В узком смысле под психологическим диагнозом подразумевается выявление конкретных причин недостатков или отклонений в учебной либо профессиональной деятельности отдельных лиц или групп с целью устранения этих причин путем соответствующих коррекционных воздействий психолого-педагогического характера.
Возрастная норма развития - есть средний уровень развития изучаемого свойства у большой группы психически и физически здоровых детей, отобранных на случайной основе.
Недостатки - это отсутствие положительных качеств, свойств, умений и навыков, которые должен иметь ребенок определенного возраста.
Отклонения - появление вместо положительных полярных отрицательных качеств, свойств, привычек. Дисгармонии развития - процесс и результат развития, характеризующийся несбалансированностью психических процессов, свойств, качеств и состояний, обусловливающих неустойчивость и противоречивость личности и нарушающих ее социализацию и индивидуализацию.
Нарушения (аномалии) развития (дизонтогенез) - ограничение, сужение границ психологических возможностей ребенка в силу функциональной недостаточности грубого дефекта или распада психологических функций.
Деформация развития - такие отклонения, нарушения развития, которые вытекают из подавленности самореализации личности и приводят к извращению самой сути развития.
Глава 3. Педагогическая коррекция индивидуальных особенностей детей
3.1 Сущность и принципы педагогической коррекции
Педагогическая коррекция - важное и ответственное направление практической деятельности психологов и педагогов. Оно предполагает обоснованное воздействие на дискретные характеристики внутреннего мира ребенка с целью их изменения. Следует дифференцировать коррекцию нормального и аномального развития. Первая осуществляется психологом, а вторая - патопсихологом, дефектологом, психоневрологом, психиатром. Коррекционная работа в учреждении образования характеризуется как совокупность психолого-педагогических воздействий, направленных либо на исправление, либо на профилактику недостатков и отклонений в развитии ребенка.
В зарубежной психологии методологические подходы к проблеме психокоррекции можно разделить на две большие группы:
Ш Психодинамический
Ш Поведенческий.
В рамках психодинамического подхода выделяются:
Ш игротерапия,
Ш арттерапия,
Ш детский психоанализ.
Поведенческий подход связан с формированием у ребенка оптимальных моделей адаптивного поведения и поведенческих навыков путем научения (жетонная программа), развития исполнительской компетентности (тренинг поведения), модификации поведения через изменение образа мыслей (когнитивная терапия), развитие саморегуляции (скилл-терапия).
Психологическим механизмом коррекции является интериоризация, то есть превращение внешней деятельности (копирование образцов, выполнение инструкций, указаний и т.п.), ее «вращивание» во внутренюю.
Коррекционная работа должна строиться как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. В практике работы используются различные модели объяснения причин трудностей развития ребенка.
Биологическая модель - связывает происхождение отклонений в развитии со снижением темпа органического созревания.
Медицинская модель - выносит проблемы, трудности и отклонения в область аномального развития.
Педагогическая модель видит причины трудностей в социальной и педагогической запущенности детей.
Социально-психологическая (интеракционистская) модель объясняет возникновение проблем развития дефицитарностью среды, социальной и сенсорной способностей ребенка.
Психологическая (деятельностная) модель ориентирует на поиск причин отклонений и трудностей развития на несформированность ведущей и других, типичных для конкретного возраста, типов деятельности.
3.2 Содержание и методы коррекционной работы с детьми и подростками
Объект педагогической коррекции - это отдельные сферы личности детей, подвергающиеся изменению, а предмет коррекции - та психическая реальность, на которую направлено коррекционное воздействие.
Ш Содержание коррекционной работы с детьми чаще всего связано со следующей группой трудностей:
Ш Несоответствие уровня психического (умственного развития ребенка в возрастной норме как общей, так и парциальной форме).
Ш Неготовность к школьному обучению. Неуспеваемость. Низкая познавательная и учебная мотивации.
Ш Негативные тенденции личностного развития. Коммуникативные проблемы.
Ш Неорганизованность поведения, низкий уровень произвольной регуляции.
Ш Эмоциональные нарушения поведения.
Ш Дезадаптация в детском саду, школе, семье.
Способы коррекции
Коррекция умственного развития:
Ш развитие восприятия, сенсорных способностей;
Ш развитие наглядно-образного (наглядно-действенного) мышления;
Ш развитие начальных функций произвольного внимания и памяти;
Ш развитие речи (в рамках логопедической помощи);
Ш развитие познавательной мотивации
Коррекция готовности ребенка к обучению:
Ш коррекция внутренней позиции ребенка;
Ш формирование общей успеваемости (положительная мотивация познавательные процессы, самоконтроль, самооценка);
Ш коррекция мелкой моторики и пространственной ориентации (письмо);
Ш речевая коррекция (чтение);
Ш коррекция исходных представлений о количестве, величине и т.п. (математика).
