РЕФЕРАТ
Тема:
«Индивидуализация воспитательной работы с учащимися»
Профессия: «Водитель автомобиля»
Выполнил:
мастер п./о Иванов В.В.
Содержание
Введение
Принципы воспитания
Индивидуальный подход к учащимся
Характеристика поведения подростков
Методы индивидуального подхода
Работа с «трудными подростками»
Правовое воспитание
Заключение
Список использованной литературы
Чтобы современный рабочий был подготовлен к нему, имел профессионально- техническое образование, обладал глубокими знаниями по профессии умениями в производственной деятельности. В решении этой задачи ведущие место принадлежит мастерам профессиональных училищ. Они призваны передать юношам и девушкам свои знания и опыт, убежденность, воспитать активную жизненную позицию. В профессиональном училище мастер выступает одновременно как организатор, воспитатель, специальности (инженерно - педагогический работник) и руководитель группы. Практика свидетельствует, что уровень владения профессий у многих мастеров выше, чем умения передавать знания и навыки учащимся. Искусство учить молодежь мастер приобретает с опытом работы. Успешная работа мастера во многом зависит от его профессиональных и психолого-педагогических знаний, владения методикой обучения и воспитания, способности к постоянному совершенствованию, его личностных качеств. Мастер во многом решает вопрос создания работоспособности ученического коллектива, характеризующим здоровым психологическим климатом, высоким уровнем образовании. О деятельности мастеров производственного обучения одним из решающих факторов является его организаторские способности. Без этих качеств не может быть настоящего руководителя ученического коллектива. Опытный мастер производственного обучения постоянно проявляет инициативу, самостоятельно действует в пределах предоставленных ему прав, руководствуясь программой обучения. Педагогическое мастерство мастера учебной группы предусматривает знание и использование эффективности методов обучения, знание, умение показывать трудовые приемы, формирование у учащихся навыков самоконтроля. Союзником в этом ему должны быть постоянный творческий поиск, самоконтроль, чувство меры. О высоком авторитете мастера свидетельствуют стремление учащихся подражать ему во всем. Неприемлема антипедагогическая практика, когда мастер использует в отношениях учащихся обидные, оскорбительные выражения, жаргонные слова. Неуважительный тон, грубость, бесцеремонность, разнос, высокомерие, неумение смотреть на окружающее глазами подростка отнюдь не способствует росту его авторитета, нарушают контакты мастера с ученическим коллективом. Там, где мастер пользуется авторитетом, умения и навыки учащихся более прочны, знания более глубоки, группу в целом отличают сознательная дисциплина и высокий эмоциональный настрой. К авторитетному наставнику учащиеся обращаются со всеми вопросами - производственными и личными, ценят его объективность и справедливость. Авторитет мастеру создают высокие профессиональные умения, широкий кругозор и организаторские способности. Мастеру следует постоянно совершенствовать эти качества. Отказаться от командования и администрирования, обогащать свои педагогические знания. Опыт. Идти в ногу с научно-техническим прогрессом. Это тем более важно для мастера профессионального училища.
Принципы воспитания - исходное положение. Отражающие закономерности процесса воспитания. Следуя им, воспитатели ищут пути решения сложных конкретных задач воспитания, закономерности процесса обучения, или принципы дидактики, с позиции которой управляется познавательная деятельность учащихся, должны учитываться также в формировании личности учащихся есть своя специфика, которая отражается в особых принципах, называемых принципами воспитания.
Принцип единства и взаимосвязи
Принцип единства и взаимосвязи всех сторон процесса воспитания получил в наши дни наименование комплексного подхода к воспитанию. Главным в этом принципе является комплексное решение задач трудового и нравственного воспитания без умаления роли умственного, эстетического и физического воспитания.
Принцип комплексного подхода ко всему делу воспитания требует проведения не отдельных, разрозненных мероприятий, а организованной системы воспитательного воздействия на личность учащихся.
Единство действий всех воспитателей. Этот принцип предполагает единство требований и преемственность действий, их последовательность и взаимосвязь. Принцип действия школы, училища, семье, трудовых коллективов, общественности, выдвинут практикой воспитательной работы Тем самым к воспитательной работе привлекаются все силы общества.
Принцип сочетания педагогического руководства с развитием инициативы и самодеятельности учащихся нацелена на реализацию в процессе организации всей воспитательной работы в учебном заведении.
Инициатива и самодеятельность развиваются в процессе работы организации учащихся (старост групп, ученического самоуправления).
Принцип учета возрастных и индивидуальных различий учащихся.
Реализуется мастерами производственного обучения и преподавателями повседневно, так как следует учитывать особенности каждого учащегося, который имеет личные способности и воспитывается в различных условиях.
Принцип воспитания в коллективе и через коллектив
Руководствуясь этим принципом, следует учить учащихся жить интересами коллектива, уметь сочетать личные интересы с общественными.
Принцип воспитания в труде
Выражает общую направленность в работе профессионального училища, призванного готовить квалифицированных рабочих для производства.
Принцип уважения к личности и требовательности к ней. Провозглашен в трудах педагога А.С.Макаренко. Требовательность должна возрастать прямой пропорции к росту уважения к воспитаннику (соблюдение этого принципа обеспечивает духовный рост человека и создает стимулы в воспитательной работе.)
