Учебная программа является основным документом, которым руководствуется учитель, определяя объем знаний и умений, подлежащих усвоению учащимися на данном занятии, подбирая объекты деятельности учащихся и Т.Д. Поэтому учитель обязан всегда представлять себе не только в целом, о чем идет речь в программе, но и четко просматривать дидактическую связь между отдельными ее частями (темами программы). Необходимо опереться на полученные учащимися знания и умения и помнить о том, что изучаемый материал должен послужить базой для усвоения нового материала в последующие периоды обучения, для проектной творческой деятельности учащихся.
Полное содержание обучения учащихся раскрывается при анализе разделов программы, учебных пособий, составлении перспективно- тематического плана.
План уроков
Урок №1
Тема урока: «Человек и техника»
Цели урока.
Образовательная: Объяснить зависимость интеллектуального и духовного развития человека от уровня техники. Объяснить изменение жизни с развитием техники и усложнения социально-технических проблем и задач.
Развивающая: Развить у учащихся интерес к данной теме
Воспитательная: Воспитать позитивное отношение к профессиональному труду, аккуратность, точность.
Тип урока: комбинированный.
Методы: объяснение на основе проблемного изложения и эвристической беседы, демонстрация.
Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся, проверяет посещаемость.
Ход урока:
I. Вводный инструктаж.
1.1. Подготовка учащихся к изучению нового материала.
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. Сообщает тему урока и записывает ее на доске, устно проговаривает цели урока. Ученики записывают тему урока в тетради, выслушивают цели урока.
1.2.Изложение нового материала.
Сообщение нового материала, показ наглядных пособий. Учащиеся внимательно слушают учителя, изучают плакаты и рисунки в учебнике; конспектируют.
1.3. Первичное закрепление и текущее повторение материала.
На этом этапе учитель задает вопросы для подготовки к выполнению контрольного задания.
1.4. Создание ориентировочной основы деятельности.
Учитель объясняет учащимся, что для контроля полученных знаний им необходимо будет выполнить практическую работу; рассказывает порядок ее выполнения, правила техники безопасности. Учащиеся внимательно слушают объяснение учителя, знакомятся с содержанием практической работы, задают вопросы.
Практическая работа:
Попытайтесь определить потребности человека и общества.
В колонках ниже отметьте:
Кто оказывает наибольшее влияние на потребности человека в современном мире (в баллах -- от 1 до 9)?
Какой из этих факторов является для вас нужным (в баллах -- от 1 до 9)?
Фактор воздействия
Влияние на потребности
Нужный фактор
Общество
Сам человек
Семья
Друзья
Литературные персонажи, герои кинофильмов, теле и радиопередач
Кто-то еще
II. Текущий инструктаж и самостоятельная работа учащихся
2.1. Самостоятельная работа учащихся по получению новых умений.
Учитель контролирует качество выполнения работы, оказывает помощь, консультирует учащихся. Учащиеся самостоятельно выполняют работу, осуществляют самоконтроль, слушают пояснения учителя.
III. Заключительный инструктаж.
3.1. Обобщение и систематизация изученного на уроке.
Учитель рассказывает материал, выделяя существенные моменты изученной темы, делает выводы, систематизирует его. Учитель задает вопросы учащимся:
1. Какую роль играет техника в жизни человека?
2. Кто может оказывать влияние на потребности человека в современном мире?
3. Назовите Зависимость развития техники от потребностей человека?
4. Назовите перспективы развития техники?
3.2. Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся.
Учитель проверяет правильность выполнения задания. Исходя из этого, учитель выставляет оценку. Указывает ученикам на типичные, наиболее часто повторяющиеся ошибки, объясняет их.
3.3. Выдача домашнего задания.
Урок №2
Тема урока: Устройство (морфология) техники.
Образовательная: Объяснить общую историю техники, понятия подсистемы и надсистемы.
Развивающая: развивать пространственное мышление, сформировать (составление) технической задачи по совершенствованию существующего или созданию нового объекта техники.
Воспитательная: воспитать внимательность, привить уважительное отношение к выполнению работ.
Методы: демонстрация, объяснение, эвристическая беседа.
Ход урока.
Учитель приветствует ребят, проверяет присутствующих.
1. Вводный инструктаж.
Сообщение темы урока: «Устройство (морфология) техники».
Сообщение цели урока: «Дать понятие технике, объекта техники, надсистемы, подсистемы, модели».
Для активизации познавательной деятельности делается вступление:
- Сегодня узнаем как формируются и развиваются способности, их разновидности.
1.2. Сообщение учителем новых знаний.
2. Текущий инструктаж.
2.1. Самостоятельная работа учащихся по получению новых знаний, умений и навыков.
Предлагается учащимся протестироваться. На выбор предлагаются тесты:
Анализ технического объекта; Формирование (составление) технической
задачи по совершенствованию существующего или созданию нового объекта техники.
3. Заключительный инструктаж.
3.1. Обобщение и систематизация.
Сегодня узнали что собой представляют способности. По выбору решили тест.
Учитель задает вопросы учащимся:
1. Виды моделей и их назначение?
2. Законы и закономерности строения и развития техники?
3. История техники?
4. Классификация технических объектов?
3.2. Выдача домашнего задания.
Урок №3
Тема урока: «Техническое творчество как вид технологии».
