Создание «Российской истории» было для Ломоносова источником высокого патриотического воодушевления. «Коль великим счастием я себе почесть могу, ежели моею возможною способностию древность российского народа и славные дела наших государей свету откроются, что весьма чувствую» [10, c.56],-- написал он в начале 1753 г.
Можно предполагать, что пытливая и беспокойная мысль Ломоносова, интуитивно руководимая «усердием к пользе отечества» [14, c.8], заставляла ученого стать пионером в различных областях русской науки. Таким образом, динамика логических переходов, энциклопедизм Ломоносова самым существенным образом определялись его патриотическими устремлениями. Они же лежали в основе его просветительской деятельности, которая, прежде всего, была направлена на улучшение состояния Академии наук и на развитие образования в России.
В течение ряда лет с болью наблюдал Ломоносов, как в результате происков «неприятелей наук российских» [10, c.55] приходили в упадок академические университет и гимназия, как уменьшалась слава Петербургской Академии.
Видя плачевное состояние наук в России, Ломоносов начал страстную борьбу за устав Академии наук, который способствовал бы ее «исправлению» [14, c.6] и, главное, создал условия, чтобы «иметь своих природных россиян в профессорах» [14, c.7]. Он резко протестовал против такого толкования положения дел в Академии, «что можно подумать ... что Санкт-Петербургская Академия наук ныне и впредь должна состоять по большей части из иностранных, то есть природные россияне к тому неспособны» [14, c.8]. Много сил и энергии затратил Ломоносов на устранение различных организационных неполадок в Академии, на то, чтобы ее деятельность «простиралась к пользе и славе отечества» [14, c.8].
Ломоносовские идеи встречали сильнейшее противодействие косного академического руководства. Лишь некоторые из его пред-ложений были приняты после смерти ученого. Другие его идеи (об избрании академиками президента, о введении должности вице-президента и др.) воплотились в жизнь после Октябрьской революции. Однако главное, за что боролся Ломоносов, -- превращение Академии в центр национальной русской науки, -- было достигнуто. К моменту его смерти в составе Академии было 7 русских профессоров и адъюнктов, а за период с 1766 по 1803 г. из 40 ученых, принятых в Академию на место выбыв-ших, русскими были 14. Если же взять в расчет и полностью обрусевших иностранцев, считавших Россию своей второй родиной, то можно утверждать, что к концу XVIII в. русские ученые заняли в Академии прочное место.
Ломоносов справедливо полагал, что «приведенные в лучшее состояние» [14, c.10] университет и гимназия являлись в то время единственным источником пополнения Академии национальны-ми кадрами. Он составил проект устава этих учебных заведений, добился увеличения ассигнований на них, заботился о комплектовании университета и гимназии квалифицированными русскими преподавателями, составлял новые программы, хлопотал об улуч-шении материального положения студентов и гимназистов. И самое главное, добивался всемерного расширения социального состава учащихся за счет «детей посадских людей, государственных и дворовых крестьян» и даже детей крепостных, правда, если помещик освободит будущего гимназиста от крепостной неволи «навечно» [14, c.11].
Ломоносов замыслил также издать ряд «небольших книжек», в которых собирался дать «сокращенное представление и общее поня-тие обо всех оных науках» [9, c.26]. По мысли ученого, это позволило бы выпускнику гимназии выбрать одну из наук, в которой он «употребит главное свое упражнение» [9, c.27]. К сожалению, замысел этот остался неосуществлен-ным, как и попытка юридически узаконить университет актом тор-жественного открытия с пожалованием ему привилегий.
В результате академический университет влачил жалкое существование. Лекции читались от случая к случаю, количество студентов, особенно русских, было мизерным, постоянно возникала проблема пополнения. И усилия Ломоносова, направленные на улучшение дел, оказывались тщетными. Президент Академии наук К. Г. Разумовский относился ко всему этому более чем равнодушно, а иноземное, в основном, руководство Академической канцелярии не было заинтересовано в создании национальных научных кадров и всячески препятствовало «происхождению в науках и произвождению в профессоры природных россиян» [10, c.52].
