Рефераты. Индивидуальные особенности детей, их учет и педагогическая коррекция

В узком смысле под психологическим диагнозом подразумевается выявление конкретных причин недостатков или отклонений в учебной либо профессиональной деятельности отдельных лиц или групп с целью устранения этих причин путем соответствующих коррекционных воздействий психолого-педагогического характера.

Возрастная норма развития - есть средний уровень развития изучаемого свойства у большой группы психически и физически здоровых детей, отобранных на случайной основе.

Недостатки - это отсутствие положительных качеств, свойств, умений и навыков, которые должен иметь ребенок определенного возраста.

Отклонения - появление вместо положительных полярных отрицательных качеств, свойств, привычек. Дисгармонии развития - процесс и результат развития, характеризующийся несбалансированностью психических процессов, свойств, качеств и состояний, обусловливающих неустойчивость и противоречивость личности и нарушающих ее социализацию и индивидуализацию.

Нарушения (аномалии) развития (дизонтогенез) - ограничение, сужение границ психологических возможностей ребенка в силу функциональной недостаточности грубого дефекта или распада психологических функций.

Деформация развития - такие отклонения, нарушения развития, которые вытекают из подавленности самореализации личности и приводят к извращению самой сути развития.

Глава 3. Педагогическая коррекция индивидуальных особенностей детей

3.1 Сущность и принципы педагогической коррекции

Педагогическая коррекция - важное и ответственное направление практической деятельности психологов и педагогов. Оно предполагает обоснованное воздействие на дискретные характеристики внутреннего мира ребенка с целью их изменения. Следует дифференцировать коррекцию нормального и аномального развития. Первая осуществляется психологом, а вторая - патопсихологом, дефектологом, психоневрологом, психиатром. Коррекционная работа в учреждении образования характеризуется как совокупность психолого-педагогических воздействий, направленных либо на исправление, либо на профилактику недостатков и отклонений в развитии ребенка.

В зарубежной психологии методологические подходы к проблеме психокоррекции можно разделить на две большие группы:

Ш Психодинамический

Ш Поведенческий.

В рамках психодинамического подхода выделяются:

Ш игротерапия,

Ш арттерапия,

Ш детский психоанализ.

Поведенческий подход связан с формированием у ребенка оптимальных моделей адаптивного поведения и поведенческих навыков путем научения (жетонная программа), развития исполнительской компетентности (тренинг поведения), модификации поведения через изменение образа мыслей (когнитивная терапия), развитие саморегуляции (скилл-терапия).

Психологическим механизмом коррекции является интериоризация, то есть превращение внешней деятельности (копирование образцов, выполнение инструкций, указаний и т.п.), ее «вращивание» во внутренюю.

Коррекционная работа должна строиться как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. В практике работы используются различные модели объяснения причин трудностей развития ребенка.

Биологическая модель - связывает происхождение отклонений в развитии со снижением темпа органического созревания.

Медицинская модель - выносит проблемы, трудности и отклонения в область аномального развития.

Педагогическая модель видит причины трудностей в социальной и педагогической запущенности детей.

Социально-психологическая (интеракционистская) модель объясняет возникновение проблем развития дефицитарностью среды, социальной и сенсорной способностей ребенка.

Психологическая (деятельностная) модель ориентирует на поиск причин отклонений и трудностей развития на несформированность ведущей и других, типичных для конкретного возраста, типов деятельности.

3.2 Содержание и методы коррекционной работы с детьми и подростками

Объект педагогической коррекции - это отдельные сферы личности детей, подвергающиеся изменению, а предмет коррекции - та психическая реальность, на которую направлено коррекционное воздействие.

Ш Содержание коррекционной работы с детьми чаще всего связано со следующей группой трудностей:

Ш Несоответствие уровня психического (умственного развития ребенка в возрастной норме как общей, так и парциальной форме).

Ш Неготовность к школьному обучению. Неуспеваемость. Низкая познавательная и учебная мотивации.

Ш Негативные тенденции личностного развития. Коммуникативные проблемы.

Ш Неорганизованность поведения, низкий уровень произвольной регуляции.

Ш Эмоциональные нарушения поведения.

Ш Дезадаптация в детском саду, школе, семье.

Способы коррекции

Коррекция умственного развития:

Ш развитие восприятия, сенсорных способностей;

Ш развитие наглядно-образного (наглядно-действенного) мышления;

Ш развитие начальных функций произвольного внимания и памяти;

Ш развитие речи (в рамках логопедической помощи);

Ш развитие познавательной мотивации

Коррекция готовности ребенка к обучению:

Ш коррекция внутренней позиции ребенка;

Ш формирование общей успеваемости (положительная мотивация познавательные процессы, самоконтроль, самооценка);

Ш коррекция мелкой моторики и пространственной ориентации (письмо);

Ш речевая коррекция (чтение);

Ш коррекция исходных представлений о количестве, величине и т.п. (математика).