Образовательная: объяснить понятие технологии, понятие творчества как вида деятельности человека, связанной с его интеллектуальной и духовной сущностью.
Развивающая: развивать навыки индивидуальные и коллективные; случайного(ассоциативного), интуитивного и систематизированного поиска; автоматизированного поискового конструирования.
Воспитательная: воспитать целеустремленность, внимательность, деловитость.
Методы: объяснение, демонстрация, эвристическая беседа.
1.1 Подготовка учащихся к изучению нового материала.
Сообщение нового материала. Учащиеся внимательно слушают учителя, изучают плакаты и рисунки в учебнике; конспектируют.
Учитель объясняет учащимся, что для контроля полученных знаний им необходимо будет выполнить практическую работу. Учащиеся внимательно слушают объяснение учителя, знакомятся с содержанием практической работы, задают вопросы.
Практическая работа
1. Попробуйте определить технического творчества как методы преодоления психологической инерции и активизации потенциальных творческих способностей человека?
2. Определите, к какому типу метода поиска относится метод мозгового штурма?
2.Текущий инструктаж и самостоятельная работа учащихся.
Учитель контролирует качество выполнения практической работы, оказывает помощь, консультирует учащихся. Учащиеся самостоятельно выполняют работу, осуществляют самоконтроль, слушают пояснения учителя.
3.Заключительный инструктаж.
1. Понятие творчества как вида деятельности человека?
2. Творчество как процесс создания чего-либо нового, не бывшего ранее?
3. Техническое творчество как целенаправленная деятельность по уточнению и решению исходной технической задачи?
Учащиеся внимательно слушают учителя, выстраивают логические связи, отвечают на вопросы.
Одной из проблем современного технологического образования является повышение познавательной активности учащихся. На каждом уроке необходимо создать интерес, который ведет к активной деятельности. Многие даже убеждены, что если детям интересно слушать учителя, значит, урок прошел хорошо. Необходимо задумываться над тем, как работали ученики на уроке, какие главные направления избрал преподаватель для пробуждения и развития творческой активности, самостоятельности мысли, стремления к самообразованию и самовоспитанию у своих учеников. А ведь в этом состоит сегодня главное.
Необходимо обучать тому, чтобы обучение вело за собой развитие всех качеств личности, овладение учащимися целостной системой умственных и практических действий, усвоение логики и общей структуры профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики. Учащиеся только тогда будут усваивать ЗУНы, когда они активно действуют.
Информация учителя должна быть интересной для учащихся, и в данном аспекте очень важным является подбор и применение содержания обучения.
Исходным документом для разработки содержания является учебная программа, определяющая содержание процесса обучения в соответствии с требованиями современного производства, научно-технического прогресса. Методическое основание учебно-воспитательного процесса предполагает выбор соответствующих форм, методов и средств обучения с учетом их преимущественных дидактических функций и учебных ситуаций.
Учебно-воспитательный процесс включает три основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую, реализация которых предполагается через средства, содержание обучения.
Содержание и сущность определены, они позволяют успешно решать учебно-воспитательные задачи.
Таким образом, цель курсовой работы достигнута, поставленные задачи решены.
1. Горбунова Т.В. Особенности педагогических технологий формирования технологической культуры школьников // Современное состояние и перспективы развития технологического образования. Опыт формирования технологической культуры в системе непрерывного, многоуровневого образования (на примере Калужской области) / Калуга: КГПУ им. К.Э.Циолковского. - 2003. - 84с.
2. Карачев А.А. Актуальные проблемы технологического образования российских школьников. // Школа и производство. - 2003. - №2.
3. Кругликов Г. И.Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. -М.: Издательский центр «Академия, 2002. - 480с
4. Марченко А.В. Важнейшая веха в реализации образовательной области «Технологии». // Школа и производство. - 2000. -№7.
5. Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. - Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета им. акад. И.Г. Петровского, НМЦ «Технология», 2000.
6. Серебренников Л.Н. Технологическое образование как педагогическая проблема // Преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства. - М: МИОО, 2002. - 49с.
7. Справочник по трудовому обучению: Обработка древесины и металла, электротехнические и ремонтные работы: Пособие для учащихся 5 -7 кл./ И. А. Карабанов, А.А. Деркачев, В. А. Юдицкий и др.; Под ред. И. А. Карабанова. - М.: Просвещение, 1991. - 239 с.
8. Симоненко В.Д. Технологическая культура и образование (культурно-технологическая концепция развития общества и образования). - Брянск: Издательство БГПУ. - 2001. - 214с.
9. Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. - М.: Издательство Вентана Граф, 1998. - 263c.
10. Тарасова Е.И., Сомкина Т.И. Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине «Методика преподавания технологии» для студентов очного и заочного отделения специальности «Технология и предпринимательство». - Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2008. - 26 с.
11. Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков) /Под ред. В. Д. Симоненко. -М.: «Вентана- Граф», 2005. -160 с.: ил.
12. Тарасова Е.И., Сомкина Т.И. Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине «Методика преподавания технологии» для студентов очного и заочного отделения специальности «Технология и предпринимательство». - Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2005. - 37 с.
13. Уваров С.Н., КунинаМ.В. Основы творческо-конструкторскои деятельности. -- М.: Академический Проект, 2005. -- 80 с. -- (Педагогические технологии).
14. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2002г.
Страницы: 1, 2, 3, 4