Важно и то, что проблемное обучение, приучающее учащихся сталкиваться с противоречиями, разбираться в них, искать решение, является одним из средств формирования диалектического мышления.
К слабым сторонам проблемного обучения следует отнести значительно большие расходы времени на изучение учебного материала; недостаточную эффективность их при решении задач формирования практических умений и навыков, особенно трудового характера, где показ и подражание имеют большое значение; слабую эффективность их при усвоении принципиально новых разделов учебного материала, где не может быть применен принцип апперцепции (опоры на прежний опыт); при изучении сложных тем, где крайне необходимо объяснение учителем, а самостоятельный поиск оказывается недоступным для большинства школьников.
Итак, постановка вопроса о реализации и анализе использования проблемных ситуаций не является новой в методике преподавания математики, а требует лишь правильного использования всех тех ресурсов, которые скрыты в начальном курсе математики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершении моей курсовой работы подведу итог.
Все поставленные задачи исследования выполнены: проанализировала психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;раскрыла сущность проблемного обучения и его роль в развитии творческого мышления младших школьников;проанализировала реализацию проблемного обучения на уроках математики в начальных школе.
Я сделала вывод:
Творческое мышление-мышление,связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей.показателем, характеризующим творческое мышление являются: беглость, гибкость, оригинальность мысли.
Условиями формирования творческого мышления, являются три стратегии:
1) индивидуализация образования;
2) исследовательское обучение;
3) проблематизация.
Проблемное обучение - это организация учебных занятий, которая
предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей. В зависимости от характера взаимодействия учителя и учащихся выделяю четыре уровня проблемного обучения, которые характеризуют уровень интеллектуального развития учащихся и могут применяться учителем как видимые показатели продвижения ученика в учебном развитии.
Технология проблемного обучения теоретически обоснована такими видимыми учеными, как Оконь В., Лернер И.Я., Махмутов М.И., Кудрявцев Т.В. и другие. Постановка о реализации и анализе использования проблемных ситуаций не является новой в методике преподавания математики, а требует лишь правильного использования всех ресурсов, которые скрыты в начальном курсе математики.
Для обеспечения развития творческого мышления учащихся в проблемном
обучении необходима оптимальная последовательность ситуаций, их определенная система. Поэтому при организации проблемного обучения сформулированы задачи на четырех уровнях проблемности, при такой организации проблемного урока нет изначального деления учащихся на «сильных», «средних» и «слабых»- задание всем одинаковое.
Таким образом, единственным плодотворным путем развития творческого мышления в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и учитель должен создать такую полноценно развивающуюся деятельность для учащихся, чтобы потенциал не останется не востребованным.
Итак, для того чтобы сказать, что выдвинутая мной гипотиза подтвердилась, мне нужно продолжить мою исследовательскую работу, разработать систему карточек с разной степенью проблемности для повышения уровня творческого мышления.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 2: Пер. с англ./Под ред. Туревича К.М., Лубовского В.И. - М.: Педагогика, 1982. - 365 с.
2. Артемов А.К. Приемы организации развивающего обучения//Начальная школа. - 1995. - №3. - с.35-39.
3. Блохин И.А., Ляхин В.В., Стрекозин В.П. О проблемном обучении в начальных классах//Начальная школа. - 1973. - №6. - с.53-64.
4. Брайтовская С.И. Простейшие исследовательские задания// Начальная школа. - 1996. - №9. - с.72.
5. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М.: Институт практической психологии, Воронеж НПО и МОДЭ1996. - 392 с.
6. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М.: Знание, 1973. - 117 с.
7. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: Знание, 1983. - 96 с.
8. Весник Хкакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. Выпуск 2. Серии 2. Психология. Педагогика. - Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1997. - 124 с.
9. Винокурова Н. Сборник тестов и упражнений для развития ваших способностей: Учебное пособие. - М.: ИМПЭТО, 1995. - 96 с.
10. Вопросы психологии способностей: Сборник статей/Под ред. Крутецкого В.А. - М.: Педагогика, 1973. - 216 с.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4. Детская психология/Под ред. Эльконина Д.Б. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. 3 изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
13. Гальперин П.Я. Котик Н.Р. К психологии творческого мышления//Вопросы психологии. - 1982. - №5.
14. Готсдинер А.Л. К проблеме многосторонних способностей//Вопросы психологии. - 1991. - №4.
15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментально-психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
16. Дистервег. Избранные педагогические сочинения. - М.: Просвещение, 1956. - 376 с.
17. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999. - 368 с.
18. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М.: Академия, 1996. - 224 с.
19. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления/Пер. с англ. Николаевой Н.М., под ред. Виноградова Н.Д. - М.: Совершенство, 1997. - 208 с.
