Таким образом, неоценимо значение игры (сюжетно-ролевой в частности) для нравственного формирования личности дошкольника, ведь ребёнок формируется при выполнении правил в сюжетно-ролевых отношениях и при общении со сверстниками в реальных отношениях по поводу игры.
Глава 2. Практическое исследование этических представлений дошкольников.
2.1. Определение задач проведения занятия в игровой форме.
При разработке практического занятия в игровой форме мы исходили из гипотезы нашего исследования (Введение). А именно: мы интегрируем игровую деятельность (актуальную для личности дошкольника) с педагогическим процессом, поэтому данное игровое занятие имеет цель, задачи и педагогический замысел. Нашей задачей является формирование нравственных представлений дошкольника в дидактической игре. Мы не оставили без внимания пути формирования нравственного поведения дошкольника и учли тот факт, что формирование - это длительный процесс, требующий постоянного влияния со стороны родителей и педагога. Наша задача ознакомить дошкольника со способами нравственного поведения:
- углублять представления детей о значении доброжелательного отношения в семье;
- упражнять в определении настроения по выражению лица;
- упражнять детей в установлении причинно-следственных связей при определении причин смены настроения близких людей;
- упражнять в составлении фраз-комплиментов, коротких рассказов о добрых поступках по отношению к родным и близким людям;
- учить проявлять внимание к родным и знакомым.
2.2. Этапы построения игрового занятия.
Мы предлагаем вашему вниманию игровое занятие, которое проходило по следующим этапам:
1. Мы выясняли, что знают дети об этике отношений между людьми. Предложили им для решения проблемную ситуацию, из которой каждый ребёнок должен найти выход. Приходим к пониманию того, что бывают разные поступки: плохие и хорошие.
2. Беседа о настроении. Дети опытным путём получаю знания о взаимосвязи настроения с поступкам окружающих. Учатся определять настроение.
3. В игровой ситуации происходит закрепление представлений детей по средствам реализации игровых действий.
Реализация игровой методики происходила следующим образом:
Беседуем с ребятами:
- Представьте себе, что вы идёте с детского сада домой одни и видите, как мальчик толкает маленькую девочку в лужу. Туфли её намокли, бант на голове еле держится, а по лицу текут слёзы. Что бы вы сделали? Ребята, вы видите, что настроение человека зависит от поступков и поведения окружающих. Давайте поможем девочке.
- Ребята, а какое у вас сегодня настроение? Давайте сейчас поиграем в игру «Определение настроения членов семьи». (Приложение 1)
Мы показываем детям рисунки с изображениями членов семьи в разном настроении. Какое настроение здесь у мамы и сына? Почему? В игре вы должны придумать по этим фотографиям определенную ситуацию. По настроению членов семьи вы придумаете их диалог.
- А знаете ли вы, что плохое настроение бывает и у ваших близких людей в семье? Почему? От чего зависит настроение вашей мамы или бабушки?
- Я узнаю, как вы понимаете причину настроения ваших близких в игре “Закончи предложение”.
Папа расстроен из-за...
Мама огорчилась потому что...
Дедушка посмотрел на меня строго, потому что...
Младший брат расплакался из-за...
- Что надо сделать, чтобы улучшить настроение близкому человеку? Это не просто. Но если вам удастся порадовать близких людей, вы будете настоящим волшебником, как в этом стихотворении.
Попробуй волшебником стать.
Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой:
понять и исполнить желанье другого -
одно удовольствие, честное слово!
А что же сестренка скучает в сторонке?
Волшебник, что-нибудь сделай сестренке!
И ты обернулся ретивым конем -
галопом сестренка помчалась на нем!
Хоть мама еще не вернулась с работы,
не трудно узнать ее думы-заботы.
“Вернусь - хорошо бы пошить, почитать...
Да надо с уборкой возиться опять”.
И ты совершаешь веселое чудо -
ковер засверкал, засияла посуда!
И ахнула мама, вернувшись домой:
- Да это как в сказке, волшебник ты мой!
- Бываете ли вы внимательными к настроению, самочувствию своих родных? Жизнь в семье без уважения и внимания очень грустная и серая, как сухое дерево!
- Поиграем в игру “Чудо-дерево”. (Приложение 2) Придумайте, чем вы можете порадовать кого-то из членов семьи! На каждое предложение можете взять по одному зеленому листочку из корзины Добрых дел. Эти листочки будут символизировать ваши добрые дела. Прикрепим их к нашему Чудо-дереву!
Дети по одному подходят к корзине, коротко рассказывают о каком-либо деле для близкого человека, берут листочек и прикрепляют его к веточкам дерева.