В этих условиях у Ломоносова появилась мысль о создании университета в Москве. Структура Московского университета была пред-ложена Ломоносовым в июле 1754 г. Ломоносов считал, что в нём должно быть три факультета -- юри-дический, медицинский и философский, с двенадцатью профессорами. Понимая, как трудно найти подготовленных к слушанию университетского курса молодых людей, Ломоносов предлагал соз-дать при университете гимназию, «без которой университет как пашня без семян» [10, c.54]. Примечательным является его пред-ложение ввести в гимназиях «Российскую школу», т. е. цикл заня-тий, посвященных изучению русского языка и русской истории. Это нововведение, лежащее в русле просветительской патриотической программы Ломоносова, удалось ему осуществить лишь тремя годами позднее, когда он стал куратором академической гим-назии.
Тем же целям распространения наук в России служила и борьба Ломоносова за демократизацию образования. Он всячески противился раздельному обучению «благородных» [19, c. 77] и разночинцев. В подготовленном им в начале 1758 г. «Регламенте Академической гимназии» Ломоносов записал: «... все принятые и не принадле-жащие к дворянству должны в отношении обращения с ними, как и в смысле одежды, быть на том же положении, какое подобает принадлежащим к дворянству. На военной службе числятся и дво-ряне и не дворяне, так нечего стыдиться этого и при обучении наукам» [19, c.77]. Знаменательно предложенное в проектах регламентов обеих гим-назий ограничение числа обучающихся на казенный счет иностран-цев -- не более 20%. Так снова проявилась забота Ломоносова о просвещении русских людей.
В просветительской программе Ломоносова важное место зани-мает подготовка учебников и учебных пособий для учащихся:
1. «Вольфианская экспериментальная физика» (1746).
2. «Краткое руководство к красноречию» (1748).
3. «Российская грамматика» (1757).
4. «Краткий российский летописец» (1760).
5. «Первые основания металлургии, или рудных дел» (1763).
6. «Древняя Российская история» (1766).
В этот ряд может быть поставлено и неоконченное «Введение в истинную физическую химию», которое должно было стать первой частью учебника по курсу физической химии.
Некоторые из этих учебников издавались неоднократно и слу-жили нескольким поколениям русских людей. Так, «Российская грамматика» только в XVIII в. была издана пять раз, переведена на немецкий язык и стала одним из самых популярных учебных руко-водств. На ней воспитывались не только учащиеся, но и ученые-грамматисты, следовавшие в изучении грамматического строя рус-ского языка по пути, намеченному Ломоносовым.
В своем стремлении «распространять науки в России» [5, c.12] Ломо-носов не ограничивался только учебной и учебно-организационной деятельностью. Он был, если сказать современным языком, первым популяризатором науки в России. Прекрасным образцом такого ро-да деятельности являются его «Слова»: «Слово о пользе химии» (1751), «Слово о происхождении света...» (1756), «Слово о рожде-нии металлов от трясения земли» (1757), «Слово о явлениях воздушных...» (1753).
В «Слове о пользе химии» Ломоносов увлеченно рассказывает слушателям о всех тех явлениях природы, изучение которых требу-ет знания химии. Определив химию как науку, развивающуюся в тесной связи с физикой и математикой, Ломоносов показывает, как с ее помощью можно познать свойства «первоначальных частиц, те-ла составляющих» [3, c.12]. Предельно просто говорится о необходимости химических знаний при изучении цветов, вкусов и запахов, в ме-дицине («медик без довольного знания химии совершен быть не может») [3, c.12] и фармакопее, при изучении физических свойств веществ и т. п. Разделив «приобретенные познания» на «науки и художества» [3, c.13], Ломоносов показывает применение химии в различных «художест-вах» -- ремеслах, технике, изобразительном искусстве.
Столь же наглядно и просто знакомит Ломоносов в других «Сло-вах» слушателей со своими научными идеями и с достижениями науки того времени. Все эти «Слова» были прочитаны на публичных заседаниях Академии наук. Страстные, образные, проникнутые лю-бовью к наукам выступления Ломоносова приобщали к знаниям людей, далеких от науки, или, по крайней мере, внушали им уваже-ние к научным занятиям, ибо занимающийся ими «не токмо себе, но и целому обществу, а иногда и всему роду человеческому поль-зою служит» [4, c.9].
Изданные отдельными книгами «Слова» Ломоносова служили распространению научных знаний в России того времени. Хотя просветительская патриотическая программа при жизни Ломоносова не была осуществлена, она имеет непреходящее культурное значение, как отправная точка, как начало русского просвещения.
