты в учебных помещениях и общежи-тии, правил поведения способствует воспитанию «нравов».
В воспитании и образовании Ломоносов считал важными такие методы, как убеждение и пример. «Добрые» и «приличные» поступки взрослых (ректора, инспекторов, учителей) являются необходимыми в становлении ребенка.
В подготовке «просвещенного юношества» особую роль Ломоносов отводил учителю. Он боролся за то, чтобы не допускать к обучению детей тех иностранцев, которые кроме своего «природного языка» ничего не знают. Ученый разработал требования к личности и деятельности учителя, заложив основы педагогической этики. Он счи-тал, что педагог, прежде всего, должен любить Родину, быть образцом нравственности для учащихся: «Учители с учениками не должны посту-пать ни гордо, ни фамилиарно. Первое производит к ним ненависть, второе -- презрение. Умеренность не даст места ни тому, ни другому, и, словом, учитель должен не токмо словами учения, но и поступками добрый пример показывать учащимся».
В работе учителя над методи-кой преподавания Ломоносов рекомендовал тщательно отбирать материал для урока, опираться на научные достижения.
Занимаясь проблемой организации руководства школой, деятельности учителей и учеников в ней, Ломоносов пришел к выводу, что во главе школы должен стоять только педагог. Инспектор и ректор обя-заны помогать учителям, «осматривать прилежание учеников и учите-лей», следить за осуществлением учебного процесса, постоянно посе-щать классы, общежитие. Руководителям школ следовало уважи-тельно обращаться к учителям, не допускать к ним грубого отноше-ния. Как педагог, Ломоносов понимал значение и высоко ценил «дружбу и единение» в коллективе, которые способствовали получе-нию хороших результатов в процессе обучения и воспитания.
Ломоносов первым из уче-ных обратился к проблеме терминологии в науке. Он явился основате-лем научного языка русской педагогики. Имея прекрасную лингвисти-ческую подготовку, обладая энциклопедическими знаниями, владея иностранными языками, ученый создал своеобразный стиль научного изложения.
Ломоносов довольно часто применял в педагогических работах терми-нологию греко-латинского происхождения. Педагогические термины ученого отличались точностью, обобщенностью, логичностью. Он стремился к тому, чтобы язык науки был доступным для широких слоев населения. Ломоносов ввел в научное употребление такие поня-тия и термины, как воспитание (воспитатель, воспитывающиеся), гимназия (гимназический дом, гимназисты), занятия, знания, класс, каждый год (имея в виду учебный год), лекции, обучать (обучение, обучающиеся), познание, учение, урок и др. Он модернизировал мно-гие понятия церковно-книжного происхождения. Часть терминов была заим-ствована из уставов западноевропейских учебных заведений: академия, куратор, аудитор и т. п. Разнообразными педагогическими понятиями Ломоносов обозначал разделы науки, методы обучения и воспитания, этические качества личности преподавателей, молодых людей.
Заключение
Таким образом, XVIII век -- век Просвещения -- оказал благо-творное влияние на развитие педагогической науки и просвещения в России. Этот период характеризуется появлением целого ряда школь-ных проектов, в которых нашли отражение, как прогрессивные идеи, так и положения, поддерживаемые официальными кругами. Преобра-зованиями Петра I было положено начало светскому образованию. Однако в целом основная масса населения оставалась неграмотной. Сохранился сословный характер образования. Немногие представи-тели простого народа могли достичь вершин в науке.
Одним из таких людей был Ломоносов, с именем которого непо-средственно связана история педагогической мысли и просвещения России XVIII в. На протяжении двадцатилетней педагогической деятельности он занимался организацией учебного дела в стране, пре-образовывал работу академической гимназии и университета, внедрял классно-урочную систему обучения, разрабатывал учебные планы, программы по предметам, фундаментальные методические учебные пособия. Ломоносовский период в педагогике и просвещении назы-вают новым периодом русской образованности.