Коррекция личностного развития:

1. Коммуникативные проблемы (трудности общения) в семье: с родителями, родственниками; вне семьи: со сверстниками, воспитателями, учителями.

В первом случае:

Ш разъяснительная коррекционная работа с родителями и педагогами, исправленная на изменение воспитательных установок и стереотипов воспитания:

Ш родительский тренинг (повышение родительской компетентности);

Ш тренинг педагогического общения (повышение педагогической компетентности);

Ш коррекционные игры психолога с ребенком (развитие нового типа отношений равноправия и партнерства);

Ш организация игр ребенка с родителями (проба на совместную деятельность).

Во втором случае:

Ш коллективные игры (справедливое распределение ролей и регуляция отношений);

Ш игровая коррекция поведения (отреагирование и выход агрессивного заряда);

Ш статусная психотерапия (возрастные перемещения детей с неадекватной самооценкой);

Ш социальная терапия (изменения отношения группы и ребенку благодаря устойчивой высокой оценке значимого взрослого).

2. Проблемы самооценки, тревожности, повышенной эмоциональной напряженности, пассивности, конформизм:

Ш психогимнастика;

Ш холдинг-терапия;

Ш арттерапия;

Ш психодрама и другие формы.

3.3 Специфика и особенности процесса педагогической коррекции

Выделяют следующие специфические черты коррекционного процесса:

Ш коррекция ориентирована на клинически здоровую личность, имеющую в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы;

Ш коррекция ориентируется на здоровые стороны личности;

Ш в коррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов;

Ш коррекция больше ориентирована на оказание среднесрочной помощи;

Ш в коррекции важен ненавязчивый ценностный вклад психолога;

Ш коррекционные изменения направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.

На эффективность коррекционного процесса влияет множество факторов:

Ш ожидания клиента,

Ш важность для него решаемых задач,

Ш готовность клиента к сотрудничеству,

Ш профессиональный и личностный опыта психолога

Ш продолжительность и интенсивность процесса и многие другие.

Прежде всего, эффективность коррекционного процесса зависит от профессиональной готовности психолога к коррекционному воздействию.

Эта готовность включает три компонента: теоретический, практический и личностный. Теоретический компонент предполагает знание теоретических основ коррекционной работы, ее способов и методов.

Практический компонент - это владение конкретными методами, и методика коррекционной работы.

Личностный компонент - психологическая проработанность у психолога собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у клиента.

Коррекционный процесс осуществляется на основе программы, решающей задачи разного уровня:

Ш коррекционного - исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;

Ш профилактического - предупреждение отклонений и трудностей в развитии;

Ш развивающего - оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития.

Алгоритм составления коррекционной программы:

Ш Четкая формулировка цели коррекционной работы;

Ш Определение круга решаемых задач;

Ш Определение методологии и содержания программы;

Ш Выбор стратегии и тактики проведения коррекционной работы;

Ш Определение формы работы (групповая, индивидуальная или смешанная);

Ш Отбор методик и техник для работы с клиентом;

Ш Определение общего времени и графика встреч;

Ш Подготовка оборудования.

Ш Определение критериев эффективности коррекционных мероприятий.

3.4 Основные формы коррекционной работы с детьми и подростками

На рубеже XIX-XX веков психология начинает осознавать развивающие, гармонизирующие и целительные возможности игр. Они признаются средством освоения ребенком социальных ролей и раскрытия внутреннего мира ребенка. Аналитическому исследованию игровой деятельности посвящено ряд работ Ж. Пиаже и Э. Эриксона, результатом которых стало описание основные признаков игровой деятельности:

Ш игра приятна, т.е. положительно воспринимается участниками;

Ш игра протекает спонтанно и предполагает наличие внутренней мотивации участников;

Ш игра требует высокой гибкости психических процессов и ролевой пластичности;

Ш игра является естественным следствием физического и интеллектуального развития ребенка;

Ш пережитые ребенком психические травмы и имеющиеся у него интрапсихические конфликты проявляются в игре и могут приводить к нарушению ее нормального хода.

В терапевтическом процессе игра выполняет диагностическую, терапевтическую и обучающую функции Диагностическая функция заключается в выяснении психопатологии, особенностей характера и взаимоотношений ребенка с окружающими.

Терапевтическая функция состоит в предоставлении ребенку возможности эмоционального и моторного самовыражения, отреагирования напряжения, страхов и фантазий.

Обучающая функция игры заключается в перестройке отношений, расширении диапазона общения и жизненного кругозора, реадаптации и социализации.

Выделяют две формы игротерапии, отличающиеся по функциям и роли терапевта в игре:

Ш направленную;

Ш ненаправленную.

