Рефераты. История развития педагогики

История развития педагогики

2

Орловская региональная академия

государственной службы

Кафедра социологии и психологии

Реферат

на тему:

История развития педагогики

Выполнила студентка:

1 ЮЗСП

Рохлина О.А.

Проверила:

ст. преподаватель

Шеховцова Е.Ю.

Орел - 2007

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Зарождение систем воспитания……………………………….……….4

2. Развитие педагогических систем за рубежом………………………8

3. Становление и развитие педагогики в России……………..………..11

Заключение………………………………………………………………………22

Список литературы……………………………………………………………...23

Введение

История развития и становления воспитательных традиций связана с определен-ными воспитательными системами, сложившимися в процессе развития обще-ства.

Каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени и социаль-но-политического строя, характера общественных отношений. В целях и задачах, которые она выдвигает, просматриваются идеалы человека данной эпохи. В связи с этим следует ориентироваться на понимание истоков дошедших до нас тради-ций. По отношению к воспитательной традиции не существует оценочного крите-рия типа «плохая» или «хорошая». Примеры конкретных систем воспитания пока-зывают, что все они развивались согласно логике эволюции конкретно-историче-ских, культурных, нравственных, идеологических и жизненных ценностей. На протяжении всей истории развития человечества средоточием воспитания чело-века были и остаются семья, церковь, общество и государство.

Главным для каждой из педагогических систем является ориентация на вос-питание человека, готового и способного жить в современном для него обществе.

В течение многих веков в мире развивается и по-разному воплощается идея воспитания человека на протяжении всей его жизни.

1. Зарождение систем воспитания

Система воспитания -- это совокупность взаимосвязанных целей и принци-пов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реа-лизации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза, госу-дарства) и логике выполнения социального заказа.

Любая система воспитания востребована конкретным обществом и существу-ет до тех пор, пока сохраняет свою значимость. Поэтому она имеет конкретно-исторический характер.

Человечеству известно педагогическое наследие древних цивилизаций, эпохи Античности, Средневековья, Возрождения, XVIH-XIX веков и современного пе-риода развития человечества -- XX и начала XXI века.

В чем специфика систем воспитания, наиболее известных в мире?

Спартанская система воспитания преследовала, по преимуществу, цель подготовить воина -- члена военной общины. До 7 лет ребенок воспитывался в семье няньками-кормилицами. С 7 лет полис (город-государство) брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Этот процесс проходил в три этапа.

На первом этапе (7-15 лет) дети приобретали навыки письма и чтения, но глав-ным оставалось физическое закаливание, которое было чрезвычайно разнообраз-ным (ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках). С 12 лет возрас-тала суровость воспитания мальчиков, которых приучали не только к аскетичес-кому образу жизни, но и к немногословию. В 14 лет мальчика, пропуская через жестокие физические испытания, посвящали в эйрены -- члена общины с предо-ставлением определенных гражданских прав. В течение последующего года эйренов проверяли на стойкость в военных отрядах спартиатов. Гессен С, И. Основы педагогики. М , 1995. - С. 27

На втором этапе воспитания (15-20 лет) к минимальному обучению грамоте добавлялось обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточа-лись: Подростков держали в голоде и приучали самих добывать себе еду, физически наказывая тех из них, которые терпели неудачу. К 20 годам эйрены посвяща-лись в воины и получали полное вооружение.

В течение третьего этапа (20-30 лет) они постепенно приобретали статус пол-ноправного члена военной общины. В результате всех вышеперечисленных этапов воспитания воины свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. Однако спартанская культура воспитания оказалась гипер-трофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого, поколения. Воспитательная традиция Спарты периода VI-IV вв. до н. э. в итоге свелась к физическим упражнениям и испытаниям. Именно эти элементы стали предметом подражания в последующие эпохи.

Афинская система воспитания. Она явилась образцом воспитания человека Древней Греции, основная задача которого сводилась к всестороннему и гармоничному развитию личности. Главным принципом была соревновательность в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах.

Система организованного воспитания реализовывалась поэтапно.

До 7 лет мальчиков воспитывали дома. С 7 до 16 лет они посещали одновремен-но мусическую и гимнастическую (палестра) школы, в которых получали преиму-щественно литературное, музыкальное и военно-спортивное образование и вос-питание.

На втором этапе (16-18 лет) юноши совершенствовали свое образование и развивали себя в гимназиях. Вершиной достижений молодого человека (18-20 лет) считалось пребывание в эфебии -- общественном учреждении по совер-шенствованию военного мастерства.

Таким образом, данная система ориентировала на овладение «совокупностью добродетелей», в дальнейшем получившей известность как программа «семи сво-бодных искусств» (грамматика, диалектика, искусство спора, арифметика, геомет-рия, астрономия, музыка). Эта программа стала символом образования для мно-гих поколений и вошла в историю как традиция греческой образованности.