Ломоносов разработал оригинальную педагогическую теорию, отличающуюся заботой о человеке, опорой на национальные тради-ции. Самобытность первого русского академика как педагога состоит в том, что он смело боролся со старыми представлениями в педагогической области, разрабатывал и внедрял оригинальные идеи по воспитанию и образованию молодежи.
Использованная литература
1. Белявский М.Т. «Ломоносов и основание московского университета». - М.: Издательство МГУ, 1955г.
2. Бобровникова В. К. «Педагогические идеи и деятельность М. В. Ломоносова». - М., 1961г.
3. Вавилов С.И. «Михаил Васильевич Ломоносов». - М.: Издательство Академии наук СССР, 1961г.
4. Ишлинский М.Л., Павлова А.Р. «М.В. Ломоносов - великий русский ученый». - М.: Педагогика, 1986г.
5. Ломоносов М.В. «О воспитании и образовании». (Сост. Буторина Т.С.) - М.: 1991г.
6. Перевалова Л. А. «Педагогические взгляды М. В. Ломоносова». - М.: 1964г.
7. Уткина Н.Ф. «Михаил Васильевич Ломоносов». - М.: Мысль, 1986г.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.И. Герцена
ИНСТИТУТ ДЕТСТВА
Кафедра педагогики и психологии начального обучения
Реферат по Истории педагогики
М.В. Ломоносов
и русская педагогика
Выполнила студентка
ОЗО ФНО V курс 8 гр.
Ким И.А.
Санкт-Петербург
2004г.
Проблема коллективного воспитания детей в творчестве выдающихся советских педагогов
(Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский)
Педагог,
даты жизни
Определение
коллектива
Обоснование цели коллективного воспитания
Принципы организации коллектива детей
Особенности методики коллективного воспитания
Условия успешного воспитания
в коллективе
Надежда
Константиновна
Крупская
(1869-1939)
В. подрастающ. поколе-ния играет б. роль в деле строит-ва соц-зма. В. коммун. морали, раз-витие кол-визма
Самоупр-е - неотъемл. часть трудовой поли-технич. школы
Привитие уч-ся навы-ков общественника-кол-виста. Эстетич. В., производит. труд. Ме-тодика органически связ. с теми целями, кот. стоят перед шко-лой.
Акт. участие в пионер-ской орг-ции. Общая деят-ть на благо социа-листич. Родины. Энту-зиазм. Идейно-насыщ., красочная работа соотв. возрасту. Взаимосвязь семьи и школы
Станислав
Теофилович
Шацкий
(1878-1934)
Возвращение детям де-тства, развитие само-управления. Творч-во и самост-ть.
Трудовое В., соед-е обуч-я с трудом, с общ.-полезной работой
Внешкольная работа
Антон
Семенович
Макаренко
(1888-1939)
Часть советского общ-ва. Объед-е людей для достиж. общ. целей в общ. труде, отличающ. опред. сист. полномо-чий и ответ-ти, опред. соотнош. и вз/зав-тью отд. своих частей.
Только создав единый К., можно разбудить в сознании могуществен. силу обществен. мне-ния как регулирующ. и дисциплинирующ. вос-питат-го фактора. Через К. кажд. член входит в общ-во.
Осн. принцип В.: диа-лектическое единство лич-ти и общ-ва. В. в кол-ве, ч/кол-в; уваж-е и треб-я к лич-ти; прин-цип парал. действ.
Соединил обуч-е и В. с производительным сво-бодным творч. трудом. Важн. роль игре.
К. всегда должен жить напряж. жизнью, стрем-лением к опред. цели. Состав и атмосфера семьи, авторитет и пример родителей, труд в семье.
Василий
Александрович
Сухомлинский
(1918-1970)
Выделение категории «незаметных детей в кол-ве» как самой труд-ной
Гармония пед. возд-й и целост-ть актов, из кот. склад-ся повседневная жизнь.
Разработал экспери-мент, хар-ся единством 3-х главных особ-тей: цельности, коллект-го творч-ва и длит-ти. Б. акцент на вним-е к отд. ребенку.
Любовь к реб., защита от окр. зла, понимание, гуманизм. Всесторонне развитие.
Страницы: 1, 2, 3