канал связи -- телефонная сеть (провод); декодирующее устройство -- та часть трубки, которую мы подносим к уху, здесь электрические сигналы снова преобразуются в слышимые нами звуки;
приёмник информации -- слушающий человек.
В процессе передачи информация может теряться и искажаться: искажение звука в телефоне, атмосферные помехи, влияющие на работу радиоприёмника, искажение или затемнение изображения в телевизоре, ошибки при передаче по телеграфу. Эти помехи, или, как их называют специалисты, шумы, искажают информацию. К счастью, существует наука, разрабатывающая способы защиты информации -- криптология (слайд 9), широко применяющаяся в теории связи.
Человечество придумало много устройств для быстрой передачи информации: телеграф, радио, телефон, телевизор. К числу устройств, передающих информацию с большой скоростью, относятся телекоммуникационные сети на базе вычислительных систем.
Обработка информации (слайд 10).
Обработка (преобразование) информации -- это процесс изменения формы представления информации или её содержания.
Обрабатывать можно информацию любого вида, и правила обработки могут быть самыми разнообразными. Общая схема обработки информации имеет вид, представленный на слайде 10.
Примеры обработки информации:
Пример обработки информации
Входная информация
Правило преобразования
Выходная информация
Таблица умножения
Множители
Правила
арифметики
Произведение
Определение 'времени полёта рейса «Москва -- Ялта»
Время вылета из Москвы и время прилёта в Ялту
Математическая формула
Время в пути
Отгадывание слова в игре «Поле чудес»
Количество букв в слове и тема
Формально не определено
Отгаданное слово
Получение секретных сведений
Шифровка от резидента
Своё в каждом конкретном случае
Дешифрованный текст
Постановка диагноза болезни
Жалобы пациента и результаты анализов
Знания и опыт врача
Диагноз
Но всегда ли нам известно, как, по каким правилам входная информация преобразовывается в выходную?
Пример. Дети не знают, что внутри у заводной игрушки. Им известно одно: если завести игрушку, она поедет. Большинство телезрителей мало, что знают об устройстве телевизора. Но когда на экране появляются помехи во время просмотра телепрограммы, оперирование ручками (кнопками) настройки часто позволяет получить четкое изображение. Выражаясь языком кибернетики, телезритель начинает манипулировать входами, надеясь получить на выходе устранение помех. Такую систему, в которой наблюдателю доступны лишь входные и выходные величины, а её структура и внутренние процессы неизвестны, называют «чёрным ящиком» (слайд 11).
Не будет преувеличением сказать, что любая вещь, любой предмет, любое явление -- любой познаваемый объект -- всегда первоначально выступает для наблюдателя как «чёрный ящик».
Пример. Перед инженером стоит неисправный компьютер, находящийся на гарантийном обслуживании. Разбирать его нельзя, но инженер должен решить, отправить аппарат для ремонта или заменить новым. В практической деятельности врач сталкивается с внешними проявлениями болезни, но истинное состояние организма больного ему неизвестно. Перед врачом задача «чёрного ящика».
Обработка информации по принципу «чёрного ящика» -- процесс, в котором пользователю важна и необходима лишь входная и выходная информация, но правила, по которым происходит преобразование, его не интересуют, и они не принимаются во внимание.
Вывод: Информация не существует сама по себе, она проявляется в информационных процессах.
Наиболее общими информационными процессами являются сбор, преобразование, использование информации.
Информационные процессы, осуществляемые по определенным информационным технологиям, составляют основу информационной деятельности человека.
Компьютер является универсальным устройством для автоматизированного выполнения информационных процессов.
Домашнее задание:
Повторить теоретический материал конспекта.
Выполнить задание по карточке.
Черный ящик
Разгадайте принцип обработки информации в «Черном ящике». Замените знаки вопроса символами.
Пример:
УТРО
ДЕНЬ
ВЕЧЕР
З
?
У
Ответ: О
Утром - завтрак (З)
Днем - обед (О)
Вечером - ужин (У)
1.
ДЕД
ОТЧИМ
СЫН
Б
Д
2.
ЗЕМЛЯ
СТОЛ
ОКНО
Ж
М
3.