20. Ересь Е.П. Способности и их развитие. - М.: Знание, 1957.
21. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. - М.: Новая школа, 1996. - 288 с.
22. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. - М.: Новая школа, 1996. - 252 с.
23. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. - М.: Новая школа, 1996. - 108 с.
24. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1990. - 424 с.
25. История педагогики. Часть 2. С XVII в. до средины XX в.: Учебное пособие для пед. университетов/Под ред. Акад. РАО Пискунова А.И. - М.: ТЦ Сфера, 1998, 304 с.
26. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения/Под ред. Красновского А.А. - М.: Просвещение, 1955. - 652 с.
27. Как определить и развить способности ребенка. - СПб.: Пекспекс, 1996. - 432 с.
28. Козырев А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. - Пенза: НМЦ ПГОО, 1994. - 344 с.
29. Крутецкий В.А. Проблема способностей в психологии: (В помощь лектору). - М.: Знание, 1971. - 62 с.
30. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. - М.: Просвещение, 1968. - 432 с.
31. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991. - 80 с.
32. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. - М.: Знание, 1984. - 80 с.
33. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1974. - 64 с.
34. Лук А.Н. Мышление и творчество. - М.: Политиздат, 1976. - 144 с.
35. Мерезникова Т.Д. Диагностика психологического развития детей. Пособие по практической психологии. - М.: Линка-Пресс, 1997. - 176 с.
36. Матюшкин А.М. Проблемная ситуация в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 1972. - 168 с.
37. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975. - 368 с.
38. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие для студентов. - М.: Институт практической психологии, 1997. - 365 с.
39. Немов Р.С. Психология. В 2-х книгах. - М.: Просвещение, 1995.
40. Новак З. Вопросы изучения и диагностики развития вербальной способности учащихся//Вопросы психологии. - 1983. - №3.
41. Овсянникова Т.Н. За такими программами будущее//Начальная школа. - 1995. - №6. - с. 71-75.
42. Оконь В. Основы проблемного обучения. - М.: Просвещение, 1968. - 208 с.
43. Педагогическая энциклопедия. - М.: Знание, 1979.
44. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов/Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин Н.А. и др., под ред. Бабанского Ю.К. 2=е издание, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с.
45. Петровский А.В. Способности и труд. - М.: Знание, 1966. - 78 с.
46. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. - М.: Академия пед. наук, 1960.
47. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: Просвещение, 1996. - 432 с.
48. Проблемы оценки способностей/Под ред. Брянкина С.В. - М.: МОГИФК, СГИФК, 1971. - 165 с.
49. Проблемы способностей/Под ред. Мясищева В.Н. - М.: Академия пед. наук РСФСР, 1962. - 307 с.
50. Психологическая диагностика: Учебное пособие/Гуревича К.М., Акимова М.К., Берулова Г.А. и др. Редактор-составитель Борисова Е.М. - Бийск: НИЦ БГПИ, 1993. - 324 с.
51. Пушкин В.Н. Эврика - наука о творческом мышлении. - М.: Политиздат, 1967. - 269 с.
52. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. В 2-х томах/Под ред. Джибладзе, сост. Джуринский. - М.: Педагогика, 1981. - 656 с.
53. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999. - 720 с.
54. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии//Школьные технологии. - 1999. - №6.
55. Сереброва И.В. Развитие внимания и логического мышления на уроках по математике//Начальная школа. - 1995. - №6. - с.51-53.
56. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Соц.-пед. центр, 1996. - 349 с.
57. Стрейнберг Р., Григоренко В. Инвестиционная теория креативности//Психологический журнал. Том 19. - 1998. - №2.
58. Теплов В.М. Избранные труды в 2-х томах: том 1. - М.: Просвещение, 1985.
59. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьников. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.
60. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6-и томах/Сост. Егоров С.Ф. - М.: Педагогика, 1988.
61. Хеллер К.А., Берлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности//Вопросы психологии. - 1991. - №2.
62. Шадриков В.Ф. Деятельность и способности, 1994. - 320 с.
63. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы и испытания одаренности в их применении к детям школьного возраста. - СПб.: Союз, 1997. - 128 с.
64. Шубинский В.С. Педагогика творчества учащихся. - М.: Просвещение, 1989.
65. Яковлева Е.А. Развитие творческого потенциала у школьников//Вопросы психологии. - 1997. - №2. - с.37-42.
66. Яковлева Е.А. Психология развития творческого потенциала личности. - М.: Фланта, 1997.
67. Якобсон Б.М. Процесс творческой работы изобретателя. - М., Л., 1974.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6