Рефераты. Имидж педагога

Содержание выявленных сущностных характеристик позволило конкретизировать направленность дальнейшего исследования имиджа, определив его как исследование закономерного поступательного развития имиджеобразующей деятельности в направлении ее профессионализации и повышению ее продуктивности.

Выделены критерии показатели и уровни оценки имиджа учителя, выявлено три уровня профессионаизма для деятельности по созданию имиджа: низкий (жизнедеяельностный) уровень; средний уровень, характеризующийся наличием связи деятельности по созданию имиджа с профессиональной деятельностью субъекта, ее осознанным и целенаправленным характером; высокий уровень профессионализма деятельности по созданию имиджа, при котором продуктивность основной профессиональной деятельности учителя существенно, а порой и напрямую зависит от продуктивности деятельности по созданию имиджа; последняя осуществляется субъектом систематически, в специально для этого созданных организационных формах, с использованием специальной системы знаний, стратегий, методов, приемов, средств, технологий.

Были выделены три уровня продуктивности профессиональной деятельности по созданию имиджа: приемлемый, средний и оптимальный. С целью оценки профессиональной деятельности по созданию имиджа по ее продуктивности были определены критерии и показатели продуктивности профессиональной деятельности по созданию имиджа, которые, в свою очередь, предопределяют критерии, показатели и уровни оценки самого имиджа. Определение оптимальности имиджа и система критериев и показателей его оценки позволили выделить три уровня оценки имиджа: социально неприемлемый, социально приемлемый и оптимальный.

Обозначены условия и факторы, обеспечивающие продуктивность деятельности по созданию имиджа и тем самым образующих объективную и субъективную основу для достижения оптимального имиджа.

В основу теоретической структурно-функциональной модели имиджа легло определение имиджа как символического образа субъекта, создаваемого в процессе интерсубъектного взаимодействия.

Содержание имиджа как образа субъекта, создаваемого в интерсубъектном взаимодействии, определяется отображаемой в нем Я-концепцией субъекта-прообраза. Изложена трактовка возникновения содержания имиджа из противоречия между Идеальным Я и образом у других субъекта-прообраза, которое затем с необходимостью оказывает воздействие на Я-концепцию, причем не только на уровне самовосприятия, но и на уровне изменения объективных индивидуальных, личностных и профессионально-деятельностных характеристик субъекта.

Из определения имиджа учителя как символической структуры, вытекает его характеристика как относительно устойчивой, внутренне организованной совокупности знаков, включающей в себя знаки-символы. В составе имиджа как символической структуры было выделено два плана: глубинный план структуры имиджа - его программа, и внешний, символьный план - его составляют чувственно воспринимаемые имиджеобразующие символы. Под имиджем учителя нами понимается символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия педагога с участниками целостного педагогического процесса.

С учетом теоретической модели имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия был разработан алгоритм формирования продуктивного имиджа, посредством которого реализуется интегративно-технологический подход к созданию продуктивного имиджа.

Проведенный анализ научной литературы, позволил говорить о появлении новой отрасли имиджелогии - педагогической имиджелогии. В общепризнанном и нашем представлении, имидж учителя - экспрессивно окрашенный стереотип восприятия образа педагога в представлении коллектива учащихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога, существующие качества органически переплетаются с теми свойствами, которые приписываются окружающими людьми. Тем не менее, педагогическая имиджелогия - принципиально новая ветвь психологической науки и работающая на аудиторию. Педагогическая имиджелогия позволяет иначе взглянуть на педагога, в рамках педагогической имиджелогии имидж учителя рассматривается как продукт особой деятельности по созданию или преобразованию имиджа, как результат приложения целенаправленных профессиональных усилий.

Поэтому целесообразно теперь будет рассмотреть представленный в теоретических источниках и используемый в практике некоторый его инструментарий. Наиболее значимыми и важными элементами психологического инструментария, используемого для развития имиджа учителя, на наш взгляд, являются следующие: позиционирование, манипулирование, эмоционализация, мифологизация, детализация, метафоризация, акцентирование информации, вербализация, визуализация, дистанционирование, опрос общественного мнения, внедрение моделей восприятия, нейролингвистическое программирование и другие.

На основе контент-анализа, а также данных, представленных в научной литературе, выявлены закономерности формирования имиджа, в том числе психологические, социально-перцептивные, коммуникативные, познавательные, организационно-управленческие и акмеологические.

