Рефераты. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе

Прогулка и подвижные игры на воздухе должны проводиться в тече-ние дня не менее двух раз, общей продолжительностью 2,5 - 3 часа.

Просмотр диафильмов и телепередач не следует проводить чаще одного-двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра диафиль-мов до 30 минут, телепередач - 30 минут. Посещение кинотеатров, выставок, музеев, театров следует проводить не чаще 1-2 раз в месяц.

В каникулярное время продолжается работа группы продленного дня для той части обучающихся, которая в этом нуждается.

Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период

Письмо Министерства общего профессионального образования РФ

Данное письмо является дополнением к письму Минобразования Рос-сии от 25.09.2000 № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».

Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования.

Согласно п. 2.9.5. Санитарных правил 2.4.2 782-99 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений», введенных приказом Мин-здрава России от 6 августа 1999 г. № 309 в первом классе в сентябре и ок-тябре проводится по три урока по 35 минут каждый. В письме «Об орга-низации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» ска-зано: «... в сентябре-октябре проводится ежедневно по три урока. Осталь-ное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультур-ными занятиями, развивающими играми». Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения школьников, предлагается на четвертых уроках использовать не классно-урочную, а иные формы организации учебного процесса.

В течение восьми недель учитель гложет планировать последними ча-сами уроки физической культуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков-игр, уроков -театрализаций, уроков-экскурсий, уроков -импровизаций и т.п. Поскольку эти уроки также являются обучающими, то

фактически в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал.

В классном журнале целесообразно указывать форму проведения урока, если он проводится не в классно-урочной форме.

Уроки физического воспитания в течение первых двух месяцев (16 уроков, по два урока в неделю) направлены в первую очередь на развитие и совершенствование движений детей и по возможности проводятся на свежем воздухе. На уроках используются различные игры и игровые ситуации.

При проведении трех уроков я день в течение двух месяцев четвертые учебные часы следует планировать иначе, чем традиционные уроки. Эти сорок часов учебной нагрузки (8 недель по 1 уроку ежедневно) можно распланировать следующим образом: 16 уроков физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые можно распределить между разными предмета-ми, использовав гибко расписание уроков. Например, провести последними уроками в течение сентября-октября 4-5 экскурсий по окружающему миру, 3-4 - по изобразительному искусству, 4-6 - по труду, 4-5 урока-театрализации по музыке и 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике.

Помимо общих рекомендаций по организации уроков в адаптацион-ный период выявляется специфика организации уроков по отдельным предметам.

Организация уроков по математике. Начальный период адаптации (приблизительно один месяц) совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношения, величины, действий с числами и др. (так называемый дочисловой период). Дети в этот период учатся целенаправленно проводить наблюдения над предметами и группам предметов в ходе их сравнения, расположения в пространстве, классифика-ции по признакам (цвет, форма, размер), получая при этом количественные и пространственные представления. Наряду с расширением математическо-го кругозора и опыта детей, формированием их коммуникационных умений и воспитанием личностных качеств специальное внимание уделяется развитию математической речи детей, их общелогическому развитию.

Дальнейшая работа по ознакомлению детей с числами и действиями с ними строится на основе полной предметной наглядности в ходе приведения игр, практических работ, экскурсий и др.

В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из-за парт, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, к полкам, игрушкам, книгам и т.д. На уроках часто используются игровые приемы обучения. Большое место на занятиях математикой следует отводить дидактическим играм, позволяя детям подвигаться, обеспечивая смену видов дея-тельности на уроке. Для развития пространственных представлений у первоклассников полезно использовать разнообразные дидактические материалы (строительные наборы, конструкторы и пр.).

Изучение некоторых вопросов курса математики в этот период может проходить не только на уроках в классе, но и на уроках-играх в хорошо оборудованной игровой комнате и уроках-экскурсиях. Один урок математики каждую неделю рекомендуется проводить на воздухе.

Перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы:

Признаки предметов (сравнение предметов по цвету, размеру, фор-ме): экскурсии по школе, школьному двору и на спортивную пло-щадку с включением игр «Как найти свою группу», «Кто первый», «Угадай-ка», «Кто дальше, кто выше, кто больше», «Научи другого» и др.; экскурсия в кабинет математики.

Пространственные представления, взаимное расположение предметов: экскурсии в парк, по улицам города, на пришкольный участок; подвижные игры с различными заданиями.

