· Представить и описать внешний вид персонажа (словесное рисование);
· Обнаружить случаи авторской иронии;
· Прочитать рассказ в лицах;
· Предложить свой вариант истории о «конфискованном крыжовнике».
Перед выполнением задания учитель ставит проблему, разъясняет путь ее решения. При необходимости учащимся предлагается образец и план работы.
При изучении рассказа «Ионыч» продуктивна форма работы «урок-судебное заседание». Ученики должны сами избрать судебную коллегию, адвоката и прокурора, опросить свидетелей - персонажей рассказа. В финале урока судебной коллегией принимается решение, виновен ли Ионыч в утрате своего человеческого достоинства, или же в этом виновата среда. Такой урок как правило проходит интересно и поучительно.
Таким образом, мы видим, что при изучении рассказов А.П. Чехова в средних и старших классах могут применяться разнообразные приемы и формы работы. Безусловно, все они должны быть нацелены на одно: на понимание общей концепции автора. Однако нам необходимо увидеть также, как сочетаются эти приемы на уроках, как они применяются в комплексе. О том, какие план-конспекты уроков рекомендуют учителю методисты России и Беларуси, о разработках уроков по творчеству А.П. Чехова могилевских педагогов - пойдет речь в нашей следующей главе.
2. Методы и приемы преподавания рассказов Чехова в русской литературе
В этой главе приводятся примеры планов-конспектов уроков, разработанных опытными методистами России и Беларуси. Даются также материалы к урокам, заимствованные из опыта работы педагогов г. Могилева сш. №43, 8, 40 и т.д.
2.1 Планы-конспекты уроков по творчеству А.П. Чехова
Если говорить о разработках, уроков по творчеству А.П. Чехова в средних и старших классах, то в этом отношении недостатка в материалах нет. В современных журналах и методических пособиях можно найти достаточное число разработок уроков, предложенных как белорусскими, так и русскими учителями и методистами. К тому же, имеются статьи, откуда можно почерпнуть знания о некоторых частных формах и приемах работы на уроках.
По большей части авторы в своих разработках используют традиционные приемы и формы, испытанные временем: опросы, создание иллюстраций и т.д. Разумеется, нельзя сказать, что такие уроки будут неэффективными. Примером тому может служить план-конспект урока, который приводит Т.В. Зимбельман.
Урок 1. Рассказ Чехова «Толстый и тонкий»
Цели урока:
· Выяснить особенности стиля А.П. Чехова, мастера слова, детали, подтекста, способного на маленькой площади емко сказать многое;
· учить видеть красоту, меткость чеховского слова, авторское отношение к лицемерию.
Оборудование: портрет Чехова, стенд с иллюстрациями к рассказу, выполненными учащимися.
Па доске эпиграф «Краткость сестра таланта» А.П. Чехов, выписка из Словаря русского языка в 4-х томах: «лаконизм - предельная краткость, сжатость (речи, изложения и т.д.)».
- Чехов, изумительный мастер лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Сегодня, анализируя рассказ Чехова «Толстый и тонкий», мы постараемся понять емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, будем, как всегда, учиться вчитываться в текст.
- Допустим, вы ставите спектакль по этому рассказу и подбираете актеров на роли героев. Каким, по-вашему, должен быть толстый? Опишите устно его внешность, одежду, походку.
А теперь посмотрим, как описал толстого Чехов: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни» (о чем эта деталь говорит?); «Пахло от него хересом» (сорт крепкого виноградного вина). Одна-две детали - и перед нами состоятельный, богатый человек, довольный жизнью.
Представьте теперь тонкого, который только что вышел из вагона. Как бы вы его описали? А как у Чехова? («Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахнет от него ветчиной и кофейной гущей»). Какие детали здесь, на ваш взгляд, наиболее значительные?
Дети отмечают, что тонкий навьючен. (Вьюк - упаковочная поклажа, перевозимая на спине животных, а также сумка для такой поклажи). Чехов делает нас соавторами, мы включаем в работу свое воображение: значит, герой беден, у него нет денег на носильщика. Обвешенный чемоданами, узлами, картонками, он жалок. И пахнет от него не хересом, а кофейной гущей.
Какой композиционный прием использует Чехов, рисуя героев? Толстый и тонкий… Найдем синонимы этому противопоставлению, антитезе.
Богатый и бедный.
Прочтите диалог, состоявшийся при встрече бывших школьных друзей. Как передает писатель радость этой встречи? (У толстого короткие предложения с обилием разговорной лексики, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; у тонкого тоже обилие кратких восклицательных предложений, которые как нельзя лучше передают его чувства. Искренни ли эти чувства? Как Чехов дает нам это понять?
Прочитайте речь тонкого. Как меняется интонация, когда он рассказывает другу о своей жизни? Для чего Чехов вводит паузу? Что она передает? (С сожалением говорит он о своей бедной жизни, но сейчас не это главное! Пауза психологическая, эмоциональная: «Жалованье плохое… ну да бог с ним!», - не о том хочется ему сейчас, в этот радостный момент говорить).
