Рефераты. Игра как одна из важных форм обучения младших школьников

Игра начинает рассматриваться как важное средство формирования и тренировки навыков, необходимых для психофизического и личностного развития, как первичная форма приобщения человека к социуму, а так же как один из способов формирования способности к обучению и воспитания чувства ответственности за свои поступки и за свою группу. Одним из первых исследователей, высказавшим подобные взгляды на игру, был К.Гросс.С начала XX века интерес к изучению игры возникает с новой силой. Ряд исследователей (У. Макдауголл, Г. Мерфи, Ф.Я. Бентендейх) выдвинули тезис, что игра - это это "некий социальный инстинкт", рписущий каждому человеку. Большой популярностью до сих пор пользуется теория инра как самовыражение(Ж.Пиаже). Представители культуроведческого подхода к игре считают, что игра украшает жизнь, дополняет ее и является жизненно необходимой каждому человеку. Известный советский психолог А.Н.Леонтьев считал игру ведущей деятельностью дошкольного периода, благодаря овладению и выполнению которой формируются центральные психологические новообразования и происходит подготовка к другим видам деятельности. [10]

Один из ведущих современных психологов России Р.С.Немов определил игру как "вид деятельности, выполняющий две функции: психологическое развитие человека и его отдыха" [16]. Многие выдающиеся педагоги обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. А.С. Макаренко считал, что игра обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и способствует гармоничному развитию личности, так как "хорошая игра" обязательно содержит в себе усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное или творческое), доставляет радость (радость творчества, победы) и налагает ответственность на участников. В игре особенно проявляются способности ребенка.

Крупнейший знаток этой проблемы Д.Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важными функциями: средство развития мотивационно - потребностной сферы, средство развития умственных действий, средство познания и средство развития произвольного поведения.

Современное состояние трудности

В публичной практике последних лет в науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра применяется, как общенаучная, серьезная категория. Может быть, поэтому игры начинают входить в дидактику более активно.

Большая роль в развитии и воспитании дитя принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых свойств, в игре реализуется потребность действия на мир. Игра дает свободу, так как она не задачка, не долг, не закон. По приказу играться нельзя, лишь добровольно.

А что игра даёт детям? . Перерыв в повседневности, с её утилитаризмом, с её монотонностью, с её твердой детерминацией вида жизни. Игра это неординарность. Выход в другое состояние души. Подчиняясь только правилам игры, человек свободен от всяческих сословных, меркантильных и иных условностей. Игра снимает то твердое напряжение, в котором пребывает ребенок в собственной настоящей жизни, и заменяет его добровольной и удовлетворённой мобилизацией духовных и физических сил. Порядок: система правил в игре абсолютна и несомненна. Нереально нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, совсем ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире. Создает гармонию. Сформировывает рвение к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прелестной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению. Увлеченность: в игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности. Возможность сделать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне её рамок. Элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует разум, настраивает на поиск хороших решений. Понятие о чести. Она противоборствует корыстным и узкогрупповым интересам. Для нее не значительно, кто конкретно победит, но принципиально, чтоб победа была одержана по всем правилам, и чтоб в борьбе были проявлены с наибольшей полнотой мужество, разум, честность и благородство. Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку лишь "сыгранный" коллектив добьется фуррора и совершенства в игре. Компенсацию, нейтрализацию недостатков реальности. Противопоставляет твердому миру действительности иллюзорный гармоничный мир - антипод. Игра дает романтизм. Физическое улучшение, поскольку в активных собственных формах она предполагает обучение и применение в деле игрового фехтования, умения ориентироваться и двигаться по пересеченной местности, причем в доспехах и с игровым орудием. Возможность проявить либо совершенствовать свои творческие навыки в разработке нужной игровой атрибутики. Это орудие, доспехи, одежда, разные амулеты, идолы и прочее. Развитие воображения, поскольку оно нужно для сотворения новейших миров, легенд, ситуаций, правил игры. Стойкий энтузиазм к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создается способом литературного моделирования. Чтоб сделать свой мир необходимо прочесть предварительно о остальных. Возможность развить свой разум, поскольку нужно выстроить интригу и воплотить её. Развитие остроумия, поскольку процесс и пространство игры непременно предполагают возникновение комичных ситуаций, хохм и анекдотов. Развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно лишь состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца. Удовлетворенность общения с единомышленниками. Умение ориентироваться в настоящих жизненных ситуациях, проигрывая их не один раз и как бы понарошку в собственном вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Производит активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии дитя, учета его возрастных и личных особенностей, от правильного методического управления взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Игровое творчество проявляется и в поисках средств для изображения загаданного. Дети реализуют свой план с помощью речи, жестов, мимики, употребляя различные предметы, сооружения, постройки.

Игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от обретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов дитя. Не считая того, в игре с особой силой появляются личные особенности детей, также влияющие на развитие творческого плана.

Через игру равномерно готовится сознание дитя к грядущим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются свойства личности, нужные школьнику. В игре формируются такие свойства, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно.

Игровым приемом при обучении иностранным языкам пользовались издавна. Известные педагоги эпохи Возрождения (Рабле, Эразм Роттердамский) уделяли большое внимание играм на занятиях иностранным языком. Игры широко использовались при обучении в домашних условиях. На возможность использования игр при обучении иностранным языкам обратил внимание еще величайший педагог прошлого Я.А. Каменский, а в дальнейшем Н.К. Крупская писала: "Чрезвычайно важны и полезны игры на иностранном языке. Они помогают естественному изучению языка".

1.3 Влияние игры на развитие ребенка

Почему младенец визжит от восторга? Почему игрок, увлекаясь, забывает все на свете? Почему общественное состязание повергает в неистовство толпу? Интенсивность игры не объяснить никаким биологическим анализом. И все же как раз в данной интенсивности, в данной способности приводить в исступление кроется сущность игры, её исконное качество. Логический рассудок говорит нам, что природа могла бы дать своим детям все эти полезные биологические функции разрядки лишней энергии в форме чисто механических упражнений и реакций. Но нет, она дала нам игру, с её напряжением, с ее радостью, с её шуткой и забавой.

У подростков в 11-15 лет ведущая деятельность связана с общением в процессе учебно-трудовой деятельности. В подростковом периоде у дитя происходит демонстративное отмежевание от детства, неизменное и активное самоутверждение. Поэтому конкретно в энергичной самостоятельной деятельности дети видят средство приближения к эталону взрослости. Этот период характеризуется взлетом фантазии, перестройкой эмоциональной сферы, что ведет к коренной перемене восприятия окружающего мира.

Учёба в школе занимает огромное место в жизни ребенка. В этом возрасте появляются новейшие мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, собственного места в будущем, профессиональных целей, идеала. Знания получают необыкновенную значимость. Они являются той ценностью, которая обеспечивает ребенку расширение фактически сознания и важное место посреди сверстников. Конкретно в подростковом возрасте прикладываются особые усилия для расширения житейских, художественных и научных знаний.

Принципиальным стимулом к учению является притязание на признание среди сверстников. Овладение учебным материалом просит от подростков высокого уровня учебно-познавательной деятельности. Объём учебного материала велик, и огромную эффективность воспроизведения обеспечивает анализ содержания материала, логики его построения, выделение существенного.

Огромное значение приобретает теоретическое мышление, способность устанавливать наибольшее количество смысловых связей в окружающем мире.

В подростковом возрасте, с 11-12 лет, вырабатывается формальное мышление. Ребенок уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией; он может, чувствуя себя просто, ориентироваться на одни только общие посылы независимо от воспринимаемой действительности. Другими словами, он может действовать в логике рассуждения.

Для более высокой ступени развития мышления нужно употреблять развивающие игры и упражнения в учебно-воспитательном процессе.

И.М. Сеченов доказал, что игровые переживания оставляют глубочайший след в сознании дитя. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральных качествам влияют на образование таковых же свойств у дитя.[22]

В последнее время в психологии, так же как во многих остальных областях науки, происходит перестройка практики и способов работы, в частности, всё более обширное распространение получают различного рода игры. Активное внедрение в научную практику игровых способов связано с рядом общих социокультурных действий, направленных на поиск новейших форм социальной культуры взаимоотношений. Человечеству стало тесновато в рамках уже устоявшихся традиций, которые не удовлетворяют современным условиям научной революции: большущим потокам информации, коллективным формам творчества, резкому увеличению круга общения.

Поэтому, в центре внимания ученых оказываются критические точки личного и общественного развития, пути преодоления кризисов, методы переходов к новым позициям и схемам. Предпринимаются продуктивные пробы установить механизмы ликвидации разрывов, образовавшихся меж технологией и этикой, личным и коллективным вкладом в творчество, дифференциацией знаний и междисциплинарным характером заморочек, традиционными нормами и условиями научно-технической революции.

По всей видимости, распространение игр разъясняется конкретно тем, что они являются традиционными формами выработки и закрепления, разных социокультурных норм, до этого всего в плане регламентации и построения ролевых и межличностных отношений.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.