Рефераты. Изучение темы "Преобразование графиков" на уроке информатики

Изучение темы "Преобразование графиков" на уроке информатики

11

Преобразование графиков

Цели

Дать понятие преобразование графиков функций, рассмотреть четыре вида преобразований: параллельный перенос, растяжение и сжатие по оси Оу, растяжение и сжатие по оси Ох, графики функций, содержащих знак модуля.

Повторить определение модуля, как он раскрывается.

Закрепить знания и навыки работы в приложении Microsoft Excel: задавать функцию, построение графиков.

План урока

1. Организационный момент

2. Объяснение нового материала

3. Самостоятельная работа учащихся в приложении Microsoft Excel

4. Закрепление пройденного материала

5. Получение домашнего задания

6. Подведение итогов

Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте. Садитесь. (Ребята садятся за парты).

- Ребята запишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа и тему урока «Преобразование графиков».

2. Объяснение нового материала (слайд №4)

Существует четыре вида преобразования графиков функции:

параллельный перенос;

растяжение и сжатие по оси Оу;

растяжение и сжатие по оси Ох;

графики функций, содержащих знак модуля.

Что бы наглядно увидеть, как преобразовывается график функции в зависимости от изменения ее задания мы рассмотрим в приложении Microsoft Excel. (Ребята пересаживаются за компьютеры).

3. Самостоятельная работа учащихся в приложении Microsoft Excel

Введите в ячейки: А1 - «х»; В1 - «f(x)»; C1 - «f(x)+6»; D1 - «f(x) - 10», в ячейках А2 - А12 задать диапазон значений переменной х [-5; 5] с шагом 1, в ячейку В2 ввести функцию .

Каждый ученик должен получить следующее

После чего, задается функция в столбцах С и D следующим образом

Далее под руководством учителя ребята строят графики функций в одной координатной плоскости

1 шаг - выбирают диапазон данных и вид графика

2 шаг - выбирают подписи по оси Х

3 шаг - после внимательного рассмотрения полученного результата, ребята выдвигают свои предположения какой вид из преобразований графиков задается как f(x)+k - параллельный перенос по оси ОУ:

- при k>0 перенос вверх на k;

- при k<0 перенос вниз на k.

Далее учитель предлагает изменить задания функций в ячейках С1 - «f (x+2)»; D1 - «f (x-3)». Соответственно меняются формулы в ячейках С2-С12 и D1-D12 следующим образом.

Далее ученики сроят графики функций в одной координатной плоскости

После чего ученики делают вывод, что если функция задается f (x+k) то это параллельный перенос по оси ОХ:

- при k>0 перенос влево на k;

- при k<0 перенос вправо на k.

2. Объяснение нового материала

А теперь учитель предлагает посмотреть несколько слайдов и самостоятельно сделать выводы, какие преобразования над графиками они пронаблюдали. Учитель на интерактивной доске показывает презентацию, содержащую следующие рисунки:

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4.

После просмотра презентации ученики совместно с учителем обсуждают и делают следующие выводы:

по первому и второму рисункам, выясняем какие преобразования происходят с графиком функции y=f(x), при изменении аргумента функции y=f(kx)

при , график функции y=f(kx) получается из графика функции y=f(x) растяжением вдоль оси Ох;

при , график функции y=f(kx) получается из графика функции y=f(x) сжатием вдоль оси Ох;

при , график функции y=f(kx) получается из графика функции y=f(x) симметричным отображение относительно оси Оу.

по третьему и четвертому рисункам, выясняем какие преобразования происходят с графиком функции y=f(x), при изменении значение функции y=kf(x)

при , график функции y=kf(x) получается из графика функции y=f(x) сжатием вдоль оси Оу;

при , график функции y=kf(x) получается из графика функции y=f(x) растяжением вдоль оси Оу;

при , график функции y=kf(x) получается из графика функции y=f(x) симметричным отображение относительно оси Ох.

Записав, результаты в тетради ученики получают задание, которое выполняют на местах, а учитель контролирует и вызывает к доске у кого хорошо получается в тетради, для того что бы ученики сравнили свой результат с правильным.

4. Закрепление пройденного материала

Построить график функции а) ; б) ; в) , если график функции f(x) изображен на рисунке (слайд №11)

Рис. 5.

2. Объяснение нового материала

Ребята мы с вами рассмотрели только три вида преобразований графиков, сейчас просмотрим презентацию, в которой показано как преобразовывается график функции если:

1) значение функции взято по модулю (слайд №12);

2) аргумент функции взят по модулю (слайд №13);

3) значение функции и аргумент функции взяты по модулю (слайд №14).

Рис. 6

На рисунке 6, мы видим, что график функции совпадает с графиком функции на тех промежутках, на которых , а на тех промежутках, где , график функции получается из графика функции с помощью симметрии относительно оси Ох.

Рис. 7

На рисунке 7, мы видим, что график функции совпадает с графиком функции на тех промежутках, на которых , а на тех промежутках, где , график функции получается из графика функции с помощью симметрии относительно оси Оу.

Рис. 8

На рисунке 8, мы видим, что график функции совпадает с графиком функции на тех промежутках, на которых и , а на тех промежутках, где , график функции получается из графика функции с помощью симметрии относительно оси Оу, а на тех промежутках, где , график функции получается из графика функции с помощью симметрии относительно оси Ох.

4. Закрепление пройденного материала

Далее учащимся предлагается задание.

По рисунку определить какое преобразование над графиком показано (слайд 16)

5. Получение домашнего задания

Учитель объявляет домашнее задание, учащиеся записывают в дневники: Виленкин стр. 67 №69 (д, е, ж); стр. 69 №70 (г, е, ж).

6. Подведение итогов

Итак, ребята сегодня на уроке вы познакомились с несколькими видами преобразования графиков, перечислите их.

Параллельный перенос;

Растяжение и сжатие по оси Оу;

Растяжение и сжатие по оси Ох;

Графики функций, содержащих знак модуля.

Молодцы! Урок окончен, все свободны.

Ребята собирают вещи и покидают кабинет.

Анализ информации слайдов №№17 - 18.



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.