Рефераты. Информационный тезаурус педагогической инноватики

Особую категорию информационных продуктов образуют объекты интеллектуальной собственности -- материально выраженные результаты умственной (интеллектуальной) деятельности, дающие их создателю (автору) исключительное право на них, защищаемое либо соответствующими официально выданными документами (патентами или свидетельствами), либо законодательно установленными нормами авторского права.

Развитие технологий способствовало появлению принципиально новых методов переработки информации, качественно нового метода познания мира, созданию новых способов фиксации информации и новых форм документов, изменению формата документов и возможностей их хранения, учета и распространения. С появлением и развитием электронно-вычислительной техники, компьютеров и информационных цифровых технологий появилась особая группа документов -- электронные цифровые документы, способ фиксации которых основан на принципе преобразования информации в кодированную цифровую форму. Простейшей формой представления электронных цифровых документов является файловая форма. Файл исполняет функцию носителя цифровой документированной информации при ее формировании, хранении, использовании и передаче по телекоммуникационным каналам связи и является своего рода "электронной бумагой" для электронного документа [4, с. 30].

Технические устройства исполняют роль посредника в информационном общении людей, позволяют получить недоступную непосредственному восприятию человека информацию, быстро переработать огромные массивы данных, передать информацию на дальние расстояния и сохранить ее для будущих поколений. Когда говорят об автоматизированной работе с информацией посредством каких-либо технических устройств, то в первую очередь имеют в виду не содержание информации, а форму ее представления.

В процессе антропогенеза решающей предпосылкой развития человеческого сознания и языка стал процесс обмена информацией между людьми посредством общей для них знаковой системы, получивший название коммуникация (лат. communicatio, communicare -- делать общим, связывать, общаться). Основная цель коммуникации -- обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена. В результате этого процесса происходит обмен знаниями и смыслами, при котором может измениться форма и содержание информации, воспринимаемой участниками информационного взаимодействия.

Единичный цикл информационного взаимодействия предполагает адресную передачу информационного сообщения, восприятие этого сообщения и обратную адресную передачу информации. Информационное взаимодействие всегда инициируется одним из субъектов этого взаимодействия и обязательно поддерживается другим субъектом. В том случае, когда обратная связь отсутствует, имеет место не информационное взаимодействие, а информационное воздействие. Полный цикл коммуникации включает: докоммуникативную фазу, в которой происходит формирование целей деятельности и потребностей в обмене информацией и намечаются способы их реализации; собственно коммуникацию, включающую создание, передачу и прием сообщения, и послекоммуникативную фазу, когда проявляются последствия (эффекты) коммуникации и возникает обратная связь [5, с. 286].

Основными элементами коммуникации являются: (1) субъекты -- коммуникатор и коммуникант; (2) средства коммуникации -- код, используемый для передачи информации, и канал передачи информации; (3) предмет коммуникации и отображающее его сообщение; (4) эффекты коммуникации.

Коммуникатор (отправитель, адресант) -- создатель сообщения, лицо, генерирующее идею. Коммуникатор и источник информации не всегда одно и то же лицо, источником информации может быть любая организация, группа лиц или индивид.

Коммуникант (получатель, адресат, реципиент) -- лицо или группа лиц, которым направлено сообщение.

Код -- набор символов или знаков, переводящий сообщение на язык, понятный получателю. В качестве кодов используются как вербальные (словесные), так и невербальные средства коммуникации.

Канал передачи (коммуникационный канал) -- средство, с помощью которого сообщение передается от коммуникатора к коммуниканту. Коммуникационные каналы обеспечивают движение не смыслов, а только материального воплощения сообщений. Различают естественные каналы коммуникации, образовавшиеся в ходе антропогенеза (вербальный и невербальный), и искусственные, сознательно созданные людьми.

Сообщение, подготовленное коммуникатором, представляет собой информационное предложение, которое воспринимается коммуникантом только в том случае, если у него имеется соответствующая потребность (информационная потребность). Если же потребность в информации есть, а соответствующего информационного предложения нет, то коммуникатор начинает поиск источников интересующей его информации, посылая по известным ему каналам коммуникации информационный запрос.

Под информационной потребностью понимают потребность в знании, обусловленную характером профессиональной деятельности специалиста и зависящую от его индивидуальных (личностных) характеристик; информационный запрос рассматривается как форма отражения информационной потребности [6, с. 3]. В контексте обсуждаемой темы информационное предложение рассматривается как специальным образом изложенная информация о новшестве, включая общие сведения о разработке, варианты делового сотрудничества для его внедрения, адреса источников дополнительной информации, необходимой для распространения новшества в профессиональном сообществе.

Коммуникативная деятельность -- источник, средство поддержания и использования социальной памяти, аккумулирующей культурный и исторический опыт социальных субъектов. В широком смысле понятием память обозначают систему, обеспечивающую запись (кодирование), хранение и передачу информации [2, с. 99].