- Посмотрите, как зазеленело наше дерево! Так и в семье жизнь будет радостнее, если все близкие станут внимательнее друг к другу.
- Хотите ли вы сегодня порадовать кого-то и улучшить настроение? Чем мы можем сейчас порадовать друг друга? Мы поиграем в игру “Сделай комплимент”.
- Посмотрите на эти картинки-символы! Как вы думаете, что они обозначают? (членов семьи). Как вы их узнали?
Мы раскладываем картинки-символы на столе изображением вниз. Дети парами подходят к столу, выбирают себе символы и составляют диалоги-комплименты.
- Ребята, я предлагаю вам продолжить эту игру: сделайте комплименты всем своим близким и поднимите им настроение.
2.3. Практическая реализация и выводы.
Теоретический блок работы был подкреплен практическим занятием по методике “Чудо-дерево”.
Игровой комплекс был нацелен на развитие эмпатии у дошкольников, умения понимать эмоции и настроение окружающих, а также определять взаимосвязь настроения с поступками. Мы стремились в игровой форме донести до ребенка понимание того, что у окружающих бывает разное настроение и он посредством добрых поступков может повлиять на него. Умение прочувствовать эмоции других людей и нести за них ответственность при совершении поступков является, на наш взгляд, прочной предпосылкой усвоения норм нравственного поведения (т.е. поведение, которое не должно усугублять состояние других людей, приводить к разочарованию). Умение повысить настроение оценив положительные качества другого человека, было отработано в игре “Сделай комплимент”.
Через восприятие “сухого дерева” детям показали безрадостность жизни человека в плохом настроении. Дети украшали дерево листочками из добрых поступков, проецируя тем самым нравственное поведение на реальную жизнь.
Несмотря на некоторую трудность в понимании определенных моментов игрового комплекса, дети охотно выполняли задания. Думается, что именно игровые элементы вносили ясность и пробуждали у детей интерес к выполнению методики.
Целью данного исследования было рассмотрение игры, как средства нравственного формирования личности дошкольника. Мы выдвинули гипотезу об эффективности интеграции игровой деятельности с педагогическим процессом. Игра является ведущей деятельностью дошкольника, приводящей к возникновению новообразований, и средством педагогического воздействия, направленного на конкретную цель (в нашем случае на формирование этических представлений). Особое внимание мы уделили сюжетно-ролевым и дидактическим играм, а также и другим играм, которые способствуют развитию личности дошкольника.
Мы сделали теоретический анализ особенностей формирования нравственного поведения у ребенка-дошкольника.
Нравственное формирование - это сложный процесс, который требует постоянного педагогического вмешательства со стороны взрослых. Поэтому, мы решили, что особенно эффективным является формирование ребенка в игровой деятельности, где одновременно происходит знакомство с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. В процессе игровой деятельности (будь то сюжетно-ролевая или дидактическая игра) ребенок приобретает новый социальный опыт, который переносит в жизнь. Теоретические аспекты исследования мы дополнили практическим занятием, которое содержало игровые элементы.
Игровое занятие было направлено на формирование этических представлений ребенка (в частности: умения сочувствовать, видеть взаимосвязь своего поведения с реакцией окружающих и нести за него ответственность).
Считаем, что гипотеза исследования подтвердилась.
Список использованной литературы.
1. Адашкявичене Э.И. «Спортивные игры и упражнения в детском саду». М.: «Просвещение», 1992.
2. Артёмова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.: «Просвещение», 1991.
3. Богуславская З. М. , Смирнова Е.О. «Роль игры в нравственном развитии ребёнка». М.: «Просвещение», 1991.
4. Богуславская З. М. , Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста». М.: «Просвещение», 1991
5. Виноградова Д.А. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». М.: «Просвещение», 1989.
6. Запорожец А.В. «Воспитание эмоций и чувств у дошкольника» «Просвещение», 1989.
7. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. «Игра и нравственное развитие дошкольников». М.: «Издательство Московского Университета», 1986
8. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. «Детская психология». Мн.: «Университетское», 1988
9. Ладутько Л.К., Шкляр С.В. «Познаём мир и себя». Мн.: «И.В.Ц. Минфина», 2002
10. Мухина В.С. «Психология дошкольника». М.: «Просвещение», 1975
11. Островская Л.Ф. «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников». М.: «Просвещение», 1987
12. Пикулева Н.В. «Слово на ладошке». М.: «Новая школа», 1994
13. Попова Т.И. «Мир вокруг нас». М.: «Linka Press», 1998
14. Эльконин Д.Б. «Психология игры». М.: «Владос» 1999
Страницы: 1, 2, 3