В процессе обучения в вузе каждому студенту-психологу необходимо найти для себя «свой путь» личностного саморазвития и профессионального самосовершенствования. И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников выделили в общем плане возможные варианты этих путей:
1) Формальные и неформальные. Формальные больше связаны с существующими в данном вузе правилами и традициями работы со студентами, начиная от «внимания» за успеваемостью и посещаемостью со стороны администрации и заканчивая «заботой» со стороны научных руководителей, которые даже формально несут за своих учеников определенную ответственность. Неформальные пути предполагают обращение студента за помощью к своим сокурсникам или даже к тем преподавателям, с которым у него сложились дружеские взаимоотношения.
2) Пути, связанные или не связанные с работой, и пути, связанные или не связанные только с обучением в вузе. Поскольку в современных условиях многие студенты подрабатывают, то основная помощь в профессиональном развитии может осуществляться не преподавателями вуза, а коллегами в других организациях.
3) Пути, связанные с узкой специализацией студента, и пути, предполагающие подготовку широко образованного специалиста. С одной стороны, специализация в ходе обучения неизбежна и даже по своему полезна. Но, с другой стороны, у такого студента несколько «сужается профессиональный кругозор» и он упускает возможность получить в вузе приобщиться к разнообразным знаниям, приобщиться к культуре во всей ее сложности, многоплановости и противоречивости.
4) Пути, выстраиваемые самостоятельно (собственно саморазвитие), и пути, специально организованные кем-то. Трудно обойтись совсем без посторонней помощи. Идея «друга» и «учителя» по-настоящему волнует многих студентов. Но в действительности непросто обрести друга и помощника, который не только бы хотел помочь, но и готов был это сделать. Поэтому важным условием дальнейшего профессионального и личностного развития является самостоятельный поиск таких путей.
5) Пути, выстраиваемые с желанием, с жизненным азартом, и пути, выстраиваемые без желания, как что-то «вынужденное». Естественно, лучше для полноценного личностного развития студента иметь такое жизненное желание. А для этого у студента должна быть значимая идея, цель, смысл и тогда даже многие «скучные занятия» в вузе воспринимаются совсем иначе, они становятся «облагорожены» этими смыслами и целями. Нередко, конкретные пути личностного и профессионального роста выстраиваются «сами собой», как только студент осознает, чего же он хочет сотворить в этой жизни. Путь - это всего лишь средство, способ, методика для решения каких-то более важных жизненных задач.
(Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. «Введение в профессию «психолог»»: Учебное пособие, под ред. И.Б. Гриншпуна. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 464 с.)
1.2 Формирование (характеристика-?) личностной готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности
Профессия «психолог» относится к так называемой «социономической» группе профессий (ориентированной на общественные проблемы, проблемы социализации личности) и предполагает общение с самыми разными людьми. Следовательно, психологу требуется формировать в себе готовность «понимать» самых разных людей, ориентироваться в разных способах их жизнедеятельности, включая и умение ориентироваться в разных видах профессионального труда. Это важно потому, что значительная часть людей реализует себя именно в трудовой деятельности, а задачей психолога часто и является помощь в полноценной личностной самореализации в главном деле жизни.
Стать широкообразованным специалистом-психологом очень непросто. На определенных этапах своего профессионального развития, например при обучении в психологическом вузе, будущий психолог вынужден осваивать конкретные направления работы, конкретные методики, в чем-то специализироваться. (makereferat + www fpo+ проблема хаоса)
Личностная готовность -- это свойства личности, необходимые психологу для эффективной работы. Личностная готовность специалиста предполагает психологическую проработку собственных проблем в тех сферах, в которых он собирается практиковать. Преобладающий в практике вузов тип организации учебной деятельности подразумевает накопление достаточной для будущей деятельности суммы знаний из всех учебных дисциплин, составляющих совокупную интеллектуальную основу профессии. Личность психолога (консультанта) выделяется почти во всех теоретических системах как целительное средство в процессе консультирования, а порой и как инструмент.
А.А. вербицкий и Т.А. Платонова считают, что «усвоенные в обучении знания, умения и навыки выступают уже не в качестве предмета учебной деятельности, а в качестве средства деятельности профессиональной». это позволяет говорить о том, что во время обучения в вузе у студентов формируется основа трудовой, профессиональной деятельности, а именно - готовности к ней.
В психологическом словаре И.М. Кондакова готовность к действию понимается как форма установки, характеризующаяся направленностью на выполнение того или иного действия. Предполагает наличие определенных знаний, умений, навыков; готовность к противодействию возникающим в процессе выполнения действия препятствий; приписывание личностного смысла выполняемому действию. Готовность к действию реализуется за счет проявления отдельных составляющих действия: нейродинамической сформированности действия, физической подготовленности, психологических факторов готовности. (кондаков)
Готовность к профессиональной деятельности определяется как психическое состояние, предстартовая активизация человека, включающая осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия; прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей. (псих словарь azps.ru)
К.К. Платонов, М.А. Котик, В.А. Сосновский, Р.Д. Санжаева, Л.И. Захарова под психологической готовностью понимают психический феномен, посредством которого объясняют устойчивость деятельности человека в полимотивированном пространстве.
