б) воспитание мотивации к обучению при акцентировании на современности и важности данной методики работы с ферментными препаратами.
Ход урока:
1. Организация класса
Какими способами можно получить белковые аминокислоты? Попытайтесь написать реакцию гидролиза белка в общем виде.
2. Актуализация знаний
Всем хорошо известно, что в морской воде много растворенного кислорода, но, тем не менее, его использование затруднено, и при погружении приходится использовать дополнительные источники кислорода. А что, если гемоглобин, выделенный из крови, использовать в качестве посредника между морской водой и газовой средой дыхательного аппарата?! Более того, модель «гемогубки» уже предложена и, возможно, в ближайшем будущем будут сконструированы эффективные искусственные жабры. Сегодня на уроке мы попытаемся разобраться, каким образом можно «направить в нужное русло» тот или иной фермент.
3. Изучение нового материала
Ферменты сохраняют свои уникальные свойства (какие?) и вне клеток, поэтому их традиционно широко применяют в практике.
Применение ферментов
Фермент
Химико-биологический процесс
Область применения
Амилазы
Гидролиз крахмала до мальтозы и глюкозы
Спиртовая промышленность, хлебопечение, получение глюкозы
Глюкоизомераза
Глюкоза фруктоза
Кондитерская промышленность
Липазы
Гидролиз жиров и масел
Пищевая и медицинская промышленность
Пептидогидролазы
Гидролиз белка
Получение аминокислот, производство сыра, выделка кожи, медицина
Целлюлазы
Гидролиз целлюлозы до глюкозы
Производство этанола, глюкозо-фруктозных сиропов
Сахараза
Гидролиз сахарозы
Сиропопроизводство
Но если смешать фермент с реагентами, то после окончания реакции его будет очень трудно отделить от продуктов. Еще в 1916 году Дж. Нельсон и Е. Гриффин показали, что сахараза, сорбированная на угле, сохраняла свою каталитическую активность, а уголь можно отделить от раствора продуктов без особых затруднений, и, следовательно, фермент можно применять многократно.
В настоящее время (с 1971 года) применяется термин «иммобилизация» - полное или частичное ограничение движения белковых молекул. Иммобилизованными ферментами называют ферменты, искусственно связанные с нерастворимым носителем, но сохраняющие свои каталитические свойства (под запись). Иммобилизованный ферментный препарат включает в себя непосредственно фермент и носитель (природные полимеры - целлюлоза, хитин, желатин; синтетические - полистирол, поливиниловый спирт; неорганические - керамика, силикагель, графит).
Методы иммобилизации ферментов
физические химические
(ковалентное связывание с носителем)
·Прочное и необратимое связывание
адсорбция включение в гель
(активированный (фермент вводят в
уголь, глины) раствор мономера
и полимеризуют,
или сразу в раствор
полимера)
·Обратимое связывание и при изменении
условий - деградация ферментного препарата
Примеры химической иммобилизации:
1) образование амидной связи:
H - C(O) Cl + H2N - Ф = H - C(O) NHФ + HCl
2) образование дисульфидного мостика:
H - SH + 0,5O2 +HS - Ф = H - S - S - Ф +Н2О
3) образование оснований Шиффа:
H - C(O) H + H2N - Ф = H - CH = N - Ф + Н2О
Промышленное применение иммобилизованных ферментов:
1. Иммобилизованная сахараза работает до 10 лет, при этом активность фермента теряется незначительно:
С12Н22О11 + Н2О = С6Н12О6 + С6Н12О6
глюкоза фруктоза
инвертный сахар
2. Глюкоизомераза превращает глюкозу во фруктозу и таким образом получают глюкозо-фруктозный сироп (50 х 50).
3. Осуществлен промышленный синтез аминокислот из их аналогов на иммобилизованных ферментах:
НООС - СН = СН - СООNH4 HOOC - CH2 - CH(NH2) - COOH
фумарат аммония аспарагиновая кислота
HOOC - CH2 - CH(NH2) - COOH H3C - CH(NH2) - COOH + CO2
аспарагиновая кислота аланин
4. Яблочную кислоту - заменитель лимонной в продуктах питания - получают из химически синтезируемой фумаровой:
НООС - СН = CH - СООН + Н2О НООС - СН(ОН) - СН2СООН
фумаровая кислота яблочная кислота
4. Заключение
Итак, нам стало ясно, какое значение играют ферменты в современной химической промышленности. На следующем уроке мы попробуем сами получить иммобилизованный ферментный препарат.