В Европе VI-XV веков большое влияние в мире имела религиозная традиция воспитания человека, в особенности христианская. Основная задача такого вос-питания определялась как приведение человека к гармонии между земным и не-бесным существованием через усвоение и выполнение религиозно установленных нравственных норм (православной, мусульманской, буддистской).

В разных странах и у разных народов идеи религиозного воспитания воплоти-лись в конкретные формы, многообразие которых наблюдается и в современном мире.

В отличие от большинства средневековых государств, в Византии сложилась своя система образования и воспитания человека, которая повлияла на развитие европейской и российской педагогической традиции.

Именно в этот период в западной цивилизации определились три основные ста-дии образования человека: элементарное, среднее и высшее. Однако достаточно ясные очертания трехступенчатой системы образования в истории Китая отмеча-ются намного раньше -- в период династии Хань (II в. до н. э. -- II в. н. э.). Сластенин В. А. и др. Педагогика. М., 2000. - С. 156

Истории известны разные примеры сословного воспитания и образования. В наиболее организованном виде сословное домашнее (или семейное) воспитание и образование представлено в системе царского воспитания и в системе воспи-тания джентльмена (Дж Локк).

Например, идеал рыцарского воспитания включал в себя жертвенность, по-слушание и одновременно личную свободу, презрительное отношение к книжной традиции грамотного человека, соблюдение «кодекса чести» В основе содержа-ния рыцарского воспитания лежала программа «семи рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пе-ние и игра на музыкальном инструменте.

Система рыцарского воспитания состояла из следующих этапов. До 7 лет маль-чик получал домашнее воспитание. С 7 до 14 лет при дворе феодала (сюзерена) он был пажом при супруге сюзерена и ее придворных и приобретал круг знаний, уме-ний и опыт придворной жизни. С 14 лет до 21 года мальчик переходил на мужскую половину и становился оруженосцем при рыцарях двора сюзерена. За эти годы жизни при дворе молодому человеку необходимо было освоить «начала любви, войны и религии». В 21 год проходило посвящение в рыцари. Обряд предварялся испытаниями на физическую, воинскую и нравственную зрелость на турнирах, поединках, пирах. Традиция рыцарского воспитания сохранилась и поныне, преж-де всего в соблюдении юношами «кодекса чести» как идеи эстетического и физи-ческого развития человека, высоко ценящего чувство собственного достоинства в любых жизненных обстоятельствах.

Идеал воспитания по Локку -- джентльмен -- высокообразованный и деловой человек. Как правило, это был выходец из высшего общества, получивший воспи-тание и образование на дому с помощью приглашенных учителей и воспитателей. Джентльмен -- человек, отличавшийся утонченностью в обращении с людьми и обладавший качествами дельца и предпринимателя. Именно эти особенности лег-ли в основу западной воспитательно-образовательной традиции XVIII-XX веков.

Процесс воспитания джентльмена также имел поэтапный характер и глав-ными составляющими его системы были:

* физическое воспитание, выработка характера, развитие воли, и нравственное воспитание и обучение хорошим манерам;

* трудовое воспитание;

* развитие любознательности и интереса к учению, которое должно было иметь как теоретическую направленность, так и практический характер.

В качестве главных воспитательных средств использовались пример, труд, сре-да и окружение растущего человека. Данная система была ориентирована на учет индивидуальных особенностей воспитанника и на развитие его личности, станов-ление человека как индивидуальности.

2. Развитие педагогических систем зарубежом

Педагогическая система Жан-Жака Руссо

Жан-Жак Руссо исходил из идеи природного совершенства детей. По его мнению, воспитание не долж-но мешать развитию этого совершенства, а потому следу-ет предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положи-ли начало разработке теории «свободного воспитания» и педоцентризма в педагогической науке, согласно которым воспитание должно следовать исключительно за интереса-ми и желаниями детей и способствовать их развитию.

Жан-Жак Руссо изложил педагогические воззрения в книге «Эмиль, или О воспитании». Руссо критикует книж-ный характер обучения, оторванный от жизни, предлагает учить тому, что ребенку интересно, чтобы ребенок был сам активен в процессе обучения и воспитания; надо доверять ребенку его самовоспитание. Руссо был поборником раз-вития у детей самостоятельного мышления, настаивая на активизации обучения, его связи с жизнью, с личностным опытом ребенка, особое значение придавал трудовому вос-питанию.

Педагогические принципы Ж.-Ж. Руссо таковы.

1.Содержание и методика обучения должны способ-ствовать развитию самодеятельности и активности учени-ка. Ученика в процессе обучения всегда надо ставить в по-ложение исследователя, который сам как бы открывает научные истины. «Пусть он, -- писал Руссо, -- достигает знания не через вас, а через самого себя, пусть он не за-учивает науку, а выдумывает ее сам».

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.