Коррекция личностного развития:
1. Коммуникативные проблемы (трудности общения) в семье: с родителями, родственниками; вне семьи: со сверстниками, воспитателями, учителями.
В первом случае:
Ш разъяснительная коррекционная работа с родителями и педагогами, исправленная на изменение воспитательных установок и стереотипов воспитания:
Ш родительский тренинг (повышение родительской компетентности);
Ш тренинг педагогического общения (повышение педагогической компетентности);
Ш коррекционные игры психолога с ребенком (развитие нового типа отношений равноправия и партнерства);
Ш организация игр ребенка с родителями (проба на совместную деятельность).
Во втором случае:
Ш коллективные игры (справедливое распределение ролей и регуляция отношений);
Ш игровая коррекция поведения (отреагирование и выход агрессивного заряда);
Ш статусная психотерапия (возрастные перемещения детей с неадекватной самооценкой);
Ш социальная терапия (изменения отношения группы и ребенку благодаря устойчивой высокой оценке значимого взрослого).
2. Проблемы самооценки, тревожности, повышенной эмоциональной напряженности, пассивности, конформизм:
Ш психогимнастика;
Ш холдинг-терапия;
Ш арттерапия;
Ш психодрама и другие формы.
3.3 Специфика и особенности процесса педагогической коррекции
Выделяют следующие специфические черты коррекционного процесса:
Ш коррекция ориентирована на клинически здоровую личность, имеющую в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы;
Ш коррекция ориентируется на здоровые стороны личности;
Ш в коррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов;
Ш коррекция больше ориентирована на оказание среднесрочной помощи;
Ш в коррекции важен ненавязчивый ценностный вклад психолога;
Ш коррекционные изменения направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.
На эффективность коррекционного процесса влияет множество факторов:
Ш ожидания клиента,
Ш важность для него решаемых задач,
Ш готовность клиента к сотрудничеству,
Ш профессиональный и личностный опыта психолога
Ш продолжительность и интенсивность процесса и многие другие.
Прежде всего, эффективность коррекционного процесса зависит от профессиональной готовности психолога к коррекционному воздействию.
Эта готовность включает три компонента: теоретический, практический и личностный. Теоретический компонент предполагает знание теоретических основ коррекционной работы, ее способов и методов.
Практический компонент - это владение конкретными методами, и методика коррекционной работы.
Личностный компонент - психологическая проработанность у психолога собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у клиента.
Коррекционный процесс осуществляется на основе программы, решающей задачи разного уровня:
Ш коррекционного - исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;
Ш профилактического - предупреждение отклонений и трудностей в развитии;
Ш развивающего - оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития.
Алгоритм составления коррекционной программы:
Ш Четкая формулировка цели коррекционной работы;
Ш Определение круга решаемых задач;
Ш Определение методологии и содержания программы;
Ш Выбор стратегии и тактики проведения коррекционной работы;
Ш Определение формы работы (групповая, индивидуальная или смешанная);
Ш Отбор методик и техник для работы с клиентом;
Ш Определение общего времени и графика встреч;
Ш Подготовка оборудования.
Ш Определение критериев эффективности коррекционных мероприятий.
3.4 Основные формы коррекционной работы с детьми и подростками
На рубеже XIX-XX веков психология начинает осознавать развивающие, гармонизирующие и целительные возможности игр. Они признаются средством освоения ребенком социальных ролей и раскрытия внутреннего мира ребенка. Аналитическому исследованию игровой деятельности посвящено ряд работ Ж. Пиаже и Э. Эриксона, результатом которых стало описание основные признаков игровой деятельности:
Ш игра приятна, т.е. положительно воспринимается участниками;
Ш игра протекает спонтанно и предполагает наличие внутренней мотивации участников;
Ш игра требует высокой гибкости психических процессов и ролевой пластичности;
Ш игра является естественным следствием физического и интеллектуального развития ребенка;
Ш пережитые ребенком психические травмы и имеющиеся у него интрапсихические конфликты проявляются в игре и могут приводить к нарушению ее нормального хода.
В терапевтическом процессе игра выполняет диагностическую, терапевтическую и обучающую функции Диагностическая функция заключается в выяснении психопатологии, особенностей характера и взаимоотношений ребенка с окружающими.
Терапевтическая функция состоит в предоставлении ребенку возможности эмоционального и моторного самовыражения, отреагирования напряжения, страхов и фантазий.
Обучающая функция игры заключается в перестройке отношений, расширении диапазона общения и жизненного кругозора, реадаптации и социализации.
Выделяют две формы игротерапии, отличающиеся по функциям и роли терапевта в игре:
Ш направленную;
Ш ненаправленную.
Основные функции терапевта в направленной игротерапии включают:
1) организацию эмпатического общения, в котором терапевт создает атмосферу принятия ребенка, эмоционального сопереживания ему и коммуникации этого отношения ребенку;
2) обеспечивание переживания ребенком чувства собственного достоинства и самоуважения;
3) установление ограничений в игре.
