3
Кафедра германских языков
Игровые технологии в процессе преподавания иностранных языков
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Игровые технологии как условие создания мотивационной основы обучения иностранным языкам
1.Анализ основ игровой технологии и игры
2. Типология учебной игры
Глава II. Ролевые игры в процессе преподавания иностранных языков
1. Определение и методическая структура ролевой игры
2. Методика использования ролевой игры
Глава III. Эксперимент по проведению учебных занятий с использованием игрового метода
Заключение
Приложение
Литература.
Введение
Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к английскому языку. Он признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности. Самой главной задачей учителя является повышение мотивации к изучению английского языка.
Также среди сложных задач общеобразовательной школы значится проблема совершенствования обучающей и воспитательной деятельности на уроках иностранного языка.
В наши дни учителя пересматривают арсенал воздействия на умы, волю, эмоции учащихся с целью их введения в богатый мир культуры и традиций страны изучаемого языка. Пересматриваются пути и способы формирования всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования, письма. Активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности способствует внедрение в процесс обучения, наряду с традиционными занятиями, игровых технологий.
Причина столь повышенного в настоящее время интереса к различного рода играм - это, в первую очередь, отход от традиционных форм и методов обучения. Следует также отметить, что при сохранении достаточно высокой мотивации возникает снижение познавательного интереса к изучению иностранного языка. Данное явление происходит в связи с тем, что учащиеся сталкиваются с некоторыми трудностями, которые кажутся им непреодолимыми. Игровая же деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний. Следовательно, не случаен интерес к использованию на уроках иностранного языка игровых технологий.
Проблемы стимулирования и мотивации к изучению иностранного языка с использованием занимательных материалов и игровых приемов обучения представлены в научных исследованиях многих отечест-венных ученых (И.Л. Бим, С.Т.Занько, С.С. Полат, Е.И. Пассов, В. М. Филатов и др.). В практике преподавания иностранных языков используются многочисленные учебные пособия, методические разработки, материалы к проведению разнообразных игр с использованием материала иностранного языка.
Однако, несмотря на то, что технология игрового обучения достаточно изучена, в практике школы он используется не достаточно активно.
Вот почему проблема использования игровых технологий в практике обучения рассматривается нами как актуальная, требующая анализа.
Цель исследования - концептуальный анализ игры и игровой деятельности учащихся и научное обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе преподавания иностранных языков.
Объект исследования - игровые технологии в процессе преподавания иностранных языков.
Предмет исследования - игровые технологии, как один из методов, способствующих формированию познавательного интереса школьников при обучении иностранного языка.
Гипотеза исследования - формирование познавательного интереса школьников к изучению иностранных языков будет более эффективным, если:
- построить обучение на основе последовательного введения в учебный процесс игровых технологий.
В связи с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
- изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;
- изучить существующие в практике обучения иностранному языку виды и типы упражнений с использованием различных иг-ровых технологий;
- классифицировать игровые приемы обучения английскому языку согласно принципам их организации и дать определение ролевой игре;
- экспериментально проверить эффективность применения игровых технологий в процессе преподавания иностранных языков;
Для решения поставленных задач использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования.
Теоретические: анализ и синтез, обобщение и интерпретация педагогической, психологической, философской, исторической, культурологической и методической литературы; социально-педагогический анализ (анализ программ и учебни-ков, учебно-методических пособий).
Эмпирические: методы опроса (беседы, анкетирование, интервьюирование учащихся); метод самооценки, педагогический эксперимент, включенный в учебно-воспитательный процесс.
Методологической основой исследования являются основные положения работ отечественных ученых в области:
- психологии (Д.Б. Эльконина, В.С. Мухиной);
- психолингвистики (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, И.А.Зимней);
- педагогики (лингводидактики (Н.Д. Гальсковой, А.А. Деркача); методики преподавания иностранного языка (И.Л. Бим, И.А. Зимней, А.Н, Утехиной, А.Н. Леонтьева).
Экспериментальная база исследования: 7 «г» класс гимназии №56 города Ижевск. В эксперименте участвовало 25 учащихся.
Организация и этапы исследования: Исследование проводилось в два этапа с 2006 по 2007 гг.
