Рефераты. Качество образования в Республике Казахстан: технология переориентации на результаты

Никто в сфере академического образования и повышения квалификации не имеет серьезного опыта систематической работы, ориентированной на результаты. Все практически одинаково не подготовлены к ней. Всем нужно научиться этому в процессе текущей деятельности. И для этого есть только один реальный путь: нужно признать это перед самим собой и перед другими; нужно заново осмысливать каждый шаг своей деятельности; нужно помогать в этом окружающим, создавая при необходимости местные механизмы побуждения (стимулирования) и принуждения; делать новый шаг и опять осмысливать результаты; и так далее, повторяя этот цикл снова и снова.

Иначе говоря, необходим массовый всеобуч: для организаторов - в отношении умения создавать и поддерживать необходимые механизмы; для преподавателей - в умении гарантировать результаты обучения; для обучающихся - в умении эффективно, самостоятельно и мотивированно учиться. При этом в ситуации острой конкуренции, успех каждого конкретного учреждения образования будет определяться умением его руководителей реализовать эффективный инновационный менеджмент в условиях нарастания жесткого давления на кадры и механизма регламентирования (операционального) их деятельности (сохранить и привлечь наиболее квалифицированных специалистов, превратить их в сплоченную и эффективную команду).

Заметим здесь, что государственные структуры, оказывая функции давления на субъекты общего и специального образования, выступают в своеобразной роли «Социального заказчика». Таким заказчиком, преимущественно в сфере академического образования, является министерство образования и науки, а в сфере повышения профессиональной квалификации (послевузовское образование) - отраслевые министерства и ведомства (в том числе, - Агентство по государственной службе). Так что все, что уже изложено и будет изложено ниже, в равной мере относится и к тому, и к другому. Быть может, к сфере действующей системы повышения квалификации это относится даже в большей степени, поскольку здесь нет ни ясного разграничения сфер и функций, ни какой-то координации действий между указанными субъектами, и ясно только одно, - невозможно (и бесполезно) реформировать академическое образование, оставив без изменения существующую систему переподготовки и повышения квалификации кадров, поскольку именно в практической квалификации и проявляются подлинные конечные результаты любого образования.

Все, что написано ниже, представляет собой такую попытку переосмысления практической работы по обеспечению качества образования на опыте внедрения кредитной системы и ее организации в университете «Туран - Астана» в сентябре - декабре 2003 года.

Процесс образования, ориентированного на результаты, рассматривается здесь как общеобразовательная деятельность в ее системно-функциональном смысле. Она, как и любая другая, хорошо сформированная деятельность любого субъекта, имеет следующую структуру: действия по выбору цели и формы представления конечного результата деятельности; набор конкретных действий, реализующих эту цель; а также алгоритм, объединяющий их в одно целое (общая технология).

Понятие «хорошо сформированная» применяется здесь в двух смыслах одновременно: во-первых, оно означает полностью и адекватно освоенную деятельность, доведенную до целостного и автоматизированного (без сознательного контроля) выполнения; во-вторых, - оно означает отбор и формирование каждого из составляющих ее действий по критерию содействия максимальной эффективности деятельности в целом. При этом каждое действие может быть, в свою очередь, представлено, проанализировано и сформировано как относительно самостоятельная целостная деятельность (подсистема); а сама исходная деятельность, - как действие в рамках более общей деятельности (надсистеме).

Далее будем рассматривать образовательную деятельность в более узком смысле - как «учебную деятельность», поскольку именно ее непосредственные результаты имеются в виду под термином «качество образования».

Итак, цель осуществляемой реформы образования представлена как переориентация всех его сфер и уровней с процесса информирования обучающихся (формирования у них общих представлений о конкретной области знаний и профессиональной деятельности) на конечные результаты в виде профессионального освоения конкретных знаний, умений и навыков для активного применения в жизни и практической работе по специальности.

Как практическую задачу ее можно в сжатом виде представить формулой - критерием: «Качество образования - это качество учебных программ, качество обучения, качество результатов обучения и его тестирования (контроля)». По этим критериям должна оцениваться деятельность всех образовательных учреждений - основных субъектов образования, в рамках механизма конструктивной обратной связи с интересами общества.

Как отмечалось выше, эти понятия необходимо переосмыслить, адекватно сформулировать и «хорошо сформировать».

1. Качество учебных программ (бакалавриат)

В настоящее время реальное содержание образования определяется рабочими программами (в большинстве своем, низкого качества), которые ежегодно и формально пишутся преподавателями каждого учебного заведения к началу учебного года, с некоторой и весьма редкой оглядкой на типовую программу (зачастую далекую от совершенства и служащую лишь приблизительным ориентиром). Нереально было бы ожидать и требовать от них быстрого и массового роста профессиональной квалификации, а значит и нужного повышения качества таких программ только за счет административного ресурса.

