Рефераты. Идеал прекрасного в народной педагогике

В эстетическом воспитании подрастающего поколе-ния важную роль играли трудовые обряды, обычаи. Благодаря тому, что в них принимало участие множество людей, дети видели как окружающие относились к работе, убеждались, как высоко ценит труд сам народ -труженик.

Таким образом, трудовая деятельность, постепенное привлечение и приучение детей к труду с раннего возраста являлись могучим средством эстетического воспитания.

В основу формирования совершенного человека народная педа-гогика горцев положила воспитание подрастающего поколения в труде. Именно труд у карачаевцев, балкарцев, адыгов, осетин и других народов Северного Кавказа являлся мерилом человеческих ценностей.

Далее содержание эстетического воспитания в народной педа-гогике обусловливалось влиянием уникальных природных условий и жизнедеятельности на духовный мир горцев. Высшие нравственно-эстетические ценности формировались под влиянием воздействия пре-красного в природе. Именно природа Кавказа являлась тем фундаментом, на котором вырабатывалось эстетическое отношение к окружающим лю-дям, труду, быту, искусству. Кавказская природа, отличающаяся красотой и суровостью, щедростью и малоземельем, оказывала облагораживающее влияние на характер людей, их поведение, на образ жизни в целом.

Народы считали землю живым существом, причем существом самым чистым и священным. Может поэтому строжайше запрещалось плевать на землю, выливать на нее кипяток, мусорить. Старшие учили детей относиться к земле с почтеньем, не тревожить, не будить ее, иначе непременно навле-чешь на себя ее проклятье.

Заинтересованное отношение к природе со стороны детей объяснялось тем, что она откры-валась им раньше, чем мир человеческих отношений, сущность прекрас-ного. Народ справедливо считал, что дети острее чувствуют свое единст-во с природой, полнее осознают себя частичкой природы, поэтому она понятна и близка им. Что бы ни делали дети - пасли ли стадо овец, коров или маленьких гусят, ходили в лес в поисках сухих веток или собирали дикие груши, яблоки, ягоды, ночевали с конями в поле или на лугу у ро-мантического костра - все больше они ощущали свою неразрывную связь с природой, с такой загадочной, вечно обновляющейся, вместе с тем род-ной и близкой. Они все больше понимали, что природа для них - вторая мать. Она дает им все необходимое.

Живя в прекрасных природных условиях с раннего детства и испытывая при этом радость, восхищение и гордость, горцы обретали привязанность к родной земле, проявляли любовь к ней. Особое заинтересованное отношение к ней проявлялось у детей, когда они обретали способность любоваться и очаровываться ее красотой. В процессе эстетического переживания дети и взрослые, не-смотря на то, что были людьми сдержанными, самозабвенно и глубоко отдавались этому удивительному состоянию восторга и благоговейного умиления. Эстетическое отношение детей и взрослых к природе рождало и развивало у них духовно нравственное отношение к ней. Старшие гово-рили, обращаясь к детям: "Берегите горы, они не только наши, но и тех, кто придет после нас". Дети постепенно понимали, что доброе отношение к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства и кра-соты. Нанесение вреда природе, загрязнение лесов, озер, рек, бездумное использование ее богатств есть великое зло.

Проявляя любовь к окружающей природе и стремлении воспитывать ре-бенка с помощью ее красоты, родители, при выборе имени обращались к названиям небесных светил: "Зухра", "Джулдуз" (Звезда), "Айджаякъ" (Луноликая), названиям растительного и животного мира: "Гогка" ("Цветок"), "Марал" ("Лань"), "Къундуз" ("Куница"), названиям драго-ценных камней, металлов: "Алтын" ("Золотая"), "Азлтынкъыз" ("Золотая девушка), "Алтынчач" ("Златовласая"). Такие имена, также соответство-вали представлениям горцев о женской красоте. Природа гор подсказы-вала им, какой должна быть женская красота, сравнивали ее с прелестны-ми горными цветами, лучезарными небесными светилами. Такие имена, как "Аслан" ("Лев"), "Къаблан" ("Тигр"), "Айю" ("Медведь"), "Кегорчюн" ("Голубка") и др. обязывали детей быть бесстрашными, храбрыми, верными, ласковыми, а также прививали чувство любви ко всему прекрасному, что создала природа.