УРОК №7 Практическая работа «Приготовление иммобилизованных ферментных препаратов»
Задачи:
1. Образовательная: освоение простейших методов получения ферментных препаратов в растворенном и иммобилизованном виде.
2. Развивающая: а) развитие познавательного интереса учащихся;
б) формирование логического мышления в ходе выполнения практической работы;
в) формирование умений и навыков умственного и практического труда.
3. Воспитательная: а) в целях формирования диалектического мировоззрения проведением качественных проб на ферменты показать реальность процесса иммобилизации;
б) воспитание мотивации к обучению.
Какие способы иммобилизации ферментов вы знаете?
2. Постановка учебных задач
На сегодняшнем занятии вы попробуете самостоятельно выделить фермент из природного объекта и иммобилизовать его на полимерном носителе.
Класс делится на 3 группы, и каждая работает со своим ферментом.
3. Проведение работы (более подробно см. [13].
I. Получение ферментных препаратов:
10 г. природного объекта (пекарские дрожжи - сахараза; бобы фасоли без кожуры - уреаза; проростки пшеницы - комплекс амилаз) тщательно растирается в ступке с кварцевым песком и заливается 20-30 мл воды; перемешивание - 10 мин. Фильтрование через складчатый фильтр.
II. Иммобилизация:
После пояснения термина «катионит» берут 1 г его и в химическом стакане перемешивают с полученным ранее фильтратом 40-60 мин. После фильтрования (обычный фильтр) массу промывают 2 раза водой.
III. Проведение качественных проб:
(Заранее на доске приготовлена таблица)
Субстрат
Реагент обнаружения
Признаки реакции
3 мл 5% сахарозы
Фелингова жидкость (2 мл)
Образование красного Cu2O при нагревании
Уреаза
5 мл 1% мочевины
2 капли спиртового фенолфталеина
Малиновая окраска
5 мл 1% крахмала
Контроль выполняют 3 человека из класса со смоченным водой катионитом.
Выводы
Итак, что вы можете сказать после проведения качественных реакций? Почему катионит не дал положительных результатов в контрольных опытах? Оформите дома работу, попробуйте написать химический процесс, катализируемый «вашим» ферментом, и ответьте на вопрос: какой вид иммобилизации мы использовали в ходе работы?
УРОК №8 по теме «Основы генной инженерии»
1. Образовательная: знакомство с современной биотехнологией - генетической инженерией, основные направления и задачи. Принципиальные методы создания искусственных генетических структур.
б) формирование логического мышления в процессе освоения теоретических приемов конструирования генетических структур;
3. Воспитательная: а) в целях формирования диалектического мировоззрения показать познаваемость тонких механизмов реализации генетической программы организма и возможности воздействия человека на геномы различных живых объектов;
Обсуждение вопросов, возникнувших при оформлении практической работы.
«…там, где природа кончает производить свои виды, там человек начинает из природных вещей создавать, с помощью этой же самой природы, бесчисленные виды новых вещей». (Л. Да Винчи: расшифрованные записные книжки)
С глубокой древности человек мечтал создавать новые виды животных … людей. Достаточно вспомнить множество мифов о русалках, кентаврах, сиренах и других сказочных (?!) персонажах. Кто знает, может в недалеком будущем они станут реальностью.
На сегодняшнем уроке мы попытаемся разобраться, что служит основанием для таких суждений.
Если вы вспомните первое занятие, то сами скажете, в какой «биотехнологической эре» мы сейчас живем (эра генетической инженерии).
Попробуем разобраться в этом термине:
генетическая (генная) - затрагивающая генетические структуры (какие это структуры?);
инженерия подразумевает конструирование, модификацию в механическом смысле.
Итак, запишите определение:
Генная инженерия - система экспериментальных приемов, позволяющих конструировать лабораторным путем искусственные генетические структуры, вводить их в клетку и позволяющих в ней совершать работу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15