Проблему качества рабочих программ предлагаю решать за счет повышения статуса и качества типовых программ. Каждая такая программа содержала бы необходимый и достаточный минимум качественного содержания по учебному курсу. Она входила бы (обязательным дублированием) в соответствующие рабочие программы на местах в качестве единого для всех и неизменного ядра. В республике нетрудно подобрать группы квалифицированных специалистов, и за два - три года вся армия преподавателей работала бы по готовым программам высокого качества, постепенно подтягиваясь до их уровня и в классе преподавания.

Одновременно была бы решена и проблема соответствия итогов внутреннего контроля результатов в каждом учебном заведении и независимого внешнего тестирования, - за счет единого банка единиц содержания (минимума, подлежащего усвоению и внешнему тестированию).

1.1. Типовая учебная программа по конкретному учебному курсу (в новом понимании) - представляет собой единый для всех учебных заведений Республики Казахстан стандартный перечень теоретических и практических знаний, практических умений и навыков (профессиональная компетентность), который должен быть обязательно освоен каждым, кто изучает данный курс, - как необходимый и достаточный минимум подготовки специалиста.

Она должна иметь варианты: для основного курса по специальности; для вспомогательного курса по смежным специальностям. Каждый вариант должен иметь особую структуру и редакцию содержания в зависимости от того, является ли курс вводным для родственных дисциплин, обобщающим (заключающим) ряд уже освоенных дисциплин, или же самостоятельной (одиночной) дисциплиной.

Ее содержание должно соответствовать:

образовательному стандарту Министерства образования и науки Республики Казахстан;

квалификационным требованиям реальной работы по конкретной специальности;

требованиям самостоятельного и непрерывного образования

(магистратура, докторантура, переквалификация).

Поскольку типовая программа является эталонной, она должна задавать единые цели, критерии, показатели оценки и процедуры контроля результатов обучения (тестирования). Ее содержание в обязательном порядке должно включать батарею тестов (комбинированный тест) для внутреннего (учебное заведение) и внешнего (министерство образования и науки) контроля результатов (в виду особой важности качества тестирования в начале реформы, оно рассматривается ниже как отдельный критерий).

Требование эталонности означает также однозначность выделения и толкования каждой единицы содержания. Отсюда следует обязательность четкого и обоснованного его структурирования, конкретизация целей курса до элементарных единиц, подлежащих освоению (и контролю), при полном исключении любых деклараций и неопределенности.

В противном случае невозможно обеспечить объективный мониторинг продвижения, контроль и сопоставимость результатов, без которых вся реформа ставится под сомнение.

Проблема «творчества и свободы» решается за счет двух моментов: во-первых, типовая программа задает лишь необходимый минимум содержания, так что образовательное учреждение имеет право по своему усмотрению расширить его, или включить другие требования в своих рабочих программах в сторону их повышения относительно стандарта типовой программы; во-вторых, - за ним остается полная свобода относительно процесса и способов обучения, кроме обязательного требования обеспечить заданный минимум результатов.

Рекомендации по структурированию содержания курса

При структурировании учебного курса необходимо учитывать особенности сознательного мышления и соответствующие различия в структуре и освоении знаний (теоретический курс или его часть) и новых видов деятельности (практический курс или его часть). Мышление есть процесс моделирования действительности. Знание - результат этого процесса. Структура этого знания имеет системно-функциональный характер.

Сознательное логическое мышление моделирует действительность в знаковой форме - в отвлеченных образах понятий и терминов. Такая модель обозначается термином «знание». Знания либо заимствуются (усвоение готовой модели), либо создаются (самостоятельное формирование модели какой-то части реальной действительности). В любом случае этот процесс, обозначенный словом понимание, начинается с ответа на вопросы «Что это? Для чего это?» Он характеризуется первичным выделением объекта внимания как простой системы (с одним дроблением). Обычное определение понятия и есть такое первичное выделение системы: указание класса, к которому относится объект, и его существенных отличий (указание свойств) от других однородных объектов этого же класса. Это уровень элементарного знания.

Следующий, более высокий уровень представлен процессом осмысления. Он характеризуется выделением и фиксированием сложной целостной структуры системы, ее назначения (главной функции), генезиса, функций составляющих ее элементов, связей и взаимодействия между ними, завершаясь обозначением функции системы по отношению к надсистеме. Это мировоззренческий уровень системного знания.

Заключительный уровень - освоенный процесс свободного и творческого применения знания, а также поиска нового знания. Он характеризуется накоплением опыта и навыков поиска, осмысленного применения, свободного и самостоятельного переноса знания на другие масштабы и сферы деятельности, становится органичной частью личности. Это личностно-активный (личностно-деятельностный) уровень знания.

Содержанием теоретического курса является теоретическое знание, его усвоение и применение.

Усвоить теоретический курс - это значит:

иметь систему представлений (теоретическую, системно-

функциональную модель какой-то части реального мира, изучаемой в данном курсе);

уметь применять ее на практике по образцу, под контролем сознания (уровень умения);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.