В результате исследования нашли теоретико-методологическое подтверждение изложенные в гипотезах положения, в частности, положение о том, что имидж педагога начальных классов оказывает эффективное влияние на процесс становления личности младшего школьника, а также формирование имиджа происходит благодаря активной, осознанной и целенаправленной деятельности субъекта имиджа, направленная на самопознание, самовыражение и самосоверщенствование в индивидном, личностном и профессионально-деятельностном аспектах. Наряду с этим показана столь же активная роль воспринимающих имидж субъектов, находящихся с субъектом-прообразом имиджа в интерсубъектном взаимодействии.

Теоретические выводы и прикладные результаты исследования определяют и перспективы дальнейших исследований имиджа как личностного феномена. Эти перспективы связаны в первую очередь с углубленным изучением конкретных сфер имиджеобразующей деятельности в контексте практики, связанной с формированием наиболее социально востребованных имиджей и выработкой научно-практических рекомендаций применительно к конкретным типам профессионального имиджа. Представляется перспективным также дальнейшая разработка алгоритма создания продуктивного имиджа учителя в зависимости от профессиональных особенностей субъекта-прообраза и конкретных профессионально-деятельностных и организационно-управленческих задач, решаемых посредством имиджа

На основании полученных результатов дипломного исследования сформулирован ряд методических рекомендаций, направленных на оптимизацию формирования имиджа учителя как феномена интерсубъектного взаимодействия. В дальнейшем, безусловно, представляет интерес исследование динамических аспектов имиджа, например, влияние негативной оценки, присущей имиджу учителя, на готовность потенциальных потребителей пользоваться услугами этого учителя, на успешность его профессиональной деятельности. Представляет интерес изучение более частных факторов формирования имиджа, таких как реклама и акции паблик рилейшнз, выработка программы корректировки негативного имиджа и ее экспериментальное апробирование, изучение оптимального соотношения науки и творчества в процессе создания имиджа. Все это вместе позволит пролить свет на то, как создавать заранее спланированный имидж и даст в руки руководителей образовательных учреждений и самому педагогу конкретную программу действий создания своего управляемого имиджа.

Литература

1. Бодалёв А. . Восприятие и понимание человека человеком. -М: МГУ, 1982;

2. Бодалёв А.А. Личность и общение. - М.: Педагогика, 1983; Сеченов И. М. Избранные произведения. Сб. статей / АН СССР. - М.: Наука, 1980; Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1983.

3. Бодалёв А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. - Л.: ЛГУ, 1970;

4. Буре Р.С, Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. - М.: Просвещение, 1985; Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М.: Школа-Пресс, 1993.

5. Варданян М.Р. Влияние имиджа педагога на психологическое здоровье школьников // Журнал прикладной психологии. - 2006. - № 6 - 1. - С. 45 - 53 (1,04 п.л.).

6. Выготский Л.С. Собр. соч. В 6т. - М.: Педагогика, 1984; Мухина В. С. Возрастная психология. -М.: Академия, 1997;

7. Выготский Л.С. Собрание сочинений; В 6т. - М.: Педагогика, 1982; Макаренко А.С. Из опыта работы // Пед. Соч.: а 8т. - М.: Педагогика, 1984; Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения. - М.: АПН РСФСР, 1961; Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киеи, Радянськая школа, 1974.

8. Гиппенрейтер Ю.Б. Движения человеческого глаза. - М.: Изд-во МГУ, 1978; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. - М.: Педагогика, 1989. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. -М.: МГУ, 1982; Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. - Л.: ЛГУ, 1970.

9. Калюжный А.А. Содержание профессиональной подготовки учителя к нравственному воспитанию школьников: Учебное пособие. - Алматы: Изд-во АГУ им. Абая, 1994. - 69 с.

10. Калюжный А.А. Использование психотехник в формировании имиджа учителя //Журнал прикладной психологии. - № 6. - 2005. - С. 45-48.

11. Калюжный А.А. Методика изучения готовности учителя к нравственному воспитанию школьников. - Алматы: Изд-во АГУ им. Абая, 1996. - 79 с.

12. Калюжный А.А. Нравственные аспекты в обучении учащихся общеобразовательных школ. - Алматы: Гылым, 1994. - 156 с.

13. Калюжный А.А. Особенности построения профессионального имиджа //Вестник Государственного университета управления. Серия Социология и управление персоналом. - № 3 (19). - М., ГУУ, 2006. - С. 59-63.

