А что вокруг? Конечно, в деревне есть и пьяницы, и «ненадежные люди». Но не они определяют нравственную атмосферу селения. И ребятишки иногда могут поссориться, подраться даже, но это не надолго, и их скрепляет дружба и взаимная забота. Особенным уважением пользуется учитель - не только за свои знания, но и за то, что сам уважает каждого, взрослого и ребенка, и сам готов поучиться даже и у ребят. С таким тактом полуграмотные крестьяне проявляют любовь к нему: то тайком сгрузят у него в избе кринку молока или сметаны, туесок брусники, то помогут беременной жене.
Заглядывая в далекие годы своего детства, рассказчик находит там высокие нравственные ценности, которые определили жизнь не одного поколения. «Школьная фотография, - пишет он с грустью и гордостью, - жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по углам. Но всех я узнаю на ней. Много их полегло в войну. Всему миру известн6о прославленное имя - «Сибиряк» [19,64]. И хотя нет на этой фотографии самого автора воспоминаний, все равно она для него бесценна. С доброй улыбкой пишет он о подобных фотографиях своих теток, дядьев, братишек, знакомых и незнакомых людей: «Деревенская фотография - своеобразная летопись нашего народа, настенная его история» [19,64].
Так от заурядного случая, происшедшего с деревенским мальчишкой, писатель выходит в большой мир, ставя вопрос о непреходящей исторической памяти народа.
На изучение рассказа «Фотография, на которой меня нет» я отвожу два часа. На первом уроке дается обзор сборника рассказов «Последний поклон», продолжаем знакомство с личностью писателя, начатое в 5-6 классах; на втором уроке беседуем о прочитанном дома рассказу «Фотография, на которой меня нет, ребята делятся впечатлениями от прочитанного, выразительно читают».
Эпиграфом к уроку звучит высказывание В.Распутина.
Огромный и неспокойный талант В.Астафьева - это талант действия и убеждения, нескончаемых хлопот по обретению человеком своей лучшей сути. Он не может мирить с заржавевшей правдой бытия, говорящей, что всегда и во все времена были добро и зло, поровну того и другого. Он против зла в любых долях. Однако литература - это не «шприцевание» добра, а только его предложение и доказательство. Чтобы оно стало частью человека, необходимо потрудиться и ему человеку.
Над этим и бьются неустанно писатель В.Астафьев, для этого и создает свои книги. И бьется с немалой пользой» [59,8].
Вспомните, пожалуйста, все то, что вы знаете о писателе В.П. Астафьеве?
- Что положено в основу сборников рассказа «Конь с розовой гривой»?
Да, действительно, в основу многих произведений писателя легли воспоминания о детстве. Виктор рано лишился матери. В детстве мало видел отца. Рос у бабушки с дедушкой. Но, как скажет сам писатель впоследствии? Боль утрат, лишения и неудачи, не только омрачают жизнь человека. Они же и «заставляют обостреннее видеть мир и глубже чувствовать доброту»
Доброта шла к маленькому Виктору от бабушки Екатерины Петровны. Наполняла ярким и солнечным светом первые, прослушанные им книжки - «Кавказский пленник» Л.Толстого и «Дед Архип и Ленька» М.Горького.
Добрым было и воздействие учителя литературы И.Д. Рождественского, ставшего вскоре известным поэтом. От него пятиклассник В.Астафьев принял уважение к русскому слову и жанру творчества.
Но нелегко складывалась жизнь писателя. «Представьте себе человека, который закончил ФЗУ, да еще в военные годы, - говорил он в 1974 году, - работал на железной дороге составителем поездов - опасная, тяжелая работа, - потом воевал, был тяжело ранен. Судьба распорядилась жестоко - потерял и эту профессию, попал в город Чусовой, на Урале.
Работы случайные, низкой уверенности в завтрашнем дне и в устойчивом куске хлеба. Хотелось писать, с детства хотелось, а попробовал накануне тридцати.
Взрослый человек! Все видит, все понимает, и в первую голову то, что написано им - еще не литература… моими единственными университетами, помимо, конечно, жизни, были высшие литературные курсы. На курсах за два года я постиг то, на что в Чусовом мне понадобилось десятки бы лет. Я был как вспаханное поле: бросай зерна, и они прорастут. А где? Кто бросит? И главное, что бросит? Учиться было совершенно необходимо, это была внутренняя потребность, пусть несколько запоздавшая. Но это уже не моя вина, а беда» [78,104].
Силой воли и таланта писатель преодолел невзгоды. Он стал признанным художником слова, автором широко известных произведений - «Кража», «Пастух и пастушка», «Последний поклон», «Царь - рыба» и другие. Его очень волнует нехозяйское, варварское отношение многих людей к природе. Он постоянно заботится о культуре, образованности молодежи.
В современной литературе В.Астафьев продолжает традиции русской классики.
Живя в родном селе Овсянка, писатель ведет в местной школе «часы литературы» и «часы поэзии». Он так объясняет смысл этих занятий: «Хочу, чтоб загорелись ребята интересом к слову, чтобы учились читать, чтоб не проходили литературу, а прочувствовали, продумывали. Чтоб не складывали свои школьные сочинения из штампованных наборов деталей - «типичный представитель», «положительный герой», а писали пусть и коряво, но зато по-своему» [75,18].
Он один из немногих писателей, который показывает пример, как в наше политизированное время создаются «вечные книги», а к таковым можно отнести его повесть «Последний поклон».
Через собственную судьбу - мальчишки, рано оставшимся сиротой, писатель сумел правдиво обрисовать сложную обстановку в одной сибирской деревне, в которой, как вы капле воды отразилась послереволюционная жизнь всей страны. На глазах Астафьева совершался «великий перелом», принесший народу неисчислимые бедствия.