По мнению О.М. Краснорядцевой психологическая готовность к профессиональной деятельности проявляется:
- в форме установок (как проекции прошлого опыта на ситуацию «здесь и сейчас»), предшествующих любым психическим явлениям и проявлениям;
- в виде мотивационной готовности к «приведению в порядок» своего образа мира (такая готовность дает человеку возможность осознать смысл и ценность того, что он делает);
- в виде профессионально-личностной готовности к самореализации через процесс персонализации. (Краснорядцева О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности. Барнаул, 1998.)
В работе Одинцовой Л.А. и Завицкой С.В. «Реализация профессиональной подготовки учителя математики…» встречается следующие определение психологической готовности:
«Психологическая готовность к профессиональной деятельности характеризуется личностно-педагогической направленностью, которая проявляется в понимании и принятии себя и другого как уникальной сущности, а также мотивационно-ценностном отношении к процессу обучения, в котором реализуются субъект-субъектные отношения». (Одинцовоа Л.А. и Завицкая С.В. «Реализация профессиональной подготовки учителя математики в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования» изд БГПУ Белгород 2000.)
Кузьмина Н. В. считает, что психологическая готовность к профессиональной деятельности характеризуется наличием у специалиста знаний, умений и навыков, позволяющих ему осуществлять свою деятельность на уровне современных требований науки и техники. («Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах» Под ред. Н. В. Кузьминой. - Л., 1970)
А.Э. Штейнмец в монографии «Психологическая подготовка к педагогической деятельности» определил психологическую готовность к профессиональной деятельности как процесс формирования совокупности (системы) психических образований - представлений и понятий, способов мышления и умений, побуждений, качеств личности, обеспечивающих мотивационно-смысловую готовность и способность субъекта к осуществлению профессиональной деятельности. (Штейнмец А.Э. «Психологическая подготовка к педагогической деятельности» Калуга, КГПУ, 1998.)
В своей статье Н.А. Аминов и Т.М. Чепыгова «Готовность психологов кадрового управления к профессиональной деятельности» определяют готовность к профессиональной деятельности как сочетание профессиональной направленности личности в некоторой сфере с реальной способностью осуществлять профессионально значимые умения и навыки в данной области. Под уровнем профессиональной направленности понимается, по мнению Н.А. Аминова и Т.М. Чепыговой, степень соответствия ведущего мотива предпочтения профессии (следовательно, личностного смысла) объективному содержанию профессии. Без достаточно высокого уровня профессиональной направленности невозможно оптимальное взаимодействие между человеком и избираемым им трудом. Только при этом условии можно прогнозировать успешное развитие творческих и нравственных сил личности в процессе труда. (Журнал проф потенциал 3/2002 - посмотреть)
Е.И. Медведская, исходя из своего исследования готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности, предполагает, что основой готовности является система установок на безоценочное принятие другого человека. «Это означает представленность в профессиональном сознании психолога другого человека как потенциального объекта/субъекта своей профессиональной деятельности, или направленность своего профессионального сознания на Другого». (психология в вузе 2005, №2, Е.И. Медведская «Личностная готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности»)
Е.В. Шипилова характеризует готовность к профессиональной деятельности студентов-психологов как динамичное явление. Формируясь в процессе обучения в вузе, психологическая готовность к профессиональной деятельности студентов-психологов претерпевает позитивные качественные и количественные изменения, наращивается и отражается в поступательной динамике перехода от одного уровня к другому, определяется внутренним балансом между ее компонентами, и обеспечивает продуктивное решение учебных и профессиональных задач разной сложности и содержания (от репродуктивных до эвристических). Переход от одного уровня готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов к другому связан с этапами обучения в вузе.
Наблюдается неравномерный характер показателей выраженности уровней психологической готовности к профессиональной деятельности у студентов-психологов разных курсов обучения: для студентов-психологов старших курсов в большей степени характерно пребывание на функциональном уровне готовности, а для студентов третьего курса «застревание» на уровне операциональном.
В качестве условий формирования готовности к профессиональной деятельности выступают: специально организованная образовательная среда, использование интерактивных форм и эвристических методов в процессе обучения. Системообразующими факторами формирования психологической готовности к профессиональной деятельности являются: характер потребностно-мотивационной сферы студента, готовность к саморазвитию, направленность на реализацию творческого потенциала личности, преобразование социально-значимой деятельности. (Шипилова Е.В., «Формирование психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности», автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук, М., 2007)
Страницы: 1, 2, 3, 4