В мире живой природы ключевым элементом нервной системы как информационной службы организма, без которого не могут быть раскрыты возможности достижения цели, является генетическая или наследственная память. Наряду с генетической памятью теории социальной коммуникации выделяют психическую и социальную память. Первая понимается как система сохранения и последующего воспроизведения человеком его опыта. Вторая включает в себя множество овеществленных (представленных в материальной форме) и не овеществленных социальных смыслов. Общественное сознание выполняет функцию социальной памяти, вырабатывая некоторые схемы, "матрицы" воспроизводства накопленного человечеством опыта. Включенность человека в совместную с другими людьми деятельность, обладающую определенной последовательностью и структурой, ориентирует индивидуальные действия, программирует их.

Различают два вида социальной памяти -- групповую память и память общества. Существует еще понятие "общечеловеческая память" или "память мира", субъектом которой мыслится все человечество. В каждом виде социальной памяти можно выделить два слоя: слой традиций и слой новаций. Слой новаций представлен социальными смыслами, рожденными на "переднем крае науки" и в инновационной практике.

Групповая память целевых социальных групп (профессиональные группы и общественные объединения) включает в себя следующие разделы: язык со специальными понятиями и терминами; массив недокументированных знаний, передаваемых устно; профессиональные нормы общения внутри группы; технологические умения, связанные с выполнением профессиональных или общественных функций; документальные фонды; продукты деятельности. Основным носителем группового знания являются документальные фонды. Структура и содержание групповой памяти зависят от субъекта--носителя, т.е. от той социальной группы, которой эта память принадлежит [3].

Инструментом для упорядочения индивидуальных и групповых (в том числе и организационных) коллекций знаний и продуктов деятельности являются классификационные системы, построенные на основе тех или иных информационных моделей. Использование сообществами развития единых информационных моделей обеспечивает стабильность институтов групповой социальной памяти и обеспечивает возможность их интеграции на основе согласования общих и частных информационных моделей.

Инструментом для упорядочения систем знаний служат универсальные классификационные системы. Примерами таких классификационных схем в области культуры служат библиотечные классификаторы (ББК, УДК), в области науки - классификаторы научно-технической информации (рубрикатор ГСНТИ), в области образования -- рубрикатор "Народное образование. Педагогика". Универсальные классификационные системы отражают структуру знания о предметной области. Согласованность этих систем и логическая непротиворечивость являются необходимым условием для интеграции формируемых разными науками блоков социальной памяти, связанных с одним и тем же фрагментом реальности.

Увеличение числа и углубление содержания информационных потоков в разных областях знания привело к формированию специальных групп людей -- информационных работников -- и организационных форм объединения усилий информационных работников -- информационных служб, призванных своей профессиональной деятельностью оказывать воздействие на информационные потоки в интересах потребителей информации. Информационные службы выполняют в социальных структурах роль нервной системы, фиксирующей сигналы о состоянии внешней и внутренней среды и определяющей меру необходимости реагирования на эти сигналы.

Работники информационных служб непрерывно отслеживают, систематизируют и ведут учет информации о проблемах, задачах и возможностях решения задач развития различных предметных областей. Это позволяет им не только адекватно реагировать на информационные запросы работников сферы образования, но и опережающе формировать информационные предложения для разных категорий пользователей с учетом их информационных потребностей.

Информационные службы активно взаимодействуют с институтами социальной памяти, с различными документально-коммуникационными системами, отслеживают появление новых документов, значимых для решения задач развития тех организаций или профессиональных объединений, при которых они функционируют. В процессе информационного обмена информационные службы выступают в роли посредника, принимая на себя в зависимости от ситуации либо функции коммуникатора, либо функции коммуниканта.

Процесс повышения значимости информации и знаний, широкое распространение информационных методов во всех сферах жизни общества получил название информатизация, а методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации -- информационные технологии. Процесс информатизации является осново-полагающим фактором современного этапа развития общества. Процессы создания, распространения и использования информации составляют содержательную основу и условие эффективного существования социальных систем. Функционирование и развитие разных сфер общественной жизни, в том числе и сферы образования, все чаще рассматриваются как информационные процессы, а современная социокультурная ситуация в целом нередко называется информационным, проектом [7, с. 3].

Основными категориями, характеризующими информатизацию как социокультурный процесс, с точки зрения Ю.Н.Столярова, служат представления об информационном фонде и информационном потоке [8].

Под информационным фондом понимается вся культурная информация, которой располагает общество на данном этапе его развития. Система культурной информации есть материальное отражение деятельности общества. Целостность глобального информационного фонда, которым располагает человечество, следует понимать в том смысле, что он принципиально не подвергается старению, поскольку признание старения информационного фонда в целом означало бы отрицание диалектики общественного развития. При этом старение формы и старение содержания информации нужно рассматривать по-разному. Сохранение информационного фонда является непременным условием сохранения возможности общения людей в социальном пространстве и времени.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.