Катерина Петровна постоянно следует древним традициям и обрядам своего народа. Своими воспоминаниями она не слезу стремится выбить у внука. Не одна жалость, не только участие внука к непростой женской доле нужны бабушке. Радость для Катерины Петровны заключается в привычной крестьянской работе, в традиционном укладе жизни. Этому она и учила внука: любить дом, в котором тот рос, лес и реку, кормившие семью в самую трудную пору, родную землю…. С малых лет у мальчишки уже были свои обязанности по хозяйству. Через семейные праздники и будни герой Астафьева впитывал в себя народные традиции. Но уже на рубеже 20-30 годов в сибирской деревне повелось массированное наступление на эти обряды и традиции. Самые лучшие работники, к которым относилась и семья писателя, были объявлены кулаками. Их лишали домов и личных хозяйств. Если что и спасало поначалу раскулаченных, то это еще не порушенные родственные и общинные связи. В людях еще живо было чувство совести и стыда. Землячество тогда определяло силу, и оно не допускало, чтобы кто-то был без угла. [75,20].
Но социальный перелом привел к нравственным потерям общества. Даже очень близкие люди, связанные прямыми родственными отношениями, оказывались чужими. Герою повести не удалось найти общий язык с родным отцом. В людях пробуждались жестокость и дикость. Традиционный уклад жизни рушился весьма решительно и безжалостным образом. Не случайно главы «Последнего поклона», рассказывающие о скитаниях героя по Игарке, воспринимаются как борьба мальчишки за выживание.
Не так-то просто ему было пережить сразу два предательства - родного отца и мачехи.
От него отвернулась школа. Совсем забыли о мальчишке родственники отца. После уютного бабушкиного дома, в котором далеко не всегда имелся достаток, но по которому постоянно растекалась душевная теплота, герою писателя довелось испытать новый мир - мир бессердечия и одиночества.
Мальчишка так объяснял его себе: «Все заняты собой. У всех свои заботы. И у меня тоже. Главная из них: чего завтра пожрать?» вот эта философия и вела мальчишку к духовному одичанию. Именно в ней кроются мотивы одного из самых жестоких его поступков - избиения неведающей милосердия школьной учительницы. [75,21].
Игарка изменила даже речь героя. Она стала грубоватой, богатой умными словами.
Саму борьбу за выживание писатель отразил в контексте времени. Газеты и радио тогда не замечали, как страдал Север. Страна в ту пору распевала песню о подвигах Папанина. Общество восторгалось. «….В Ледовитом океане, против Северных морей, воевал Иван Папанин двести семьдесят ночей…»[3,35]. Затягивая эту песню, герой Астафьева «пел и плакал»- жалко было Ивана Папанина. Беда самого героя оставалась его личной бедой.
На герое повести словно решили помериться силами две системы воспитания: опирающаяся на глубинные народные традиции бабушкина педагогика и «уличная», основанная на «законах джунглей». В мальчике постоянно боролись два начала. Он тосковал по родной деревне. В рыбалке ему хотелось найти душевное успокоение. Природа как бы усмиряла его, заставляя подавить в себе зло и жестокость. Но обстановка «джунглей» не давала спокойствие, она требовала бесконечного лавирования. Борьба шла не на жизнь - на смерть. Закалка приходила в битвах. Герой повести признавался: « На нож хаживал, кирпичом мне голову раскалывали, каменюками, дрынами и всякими другими предметами били, пинали меня, в кулаки брали, на купол садили. Все я более или менее благополучно прошел, пусть и с неизбежными физическими и умственными потерями….Шпана есть шпана, на коварство, наглость и нахрапистость ответные качества появляются, соревнование в обмане, подвохах и наглости идет; с годами способность к сопротивлению, к отстаиванию своего достоинства, тело и душа совершенствуются…»[3, 50] и эти противоречия- стремление жить в аду и необходимость постоянно обороняться- раздирали душу героя. Чтобы выжить, нередко требовалось воровать. А воровать, по его признанию «страшно». Но отхожие промыслы и расставленные в перелесках близ Игарки силки на куропаток не спасали. Без краж никак не получалось: « Всякое слово в заболь принимаю: на том конце города рукавицы украдут, я на этом краснею. Во мне вроде бы клубок из жил и нервов скатался, по всему нутру щетина наросла». Итогом этих мучений явился приход в детский дом. Детство героя, по сути, окончательно оборвалось уже в одиннадцать лет. Вся царившая в стране система несколько лет пыталась сломить его волю, подавить в нем личность. И в этих жутчайших условиях, неся огромные потери, испытывая дичавшую боль, ему удалось сохранить свою душу.
Этой повестью писатель показал, что ничто не способно дать душе очерстветь, показал то, делает людей человечными и стойкими перед лицами испытаний.
Мы советуем вам прочитать полное издание повести В.Астафьева «Последний поклон», а к следующему уроку прочтите одну из глав повести «Последний поклон» - «Фотография, на которой меня нет».
Следующий урок мы посвящаем анализу рассказа «Фотография, на которой меня нет». Делаем акцент на описание деревенской жизни 30-х годов, на образ учителя, прекрасно созданный Астафьевым.
Эпиграф к уроку: «Каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы - так же неповторимы, как и все живое и живущее вокруг нас». В.Астафьев.
Предлагаемые вопросы и задания.
Чем для жителей села стал приезд фотографа?
Какие детали поведения сельчан подтверждают ваш вывод? Найдите и зачитайте.
Зачем рассказчик и Санька пошли кататься на увал?
Каковы последствия этого катания?
А как зовут героя рассказа?
Какие детали бытового поведения характеризуют бабушку? Найдите и зачитайте.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13