14. Калюжный А.А. Педагогическая имиджелогия: Электронное учебное пособие и программа специального курса для студентов вузов и учителей школ. - Алматы, 2002. - 136 МВ.

15. Калюжный А.А. Педагогическая имиджелогия: Учебное пособие для студентов вузов. - Алматы: Научно-издат. центр «Гылым», 2004. - 200 с.

16. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. - 222 с.

17. Калюжный А.А. Риторика для учителя: Программа специального курса для студентов педагогических специальностей. - Актобе: Изд-во АктГУ им. К.Жубанова, 1999. - 30 с.

18. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. - Алматы: Респ. издат. кабинет, 1994. - 120 с.

19. Калюжный А.А. Социально-психологические механизмы построения имиджа //Вестник Государственного университета управления. Серия Социология и управление персоналом. - № 2 (13). - М., ГУУ, 2005. - С. 15-19.

20. Калюжный А.А. Теоретико-методологические предпосылки исследования имиджа личности //Вестник Государственного университета управления. Серия Социология и управление персоналом. - № 3 (14). - М., ГУУ, 2005. - С. 71-81.

21. Калюжный А.А. Теория воспитания и воспитательные технологии в вузе: Типовая программа для магистрантов и студентов. - Алматы: КазНПУ им. Абая, 2004. - 19 с.

22. Калюжный А.А. Электронное учебное пособие по педагогике. - Алматы, 2003. - 125 МВ.

23. Калюжный А.А., Тажбаева С.Г. Нравственное воспитание школьников в деятельности классного руководителя: Методическое пособие к специальному курсу для студентов педагогических специальностей. - Алматы: Изд-во АГУ им. Абая, 2001. - 48 с.

24. Калюжный А.А., Шуйтенов Г.Ж. Модель формирования информационной культуры будущих педагогов //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова: Серия Психологические науки «Акмеология образования». Т.12. - № 2. - 2006. - С. 93-95.

25. Калюжный А.А.Этика и психология делового общения: Программа специального курса для студентов. - Алматы: Изд-во АГУ им. Абая, 1999. - 32 с.

26. Квиллиам С. Тайный язык жеста и взгляда. - М.: Ниола - Пресс, 1998;

27. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. -- М.: Педагогика, 1990. J Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981;

28. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. Сборник статей и речей. - М.: Просвещение, 1967;

29. Левин К. Типология и теория поля.// История психологии (10-е. Изд. - 30-е. гг. период открытого кризиса): Тексты (Под ред. П.Я. Гальперина. А.Н. Ждан.) - М.: МГУ, 1995. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам.- Н. Новгород, Аи Кью 992;

30. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977;

31. Люшер М. Сигналы личности: Ролевые игры и их мотивы.- Воронеж: НПО МОДЭК, 1995;

32. Макаренко А.С. о педагогической технике, В.А. Сухомлинского о воспитании в детях чувства

33. Макаренко А.С. Из опыта работы // Пед. Соч.: В 8 т. - М.: Педагогика, 1984.;

34. Максимова Р.А. Некоторые особенности восприятия дошкольниками других людей. - Л.: ЛГУ, 1967.

35. Менджецкая Д.В. Задачи воспитания детей дошкольного возраста. // История дошкольной педагогики в России. Хрестоматия. - М.: Академия, 1999.

36. Одоевский В.Ф. Избр. пед. соч. - М.: АПН РСФСР, 1955;

37. Пирогов Н.И. Избр. пед. соч. -М.: Педагогика, 1985;

38. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1994;

39. Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии. - М.: Наука, 1989.

40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. - М.: Педагогика, 1972.

41. Рюкле X. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение М.: Интерэксперт, 1996

42. Смирнова Е.О. Психология ребёнка от рождения до семи лет. - М: Школа-Пресс, 1997;

43. Станиславский К.С. Работа актёра над собой.// Собр. Соч.: В 8 т. - М.: Искусство, 1955.

44. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям - Киев, Радянська школа, 1974.

45. Тихеева Е.И. Детский сад. / История дошкольной педагогики в России. Хрестоматия. - М.: Академия, 1999;

46. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология. - T.I. M.: Госучпедгиз, 1954;

47. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. - М..: Прогресс, 1992;

48. Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. - М.: Народное образование, 1999;

49. Штангль А. Язык тела. Познание людей в профессиональной и обыденной жизни. - М.: Проф - издат, 1992;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.