ЗИМА
ЛЕТО
ОСЕНЬ
И
Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2001
Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям/Под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2001
Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Задачник по моделированию./Под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2001
Информатика. Методическое пособие для учителей. 7 - 9 класс./Под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2004
Кузнецов А.А., Самовольнова Л.Е., Угринович Н.Д. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по информатике. - М.: Дрофа, 2001
Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Информатика. Структурированный конспект базового курса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001
Семакин И.Г., Залогова Л.Т и др. Информатика. Базовый кур. 7 - 9 классы. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001
Семакин И.Г., Шеина И.Ю. Преподавание информатики в средней школе. Методическое пособие. М.: Лаборатория базовых знаний, 2002
Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии. Учебное пособие для 7 - 11 классов по курсу «Информатика и вычислительная техника» - Москва: ABF,1996
Для поддержания предлагаемого программного обеспечения компьютерная техника, как минимум, должна удовлетворять следующим требованиям:
IBM PC AT 386 DX 33 МГц
4 Мб ОЗУ
Видео карта SVGA 512 Кб
Манипулятор типа «мышь»
Мультимедиа проектор и растяжной экран или демонстрационная LCD-панель.
MS DOS, операционная система WINDOWS 2000, электронные презентации MS Power Point 2000.
Спецификация учебных элементов по теме «Информационные процессы»
Опорное понятие
Новое понятие
№п/п
Название учебных элементов(понятий)
Уровеньусвоения
+
1
Информация
I
2
Алфавит
II
3
Естественный язык
4
Формальный язык
5
Код
III
6
Кодирование информации
7
Бит
8
Байт
9
10
11
Источник информации
12
Приемник информации
13
Канал связи
14
Носитель информации
15
Криптография
16
Кодирующее устройство
17
Декодирующее устройство
18
Информационный процесс
19
20
Сбор информации
21
Хранение информации
22
Передача информации
23
Обработка информации
Граф учебной информации по теме «Информационные процессы»
Проект эскиза доски
Ведение урока сопровождается демонстрацией презентации «Информационные_процессы» с помощью мультимедийного проектора. Презентация создана в прикладной программе MS Power Point (см. Информационные_процессы.ppt).
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Актуализация опорных знаний
Вопросы:
1. Как вы понимаете, что такое информация?
2. Что такое алфавит? Приведите примеры алфавитов.
3. Где применяются естественные языки? Приведите примеры.
4. Где применяются формальные языки? Приведите примеры.
5. Какое значение имеет кодирование в развитии человечества?
Задания:
1. Слово «МИР» можно условно закодировать десятичными кодами 140 - 136 - 144. По этому образцу закодируйте русские слова:
РОДИНА
ГРУППА
СВЕТ
2. Замените знаки вопроса числами
12 байт = ? бит
? байт = 136 бит
28 672 байт = ? бит
3. Вещество, энергия, информация - основные понятия науки. В каждом из приведенных примеров они передаются, хранятся, либо обрабатываются. Причем эти процессы происходят или в природе, или в обществе, или в технике.
Перенесите в тетрадь таблицу.
№
Процесс
В - вещество
Э - энергия
И - информация
П - передача
Х - хранение
О - обработка
П - природа
О - общество
Т - техника
Идет дождь
В
П
Именинник получает подарки
О
Нефть течет по нефтепроводу
4.
Запасы газа находятся под землей
5.
ЛЭП (линия электропередач) в действии
6.
Учитель учит учеников
7.
Переводчик работает на переговорах
8.
Птица вьет гнездо
9.
На складе лежит заряженная батарейка
10.
Светит солнце
11.
Многие животные используют запахи, чтобы отметить свою территорию
12.
В библиотеке хранятся книги
Используемая литература
1. Программы общеобразовательных учреждений «Информатика». Составители Кузнецов А.А., Самовольнова Л.Е. М.: Просвещение, 1998г.
2. Информационная культура. Сборник программ для дошкольных и общеобразовательных учреждений с 1 по 11 класс. Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003
3. Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2001
4. Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям/Под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2001
5. Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Задачник по моделированию./Под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2001
6. Ефимова О.В., Моисеева М.В., Ю.А. Шафрин Практикум по компьютерной технологии. Примеры и упражнения. Пособие по курсу «Информатика и вычислительная техника» - М.: ABF, 1997
7. Коляда М.Г. Окно в удивительный мир информатики. ИКФ «Сталкер», 1997
8. Кузнецов А.А., Самовольнова Л.Е., Угринович Н.Д. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по информатике. - М.: Дрофа, 2001
9. Кузнецов А.А., Самовольнова Л.Е., Угринович Н.Д. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по информатике. - М.: Дрофа, 2001
10. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Информатика. Структурированный конспект базового курса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001
11. Семакин И.Г., Залогова Л.Т и др. Информатика. Базовый кур. 7 - 9 классы. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001
12. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика. Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. - Москва: АСТ-ПРЕСС: Информ-Пресс, 1998
13. Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии. Учебное пособие для 7 - 11 классов по курсу «Информатика и вычислительная техника» - Москва: ABF,1996
14. Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Бином. Лаборатория Базовых Знаний, 2002
Страницы: 1, 2