На первом этапе определялись проблема и область исследования, изучалась философская, психолого-педагогическая, лингвистическая и методическая литература по теме исследования.
На втором этапе проводились занятия с использованием ролевых игр среди учащихся 7 «г» класса гимназии №56 города Ижевск, позволившие определить место игры в сложившейся методической системе, обобщались результаты исследования.
Научная значимость исследования: дано научное обоснование использованию игрового подхода на уроках иностранного языка; конкретизировано понятие «ролевые игры» применительно к обучению школьников; отобран дидактический материал для обучения учащихся школы с использованием игровых технологий.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в качестве основных подходов к решению проблемы выбраны личностно-ориентированный и личностный подход).
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- результаты исследования могут быть использованы в учебной практике средней школы;
- выводы и материалы исследования могут быть использованы при разработке школьных программ, учебников иностранного языка, методических пособий для учителей.
Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических положений, целенаправленным использованием данных лингвистики, психологии и методики; позитивными результатами проведенного эксперимента;
Апробация результатов исследования. Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы при прохождении педагогической практики в гимназии №56 города Ижевск. Данные результаты исследования докладывались на конференциях СНО, также по проблеме исследования имеется публикация в сборнике « Тезисы докладов XXXV итоговой студенческой научной конференции».
На защиту выносятся следующие положения:
1. Методическая система обучения иностранному языку, построенная с использованием игровых технологий, обеспечивает эффективное формирование речевых умений и навыков школьников на иностранном языке;
2. Ролевые игры в процессе преподавания иностранных языков.
3. Практическое использование ролевых игр на занятиях по иностранному языку.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и при-ложения. Список использованной литературы включает 50 наименований.
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, оп-ределяются объект, предмет, цель, задачи, методы исследования; фор-мулируется рабочая гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; излагаются основные по-ложения, выносимые на защиту.
В первой главе «Игровые технологии как условие создания мотивационной основы обучения иностранного языка» описан психолого-педагогический и лингвистический аспект про-блемы, теоретически обосновываются игровые способы и средства овладения учащимися иностранным языком.
Во второй главе «Ролевые игры в процессе преподавания иностранных языков» предложены игровые приемы, способствующие фор-мированию познавательного интереса к изучению иностранных языков.
В заключении сформулированы выводы, сделанные на основе анализа и обобщения результатов исследования.
В приложении дан перечень ролевых игр.
Глава 1. Игровые технологии как условие создания мотивационной основы обучения иностранному языку
1.1. Анализ основ игровой технологии и игры
Повышение мотивации обучающихся к учебной деятельности - один из актуальных вопросов дидактики. Реальным способом поддержания познавательных мотивов является «включение деятельности по овладению иностранным языком в деятельность, имеющую для учащихся определенной личностный смысл (игра, общение, труд, познание)».
Мотивация определяет значимость того, что познается и усваивается обучающимися, их отношение к учебной деятельности и ее результатам.
Особенность иностранного языка как предмета заключается в том, что учебная деятельность подразумевает иноязычную речевую деятельность, то есть деятельность общения, в процессе которой формируются, помимо знаний, иноязычные речевые умения.
Познавательные мотивы обучающихся, содержащиеся в самой учебной деятельности, придают этой деятельности личностный смысл. Источником познавательных мотивов является осознанная познавательная потребность обучающихся. Реальные потребности изучающих иностранный язык связаны с желанием общаться на этом языке, выражать свое мнение, пользоваться языком устно и письменно, владеть им. Последнее приводит к необходимости продуманного подбора средств и приемов обучения иноязычной речевой деятельности для поддержания мотивации. В этой связи использование игровых приемов обучения иноязычному общению приобретает особую значимость.
Проблема использования игровых технологий в организации учебных занятий в дидактике освещена недостаточно и часто носит декларативный характер. Между тем, привлечение игры как приема обучения есть действенный инструмент управления учебной деятельностью (деятельностью по овладению иноязычным общением), активизирующий мыслительную деятельность обучающихся, позволяющий сделать учебный процесс захватывающим и интересным.
В качестве единицы организации учебного процесса мы рассматриваем ситуацию, в которой процесс усвоения языковых знаний по отношению к задачам речевого общения. Речевые ситуации придают общению естественный характер и отвечают реальным запросам и интересам изучающих иностранный язык.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7