Сравнение групп предметов по их количеству, счет предметов: экскурсии по школе, в парк, магазин.

Организация уроков окружающего мира. Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда в большинстве регионов стра-ны имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром. Тем самым обеспечивается накопление чувст-венного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего. Следует однако отметить, что замена всех уроков окружающего мира прогулками и экскурсиями нецелесообразна, поскольку в этом случае эффективность последних может значительно снизиться. Проведенные наблюдения должны быть осмыслены, обобщены, встроены в формулирующую систему представлений ребенка о мире, а это возможно именно на уроке.

Экскурсии и целевые прогулки определены образовательной про-граммой, по которой обучаются школьники. На порядок проведения экскурсий могут повлиять погода, социальная обстановка, творческие задумки учителя, содержание занятий по другим учебным предметам.

Кроме экскурсий и целевых прогулок целесообразно, на уроках окружающего мира проводить изучение части материала в форме подвижных игр и игр - театрализаций. Они проводятся в классной комнате, рекреации, спортивном зале, в хорошую погоду -- на пришкольном участке.

Все перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы:

Признаки осени: экскурсия «Золотая осень», «Природа вокруг нас», «Во саду ли в огороде».

Разнообразие природы: экскурсии и целевые прогулки «Разнообразие растений», «Деревья твоего двора», «Что за дерево»; подвижные игры, например, «Комнатные растения».

Социальное окружение: экскурсия по школе для знакомства с различными помещениями, их назначением, с работниками школы, с не-которыми правилами поведения в школе; экскурсии по улицам города, в общественное учреждение (детская библиотека, магазин, почта). Тематика экскурсий может быть самая различная, например, «Наш город (село)», «Дорога от школы до ...» (особое внимание обращается на места опасного перехода), Также ознакомление с социальным
окружением может проходить через подвижные игры, раскрывающие правила дорожного движения, правила поведения в школе, общественных учреждениях, транспорте; можно провести игры «Поздравляем с днем рождения», «Давайте знакомиться». I

Здоровье: подвижные игры, например. «Чистота -- залог здоровья».
Организация уроков музыки. Игровой элемент присущ внутренней природе искусства. Поэтому занятия искусством несут в себе огромное компенсирующее воздействие.

Основой изучения закономерностей музыкального искусства учащи-мися являются простейшие музыкальные жанры - песня, танец, марш, их интонационно-образные особенности. В связи с этим учебная деятельность первоклассников на уроках музыки может включать в себя ярко выраженные игровые элементы.

Учителем могут использоваться следующие образно-игровые приемы:

пластическое интонирование;

музыкально-ритмические движения;

свободное дирижирование;

игра на элементарных музыкальных инструментах;

разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.

Эти приемы позволяют сделать процесс освоения музыки как искус-ства увлекательным, интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности учащихся, что устранит двигательную пассивность и перегрузки детей в первые месяцы их обучения.

Организация уроков изобразительного искусства. В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения художественным занятиям принадлежит особая роль. Художественная деятельность органически присуща всей жизнедеятельности ребенка. Игры детей всегда связаны с организацией специального пространства. Потребность что-то изображать, рисовать, рассматривать - необходимый и специфический спо-соб познания мира. Ребенок не столько создает некое произведение, сколько выражает свое состояние. В это время учитель имеет возможность сопереживать вместе с ребенком, на равных с ним создавать особую реальность на листе бумаги или в куске пластилина. Художественная деятельность ре-бенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудниче-ство, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели ху-дожественных занятий предполагают свободные игровые формы общения. Художественные занятия в период адаптации должны иметь различ-ные формы:

прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а так-же сбора природных материалов для дальнейших художественных занятий (например, для урока «Золотые краски осени»); экскурсии в мастерскую народных умельцев своего края или в художественно-краеведческий музей (уголок школьного музея народного декоративно-прикладного искусства) (например, для уро-ка «Красота изделий народных умельцев»); игры (например, к уроку «Игра в художника и зрителя»).

Чтобы ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в него «войти», изобразить его через движения своею тела. Это создает разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений на уроках изобрази-тельного искусства, способствуя снятию напряжения.

Организация уроков труда. Основные направления работы на пер-вых уроках труда включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук, формирование познавательных процессов (воспри-ятия, внимания, памяти, мышления и др.), координации движений, формирование первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.