Основные функции терапевта в направленной игротерапии включают:

1) организацию эмпатического общения, в котором терапевт создает атмосферу принятия ребенка, эмоционального сопереживания ему и коммуникации этого отношения ребенку;

2) обеспечивание переживания ребенком чувства собственного достоинства и самоуважения;

3) установление ограничений в игре.

Цель игротерапии определяется как воздействие на базовые изменения в интрапсихическом равновесии ребенка для установления баланса в структуре его личности.

В качестве основных механизмов терапии в игре выделяются следующие пять процессов:

1) аналитическая (терапевтическая) связь;

2) катарсис, осуществляемый через игру, вербализацию чувств и переживаний ребенка;

3) инсайт как более глубокое понимание себя и своих отношений со значимыми людьми в реальной жизни;

4) тестирование реальности для установления эффективности границ новых способов взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, приобретаемых в процессе игротерапии;

5) сублимации подавленных бессознательных импульсов и тенденций, согласованная с социальными нормами и моралью, с ожиданиями общества.

Арттерапия

Эта форма работы возникла в 30-е годы нашего века на основе психоанализа. Основная цель арттерапии состоит:

Ш в развитии самовыражения и самопознания ребенка через искусство;

Ш в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальностей окружающего мира.

Формы игротерапии: индивидуальная и групповая. Ее важнейшим принципом является безусловное принятие и одобрение всех продуктов творческой деятельности ребенка независимо от их содержания, формы и качества.

Главная функция терапевта в процессе арттерапии состоит в облегчении сублимации: интерпретации бессознательных значений, реализации эмоционального состояния в продукте изобразительной деятельности.

В зависимости от доминирования тех или иных динамических процессов на занятиях арттерапией ребенок может демонстрировать один их пяти способов использования художественных материалов:

Ш изучение физических свойств материалов;

Ш деструктивное поведение с потерей контроля над своими действиями;

Ш стереотипизацию и повторение действий как проявление психологической защиты;

Ш передачу символических значений в виде пиктограммы, остающейся непонятной для окружающих без специальных разъяснений;

Ш создание произведений искусства, успешно реализующих функцию самовыражения и коммуникации аффекта.

Поведенческая терапия

Поведенческая терапия как модификация поведения впервые возникает как оппозиция фрейдовскому психоанализу и окончательно оформляется в самостоятельное направление в 50-е годы прошлого века.

Цели коррекции в поведенческой терапии формулируются либо как научение новым адаптивным формам поведения, либо как угасание, торможение имеющихся у субъекта его дезадаптивных форм.

Заключение

В курсовой работе на тему «Индивидуальные особенности детей, их учет и педагогическая коррекция» были рассмотрены основные индивидуальные качества детей младшего и старшего школьного возрастов, приведены различные примеры учета этих особенностей в качестве психодиагностики, а также изучены основные виды педагогической коррекции индивидуальных особенностей детей.

Индивидуальные особенности детей включают в себя: анатомо-физиологические особенности возраста, особенности учебной деятельности, развитие познавательных процессов, влияние учения на развитие личности, развитие эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте, чрезмерная активность школьников, юмор и эмоциональное развитие, особенности межличностного взаимодействия младшего школьника со взрослыми и т. д.

Учетом этих особенностей может служить школьная психодиагностика как теоретическая дисциплина занимающаяся разработкой принципов методов и процедур постановки психологического диагноза, а ее предметом как экспериментально - практической деятельности.

Помимо учета важным процессом в формирование индивидуальных особенностей детей выступает педагогическая коррекция - важное и ответственное направление практической деятельности психологов и педагогов. Оно предполагает обоснованное воздействие на дискретные характеристики внутреннего мира ребенка с целью их изменения.

Таким образом, в развитии индивидуальных особенностей детей важную роль играет педагогическое воспитание, школьный коллектив, семейная среда и т. д. Используя различные методики и подходы возможно корректировать индивидуальные особенности детей, однако данная корректировка не возможна без определенного учета. Следовательно, исследование индивидуальных особенностей детей, их учет и педагогическая коррекция должны производиться комплексно. Только систематический подход к решению проблемы сможет дать конкретный результат.

Использованная литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- Москва: ”Академия”, 1997.

2. Мухина В.С. Возрастная психология. - Москва: ”Академия” , 1997.

3. Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Издательский центр “Академия”, 1995.

4. Практическая психология образования / Под редакцией И.В.Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: ТЦ ”Сфера”, 1997.

5. Юсупов Ф.М. О соотношении вербальной и невербальной составляющих в структуре интеллекта // Психологический журнал. 1995

6. http://osp.kgsu.ru/ovri/Prakt_psy.pdf

7. http://ded-school1.ucoz.ru/publ/1-1-0-1

8. http://studunion.rsu.ru/modules.php?name=FAQ&myfaq=yes&id_cat=2&pg=70

9. http://agora.guru.ru/display.php?conf=Irk-fiz-ped-2007&page=item002

10. http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1998/985/985126.htm

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.