Цель игротерапии определяется как воздействие на базовые изменения в интрапсихическом равновесии ребенка для установления баланса в структуре его личности.
В качестве основных механизмов терапии в игре выделяются следующие пять процессов:
1) аналитическая (терапевтическая) связь;
2) катарсис, осуществляемый через игру, вербализацию чувств и переживаний ребенка;
3) инсайт как более глубокое понимание себя и своих отношений со значимыми людьми в реальной жизни;
4) тестирование реальности для установления эффективности границ новых способов взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, приобретаемых в процессе игротерапии;
5) сублимации подавленных бессознательных импульсов и тенденций, согласованная с социальными нормами и моралью, с ожиданиями общества.
Арттерапия
Эта форма работы возникла в 30-е годы нашего века на основе психоанализа. Основная цель арттерапии состоит:
Ш в развитии самовыражения и самопознания ребенка через искусство;
Ш в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальностей окружающего мира.
Формы игротерапии: индивидуальная и групповая. Ее важнейшим принципом является безусловное принятие и одобрение всех продуктов творческой деятельности ребенка независимо от их содержания, формы и качества.
Главная функция терапевта в процессе арттерапии состоит в облегчении сублимации: интерпретации бессознательных значений, реализации эмоционального состояния в продукте изобразительной деятельности.
В зависимости от доминирования тех или иных динамических процессов на занятиях арттерапией ребенок может демонстрировать один их пяти способов использования художественных материалов:
Ш изучение физических свойств материалов;
Ш деструктивное поведение с потерей контроля над своими действиями;
Ш стереотипизацию и повторение действий как проявление психологической защиты;
Ш передачу символических значений в виде пиктограммы, остающейся непонятной для окружающих без специальных разъяснений;
Ш создание произведений искусства, успешно реализующих функцию самовыражения и коммуникации аффекта.
Поведенческая терапия
Поведенческая терапия как модификация поведения впервые возникает как оппозиция фрейдовскому психоанализу и окончательно оформляется в самостоятельное направление в 50-е годы прошлого века.
Цели коррекции в поведенческой терапии формулируются либо как научение новым адаптивным формам поведения, либо как угасание, торможение имеющихся у субъекта его дезадаптивных форм.
Заключение
В курсовой работе на тему «Индивидуальные особенности детей, их учет и педагогическая коррекция» были рассмотрены основные индивидуальные качества детей младшего и старшего школьного возрастов, приведены различные примеры учета этих особенностей в качестве психодиагностики, а также изучены основные виды педагогической коррекции индивидуальных особенностей детей.
Индивидуальные особенности детей включают в себя: анатомо-физиологические особенности возраста, особенности учебной деятельности, развитие познавательных процессов, влияние учения на развитие личности, развитие эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте, чрезмерная активность школьников, юмор и эмоциональное развитие, особенности межличностного взаимодействия младшего школьника со взрослыми и т. д.
Учетом этих особенностей может служить школьная психодиагностика как теоретическая дисциплина занимающаяся разработкой принципов методов и процедур постановки психологического диагноза, а ее предметом как экспериментально - практической деятельности.
Помимо учета важным процессом в формирование индивидуальных особенностей детей выступает педагогическая коррекция - важное и ответственное направление практической деятельности психологов и педагогов. Оно предполагает обоснованное воздействие на дискретные характеристики внутреннего мира ребенка с целью их изменения.
Таким образом, в развитии индивидуальных особенностей детей важную роль играет педагогическое воспитание, школьный коллектив, семейная среда и т. д. Используя различные методики и подходы возможно корректировать индивидуальные особенности детей, однако данная корректировка не возможна без определенного учета. Следовательно, исследование индивидуальных особенностей детей, их учет и педагогическая коррекция должны производиться комплексно. Только систематический подход к решению проблемы сможет дать конкретный результат.
Использованная литература
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- Москва: ”Академия”, 1997.
2. Мухина В.С. Возрастная психология. - Москва: ”Академия” , 1997.
3. Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Издательский центр “Академия”, 1995.
4. Практическая психология образования / Под редакцией И.В.Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: ТЦ ”Сфера”, 1997.
5. Юсупов Ф.М. О соотношении вербальной и невербальной составляющих в структуре интеллекта // Психологический журнал. 1995
6. http://osp.kgsu.ru/ovri/Prakt_psy.pdf
7. http://ded-school1.ucoz.ru/publ/1-1-0-1
8. http://studunion.rsu.ru/modules.php?name=FAQ&myfaq=yes&id_cat=2&pg=70
9. http://agora.guru.ru/display.php?conf=Irk-fiz-ped-2007&page=item002
10. http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1998/985/985126.htm
Страницы: 1, 2, 3