Принцип опоры на положительное в человеке.
Требует, к каждому учащемуся подходили с оптимистической гипотезой, с верой во все хорошие, что проявляется в его личности. Доверие к воспитаннику создает основу для преодоления отрицательного, отвлекает учащихся от плохих привычек. Воспитатели в процессе своей работы проявляют объективность и откровенность, обсуждая не только достижения, но и трудности и нерешенные проблемы. Стимулируется деятельность воспитываемых в преодолении недостатков и, главное устраняются причины, создающие эти недостатки.
Принцип доходчивости. Позволяет обеспечить сознательное овладение идеями воспитания. Учащиеся стараются осуществлять смысловое запоминание, проникая в сущность явления.
Мастер - воспитатель всегда имеет дело с конкретной развивающийся личностью, которая обладает рядом свойственных ей индивидуальных особенностей. Этим и объясняется то, что воспитательные меры с учетом применяемых к одному учащемуся, могут не дать ожидаемого эффекта, когда они применяются по отношению к другому. Поэтому общие воспитательные мероприятия должны дополняться индивидуальным подходом.
Индивидуальный подход в воспитании в коллективе через коллектив не противоречат друг другу. Индивидуальный подход осуществляется в коллектив и с помощью коллектива, и в этом смысле осуществляется органическое включение в общий воспитательный процесс. Индивидуальный подход - это не приспособление воспитательного процесса к индивидуальным особенностям и различиям учащихся и следование за ними. Задача индивидуального подхода заключается в том, что максимально использовать возможности каждого ученика, его индивидуальные особенности в целях наилучшей профессиональной подготовки и всестороннего гармоничного развития. Индивидуальный подход предлагает чуткость воспитателя по отношению к учащемуся, умением предвидеть последствия своих воздействий, выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые наиболее соответствовали бы особенностям личности учащегося к состоянию, в котором он в данное время находится. Тогда эти мероприятия будут давать максимальный эффект. Для этого, во-первых, необходимо хорошо знать своих воспитанников, и. во- вторых знать и учитывать причину, условия, которые повлияли на формирование и проявление той или иной черты личности.
Индивидуальный подход в воспитательной работе с учащимися в большинстве случаев связан с необходимостью преодоления у них отрицательных качеств и проявлений, недостатков в поведении, направлении на добрые дела. Поэтому способы индивидуального подхода нужно рассматривать, прежде всего, с этих позицией, хотя индивидуального подхода требуют все учащиеся.
Один из самых распространенных в подростковом возрасте недостатков поведения выявляется упрямство, непослушание, проявляющиеся в стремлении действовать вопреки всем разумным доводам и сообщениям, в необоснованном противодействии и сопротивлении требованиям, советам. Указаниям мастера. Часто это вызвано перевозбуждением нервной системы, впечатлениями, переутомлением, тяжелыми переживаниями. Склонность к упрямству зачастую объясняется стремлением к самостоятельности и независимости, неумелым пониманием проявить свою волю. К упрямству нередко приводит «педагогика запретов» - нельзя бегать. Нельзя шуметь, нельзя трогать, т.п. Наконец, упрямство иногда бывает своеобразной формой протеста выражением его недовольства деспотическим, грубым и необоснованным подавлением его развивающиеся самостоятельности и инициативы. Основное, что должно быть противопоставлено упрямству и непослушанию - это, прежде всего педагогический такт мастера, умением его разобраться в причинах, понять их, суметь разъяснить учащемуся неправильность его поведения, педагогическое терпение. Другой путь - это внимание к способностям учащегося, его интереса при одновременной требовательности к нему, активное включение в коллективные формы деятельности. К другим распространенным недостатком поведения учащегося (особенно подростков) относятся: грубость, резкость, дерзость, неуважительное отношение к старшим, к мастеру. Чаще это вызвано отсутствием уважительного отношения взрослых к подростку, подавлением его естественного стремления к самостоятельности, принижением формировавшегося в этом возрасте чувства собственного достоинства - назойливым контролем, придирчивостью, мелочной опекой. Грубость и дерзость нередко являются ответом на несправедливое отношение мастера к учащемуся - необоснованное обвинение во лжи, неблаговидном поступке, беспричинная подозрительность. Грубость учащихся нередко объясняется и тем. Что многие из них считают это качество признаком взрослости, мужественности стеснению проявлять чуткость, душевную теплоту, которые расцениваются как признаки мягкотелости. Проявление грубости и дерзости учащихся - это уже серьезный сигнал мастеру, который должен внимательно проанализировать свои действия как воспитателя - наставника молодежи. Пересмотреть и, если нужно резко изменить стиль своей работы, перешагнув через сложившиеся у него представления о сущности воспитательной работы. Полезно посоветоваться с опытными коллегами. К учащимся проявляющим грубость, дерзость особенно нужен индивидуальный подход. В первую очередь необходимо установить причину такого поведения. Работа с таким учащимся предлагает целенаправленную организацию из активности, инициативы, уважение их достоинства, прав на определенную самостоятельность, но ни в коем случае не допустимы поблажки или снижение требовательности.
Страницы: 1, 2