Деятельность Ломоносова была всегда целеустремленно связана с наиболее важными потребностями страны, с ее промышленным, культурным развитием, направлена на ее процветание. Историческое значение Ломоносова состоит также и в том, что он настойчиво добивался широкого развития образования в России, привлечения в науку способных людей из народа, показав на личном примере, на какие подвиги способны люди для своей Родины.
В 1761 г. Ломоносов задумывает целую программу государст-венных мероприятий, «простирающихся к приращению общей поль-зы» [14, c.88]. Он намечает изложить в письмах свои соображе-ния, служащие «к действительному поправлению российского све-та», в виде таких «глав» [14, c.88]:
1. «О размножении и сохранении российского народа».
2. «О истреблении праздности».
3. «О исправлении нравов и о большем народа просвещении».
4. «О исправлении земледелия».
5. «О исправлении и размножении ремесленных дел и художеств».
6. «О лучших пользах купечества».
7. «О лучшей государственной экономии».
8. «О сохранении военного искусства во время долговременного мира».
Круг вопросов, о которых намеревался написать Ломоносов, свидетельствует о его страстном желании способствовать росту производительных сил страны, добиться подъема благосостояния народа путем распространения культуры, научных и медицинских знаний и путем различных законодательных мер.
По всей вероятности, Ломоносов успел написать только первую «главу» из этого списка (других до сих пор не обнаружено) в виде пространного письма. Ломоносов начинает его с утверждения, что величие, могущество и богатство всего государ-ства (главная патриотическая тема всей деятельности ученого) состоит в его народонаселении, «а не в обширности, тщетной без обитателей» [14, c.90]. Человек -- самое ценное из сокровищ, потому что без него все остальные сокровища мертвы и ненужны. Поэтому надо оберегать народ, искореняя все, что приносит вред его развитию.
В письме Ломоносов и разбирает самые характерные обычаи, «узаконения» [5, c.30] и суеверия, которые необходимо устранить. Важнейшим упущением властей он считает почти полное отсутствие врачебного дела, и в частности акушерского, что влечет большую смертность среди населения и особенно среди детей. Он предлагает печатать и рассылать в разные районы страны медицинские книги, строить аптеки, распространять медицинские знания в народе. Этим будет искоренена вредная деятельность разных знахарей и во-рожей, которые «только умножают болезнь своим шептанием» [5, c.30]. Для более радикальной борьбы с болезнями Ломоносов требует учредить в России «настоящую ме-дицинскую науку» [6, c.91], содержать во всех городах достаточ-ное количество лекарей, в иностранные университеты по-сылать больше русских студентов для изучения докторского искусства, так как «немецкими всего государства не наполнишь» [6, c.91].
М. В. Ломоносов был первым русским учёным не потому только, что он русский по национальности и с исключительным успехом развивал в России передовую науку, -- он первый русский учёный ещё потому, что в нём впервые и с необычайной силой и выразительностью откры-лись те особенности русского научного гения, которые потом прояви-лись в Лобачевском, Менделееве, Бутлерове, Лебедеве, Павлове и дру-гих главных представителях русской науки. История русской науки показывает, что её гениям свойственна особая широта задач и результатов, связанная, однако, с удивительной почвенностью и реальностью и, вместе с тем, простотой подхода к ре-шениям. Эти черты, этот стиль работы, которые мы встречаем и у Менделеева, и у Павлова, особо выразительны у Ломоносова.
Благодаря непреклонной воле, решительности и необычайной энер-гии из деревенского мальчика, крестьянина-рыболова, всего лишь в 19 лет начавшего школьную учёбу, выросла грандиозная фигура вели-чайшего мыслителя, опередившего на целое столетие своих современ-ников, прокладывавшего новые пути, открывавшего новые горизонты в различных областях точных наук, писателя, общественного деятеля, стойкого и открытого борца за высшие интересы науки и просвещения.
Два века прошло с тех пор, как М. В. Ломоносов стал академиком. Влияние его гения, его труда неизмеримо. Наш язык, наша грамматика, поэзия, литература выросли из богатейшего творчества М. В. Ломоно-сова. Наша Академия наук получила своё бытие и смысл только через М. В. Ломоносова.
Страницы: 1, 2, 3