С древнейших времен природа с ее вечно обновляющейся красотой, за-гадками и тайнами отражена в мифах, полных поэтических образов. Уст-ное поэтическое творчество изобилует описаниями величественно - пре-красной северокавказской природы: высокие горы, глубокие ущелья, без-брежные дремучие леса, отвесные скалы, тихие, словно уснувшие голу-бые озера, стремительные бурные реки. Описание природы в устном по-этическом творчестве раскрывает торжественность изображаемой карти-ны, величие поступка героя, неотразимую красоту героини и др. Природ-ные явления в горском фольклоре выступали в качестве параллели или аналогии с жизнью человека, общества. Такие параллели помогали глуб-же воспринимать красоту и природы, и человеческих отношений. Гор-дость и независимость орла, нежность и чистота лебедя, комичность ин-дюка, верность и стремительность коня, хитрость лисы, беззащитность ягненка, трусость зайца - все это в своем нравственно - эстетическом значении имело вполне определенный человеческий смысл. Так, со львом сравнивали бесстрашного и сильного воина, о нарте Ерюзмеке говорится, что он "имеет львиную душу" ("аслан келлю"). С медведем сравнивают сильного и храброго, но неповоротливого человека. Трусу советуют съесть медвежье сердце, чтобы обрести храбрость. С конем сравнивают человека непобедимого, решительного и имеющего красивый стан. Соба-ке приписывается верность и ум. Таким образом, все эти образы имели нравственно эстетический смысл, качества присущие людям.

О влиянии красот кавказской природы на духовно- эстетическое разви-тие горцев указывали путешественники первой половины ХIХ в.:

"Природа, дав горцу крепость и гибкость в теле, не отказала ему в свойствах души, приемлющих и сохраняющих добрые впечатления, она сделала его обладателем прекраснейшей страны, где благотворное небо, плодови-тая почва и близость моря представляет все средства к удовлетворению потребностей и даже прихотей, где чудные картины природы возносят думы всякого созерцателя выше земных благ"[1,280].

Природа становилась основой искусства орнамента. Типичные черты местности, флоры и фауны родного края накладывали отпечаток на все декоративно прикладное искусство народа. Прекрасное в природе нахо-дило отражение в народном быту, домашней утвари, национальных кос-тюмах, войлочном промысле, вышивках, орнаментах, где чудно сплета-лись в рисунках и ярком колорите цветов мотивы родной природы.

Всеобщая гармония, царящая в природе Кавказа, накладывала отпеча-ток на всю народную педагогику горцев. Педагогические знания парода находились в тесной связи с житейской философией и моралью, с пред-ставлением народа о красоте. Особенность природы, в которой протекала жизнь горцев, влияла на формирование черт народной педагогики и педа-гогического опыта масс. Чарующая природа, в окружении которой росли дети, красота, гармония, обилие света, цвета, звуков не оставляла никого равнодушным к прекрасному, светлому, возвышенному. Любовь к род-ной природе, чувство восхищения и гордости за нее, делали детей, всех жителей гор лучше, чище, выше.

В многогранных связях материальной и духовной сторон общественной жизни горских народов следует рассматривать их художе-ственное творчество. Особенно неотделимы от народного быта его при-кладные формы. Вещи народного быта рождались как из практических потребностей, так и из эстетических запросов. Изготовляя вещь для соб-ственного употребления, мастер на высоком профессиональном уровне наделял ее особыми эстетическими чертами. Несмотря на то, что в изде-лиях горских умельцев сравнительно редки собственно изобразительные формы, сами вещи, их формы и украшения часто оказывались опоэтизи-рованным осмыслением природы, жизненных явлений, народных тради-ций, норм и правил поведения. Преображенные творческой силой красо-ты лучшие вещи крестьянского быта можно отнести к высокому рангу искусства. Им присущи и совершенство техники, и художественная вы думка оформления.