Прочитаем ответ толстого. Что мы узнаем о его положении в обществе? Как, по вашему мнению, отвечает он на вопросы тонкого? Высокомерно? Просто? Не рисуясь? Почему Чехов об этом ничего не говорит нам, читателям?
Расскажите, что мог чувствовать тонкий, услышав о звании толстого? Опишите, как изменился при этом тонкий: его поведение, поза, внешность.
- Читаем в рассказе Чехова… «Тонкий вдруг побледнел, окаменел». О чем эти вдруг, побледнел, окаменел говорят нам, читателям? Подберите синонимы к этому глаголу.
Это вдруг передает состояние внезапной перемены. Окаменел - был поражен, как громом, не мог двигаться, замер, застыл как вкопанный. За словом - состояние, гамма пережитых чувств: страх, испуг, ужас, шок. Теперь понятно, что окаменел, этот глагол-метафора, - единственно возможное здесь, самое точное слово художника-мастера. Читаем дальше: «Лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой». Опять метафора, о чем она говорит? (О неестественности этой улыбки, наигранности поведения тонкого, прилагательное в превосходной степени усиливает эту неестественность). «Сам он съежился, сгорбился, сузился…? Что передает каждый глагол, использованный здесь Чеховым? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю? Почему чемоданы, узлы и картонки тоже «съежились и поморщились»? Тонкий теряет дар речи, униженно, подобострастно хихикает, тотчас же в его речи появляется раболепно-почтительное - с. Он пытается выражаться красиво, торжественно. Нам стыдно за этого человека, который так унижается, чувствуя себя маленьким, ничтожным по сравнению с толстым.
От языка идем к идее произведения - разоблачению подхалимства и угодничества.
Читаем у Чехова: «Толстый хотел было возразить что-то». Что, по-вашему, он мог бы возразить? И почему Чехов не дает ему возразить? Каким словом передает писатель чувства Толстого от пресмыкательства тонкого?
Рассказ «Толстый и тонкий» был напечатан в журнале «Осколки». Через несколько лет автор включил его в сборник «Пестрые рассказы». При этом он внес в рассказ существенные изменения. В журнальной редакции тонкий при встрече с гимназическим товарищем резко отозвался о своем новом начальнике. (Он не подозревал, что толстый и есть тот самый начальник. Надувшись, как индейский петух, толстый во время встречи с гимназическим товарищем начинает распекать его). Но Чехов изменил рассказ. Толстый не является начальником тонкого. Для чего он это сделал?
- Что можем мы сказать о мастерстве Чехова-писателя? Что, на ваш взгляд, ему удалось в этом рассказе? Можете ли вы сказать, почему эпиграфом к уроку я выбрала это высказывание Чехова?
[12, с. 147-149]
Здесь нашему вниманию предлагаются приемы и формы работы, которые знакомы любому учителю: рассказ, описание персонажей, опрос. Однако несомненным достоинством такого урока является прежде всего внимание к слову, тесная связь с русским языком. Ученики на протяжении урока следят за речью персонажей, учатся находить в тексте средства выразительности, следят за особенностями стиля Чехова.
Однако работа над рассказами Чехова не исчерпывается хотя и надежными, но давно известными технологиями. Мы можем увидеть также довольно специфические формы и приемы, при которых большое внимание уделяется деталям текста, а главное - идет ориентировка на сознание учеников, на то, чтобы их заинтересовать
Русский методист А.А. Артамонова отмечает, что сегодня литература, даже если речь идет о художественных произведениях, ставших явлениями в мировой культуре, не воспринимается большей частью молодых людей как «сознание народа, плод и цвет его духовной жизни». Этому есть немало причин. Одна из них в том, что читающий не находит на страницах классиков «личностных смыслов», содержание книги воспринимается отстраненно, не вызывает эмоционального отклика, движения души и мысли. Учащийся отвлекается от темы урока, задумывается о чем-то своем и непроизвольно начинает водить ручкой по бумаге, иногда парте, возникают какие-то образы, символы. [13, с 143]. Эту особенность используют психологи, применяя графические, цвето-рисуночные тесты для диагностики эмоционального состояния, личностных особенностей.
Некоторые темы позволяют использовать цвет не только как вспомогательное средство, но и как основу урока, с помощью которого достигается его цели. Так, предлагаемый конспект урока-размышления «Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П. Чехова «Ионыч» строится на основе комментированного чтения и ассоциативного рисования.
Цели:
1. Изучение рассказа А.П. Чехова «Ионыч», духовной эволюции главного героя.
2. Развитие умения анализа художественного текста, понимания значения художественной детали.
3. Воспитание ответственности за собственную жизнь, осознание истинных жизненных ценностей.
Тип урока: урок-размышление.
Вид урока: комментированное чтение с ассоциативным рисованием.
Межпредметные связи: эстетика, тема: «Живопись»; дизайн, тема: «Цветовая теория».
Оформление, оборудование:
1. Портрет А.П. Чехова.
2. Эпиграф урока:
Не успокаивайтесь,
не давайте усыплять себя!
Пока молоды, сильны, бодры
не уставайте делать добро.
А.П. Чехов
Рассказ «Крыжовник»
3. Демонстрационная книжка-раскладушка для опорных конспектов.
4. Репродукция картины И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6