Российский Государственный Социальный Университет
Факультет социологии
РЕФЕРАТ
Информатизация российского образования (основные стратегии, результаты и факторы влияния)
Группа: Соц-Д-1
Выполнила: Белошапкина К.Э.
Проверила: к. н. ф., доцент Ростовых Д.А.
Москва 2010
Содержание
Введение
Информатизация системы российского образования (аналитический обзор)
Факторы влияния, основные стратегии, результаты информатизации российского образования
В последние 7 - 8 лет централизованные поставки компьютерного оборудования в школу практически не осуществлялись. При этом необходимо отметить, что один компьютер с современным интерфейсом приходится более чем на 500 учащихся, в то время как во многих европейских странах - на 10-15. Менее 2 % образовательных учреждений имеют в своем распоряжении средства сетевого взаимодействия и только 1,5% образовательных учреждений имеют выход в глобальную сеть.
Анализ программного обеспечения компьютерных классов образовательных учреждений общего образования выявил, что компьютерные классы на основе IBM-совместимых компьютеров оснащены в основном нелицензионными программными продуктами.
На сегодняшний день менее 20 % школ имеют в штате специалиста в области информатики, а на одного специалиста (которым чаще всего является учитель информатики) приходится примерно 1000 учащихся.
Как показывает практика, использование информационных технологий и сети Интернет в общеобразовательных школах пока еще ограничено и очень слабо связано с учебным процессом. В настоящее время это, как правило, занятия по информатике. Дистанционное обучение школьников находится в зародышевом состоянии. Крайне медленно идет разработка русскоязычных образовательных ресурсов.
Широкому распространению Интернет-технологий в российской общеобразовательной школе мешает устаревшая и слабая материальная база информатизации образования, отсутствие в русскоязычном Интернете учебной информации, встраиваемой в учебный процесс традиционной школы, неподготовленность учителей к использованию информационных технологий. Использование Интернета в учебном процессе требует создания новых электронных учебных материалов, перестройки содержания и организационных форм учебной деятельности и переподготовки учительских кадров. Информационные технологии и Интернет должны появиться в школе не сами по себе, а как технические средства решения основных ее задач в период формирования новых социально-экономических условий жизни общества.
Особое положение в процессе построения единой образовательной информационной среды занимает сельская школа. Даже по действующим нормативам сельские школы на конец 2000 г. оснащены компьютерной техникой всего лишь на 5 %. Отсутствие во многих селах телефонной связи не дает возможности обеспечения школ обычной электронной почтой - как наиболее распространенного и простого телекоммуникационного средства. Перечисленные обстоятельства создают дополнительные препятствия для повышения качества образования в сельской школе, препятствуют выравниванию доступности в получении требуемого образования.
Профессиональная школа
В настоящее время большинство вузов России имеет доступ в компьютерные сети. Однако надо признать, что уровень информатизации учебной и научной деятельности в абсолютном большинстве из них еще низок. В связи с этим к основным задачам, которые необходимо решить в этом направлении, относятся: создание учебных программ и электронных библиотек, развитие дистанционного обучения, модернизация и развитие существующей сетевой инфраструктуры и увеличение пропускной способности используемых каналов. Для вузов необходимо постоянное высокоскоростное соединение с пропускной способностью 256 Kбит/с - 2 Mбит/с. В этом случае вузы России могут стать важными источниками информационных и телекоммуникационных услуг для учреждений среднего общего и профессионального образования.
Проблемы информатизации образования является фундаментальной и важнейшей глобальной проблемой ХХI века. Формирование единой информационной образовательной среды предъявляет повышенные требования к качеству труда и уровню квалификации педагогических, научных и руководящих кадров общего и профессионального образования. Продвижение в данном направлении в значительной степени определяется уровнем материально-технического, научно-методического и информационного оснащения системы образования, подготовкой педагогических кадров.
Была проведена реализация программ в РФ:
В развитие проекта Минобразованием России подготовлена и утверждена Постановлением Правительства РФ № 630 от 28.8.01 ФЦП "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001 - 2005 годы" (РЕОИС). В ней предусматривается комплексное решение: обеспечение УО современными аппаратно-программными средствами, развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступ к информационным ресурсам и гарантированное обслуживание техники, повышение соответствующей квалификации работников образования, разработка электронных обучающих средств, позволяющих дистанционно учащимся и педагогам обучаться, а лучшим педагогам - обучать. Результатом реализации данной Программы должно стать развитие единой образовательной информационной среды в целях:
1) повышения качества российского образования на основе использования новых информационных технологий;
2) предоставления условий для обеспечения равных возможностей всем гражданам России на получение образования всех уровней и ступеней.
В 2002 г. организуются мероприятия Минобразования по реализации утвержденных на коллегии 28 февраля 2002 г. основных направлений информатизации образования по конкурсам 2002 года, а в 2003 г. - мероприятия Минобразования по реализации направлений информатизации образования по конкурсам 2003 года.
На этом этапе основными являлись следующие направления информатизации образования:
Подготовка кадров для информационного общества
Развитие электронных образовательных ресурсов
Компьютеризация и коммуникационное обеспечение образования
Поддержка региональных программ информатизации
Развитие информационно-коммуникационных технологий управления образованием
Присоединение России в 2002 г. к Болонскому соглашению привело к пересмотру отечественной системы образования. В последнее время наметились тенденции к интеграции ее в мировое образовательное пространство, что повлекло начало ее модернизации. Одним из главных направлений модернизации отечественного образования является его информатизация, которая на современном этапе развивается по следующим четырем основным направлениям:
В рамках реализации этих направлений были разработаны следующие программы:
научное, научно-методическое обеспечение развития технологий информационного общества и индустрии образования на 2003-2004гг.; создание системы открытого образования (СОО) на 2003-2004гг.; федеральная централизованная программа "Электронная Россия на 2002-2010".
В 2005 г. в рамках приоритетных национальных проектов был выдвинут на государственном уровне проект "Образование". Реализация этого направления является неотъемлемой частью процесса информатизации отечественного образования. В ходе его реализации в 2006 г. были достигнуты следующие результаты:
обеспеченность компьютерной техникой общеобразовательных учреждений к началу 2006 г. достигла соотношения: 1 компьютер на 13-45 учащихся; в сфере профессионального образования - 1 компьютер на 4-15 студентов.
от 11 до 60 % образовательных учреждений имеют доступ к сети Интернет, 11-14 % школ подключены к системам удаленного доступа. В течение 2006 запланировано обеспечить 633 школы новыми компьютерными классами, из них 233 впервые. К 1003 школам, имеющим выход в сеть Интернет, в текущем году добавится ещё 1545 (в целом это составит 69%), из них около 750 - в сельской местности.