Эстетическая ценность и этическая направленность прикладного искусства, народного, в особенности, наиболее отчетливо воспринимаются в ансамбле жилого комплекса горцев. Здесь веками создавался суровый выразительный тип жилища, где все определялось патриархальным образом жизни большой семьи: открытый очаг в центре «тер» -- почетное место главы рода, сложенные стопкой и закрытые узорными коврами постели, домашняя утварь, сделанная руками самих хозяев. Все это был отмечено мудростью, простотой и целесообразностью, заключало в себе своеобразную художественную силу и выражало этическую направленность, заботу о человеке.

В числе наиболее распространенных видов декоративного искусства и Северо-Западном Кавказе были ковроделие, гончарное производство, вя-зание, золотошвейное искусство, резьба по камню, который широко при-менялся как декоративный материал в отделке архитектуры, надгробных плитах. О древности камнерезного дела здесь говорит обилие сохранив-шихся до наших дней памятников. Резные камни со сценами охоты и схваток зверей, каменные кружева свидетельствуют о высокой культуре и древних традициях этого вида искусства. Орнаментная резьба, богатая своими формами, образуя сплошной узорчатый ковер, имела большую пластическую целостность и красоту и своей неповторимой ажурностью, замысловатым узором. Все это воспитывало чувство прекрасного, стрем-ление к добру.

Одним из ценных видов народного творчества Северо-Западного Кав-каза было золотошвейное искусство, связанное с украшением традицион-ного женского и мужского костюма. По мере развития общества создава-лись народные обряды по поводу рождения и смерти людей, объявления войны или заключения мира, по случаю свадебных церемоний. Участие в обрядах связывалось с народными костюмами. Дифференциация, моди-фикация одежды способствовала обогащению общенациональных форм искусства через взаимопроникновение отдельных элементов. Это отрази-лось и в дошедшем до нас художественном оформлении одежды и укра-шений. Направленная на удовлетворение разнообразных жизненных по-требностей в лучших своих образцах одежда народов Северо-Западного Кавказа проникнута своеобразным художественным вкусом.

Одежда - это своеобразная отрасль народного художественного твор-чества, которая тесно смыкалась с жизненным укладом, обычаями, нравами.

В горскую одежду органической частью входили оружие и металличе-ские украшения. Во второй половине XIX века на Северном Кавказе па-радная мужская и женская одежда украшалась, главным образом, изде-лиями дагестанских оружейников и ювелиров. Поскольку основу почти всех частей костюма составляло сукно собственной выделки, то вполне понятно, что естественный цвет шерсти, (черно-белая тональность) был доминирующим в одежде. Эта сдержанная цветовая гамма в течение ве-ков не могла, не сказаться на развитие художественного вкуса горцев.

Эстетические идеалы горцев не являлись раз и навсегда заданными, застывшими нормами. Они развивались, совершенствовались как образцы, определявшие перспективу развития личности. Гуманисти-ческие нравственно- эстетические идеалы выступали в качестве мотива, установки для совершенствования личности. Эти идеалы связывали по-коления, устанавливали преемственность лучших гуманистических тра-диций в воспитании.

Литература

1. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов ХVIII-ХIХв.в. -Нальчик,1974- 320с.

2. АйбазоваМ.Ю. Нравсвенно - эстетическое воспитание в этнопедагогический культуре Северно- Западного Кавказа. Монография.- М.: МГОУ,2003.- 272с.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. пособие - М.: Изд. центр "Академия", 1999, 263с.

4. Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. - Ростов - на- Дону: Феникс, 2000.- 448с.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.