Утверждено 14 предметов, которые можно сдать в форме ЕГЭ:
1. русский язык
2. математика
3. литература
4. физика
5. химия
6. биология
7. география
8. история
9. обществознание
10. английский язык
11. немецкий язык
12. французский язык
13. испанский язык
14. информатика и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).
Выпускник школы для получения аттестата о среднем (полном) общем образовании должен сдать ЕГЭ по двум обязательным предметам: русский язык и математика. Все остальные предметы сдаются на добровольной основе. Количество экзаменов по выбору выпускники и поступающие в вуз/ссуз определяют самостоятельно в зависимости от перечня вступительных испытаний в вуз/ссуз по каждой специальности, которые необходимы для поступления.
Единый государственный экзамен проводится с использованием заданий стандартизированной формы - контрольных измерительных материалов (КИМ), выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и в рамках школьной программы.
Варианты контрольных измерительных материалов по всем общеобразовательным предметам (кроме литературы и иностранного языка) включают в себя задания различных типов Нейман Ю.М., Хлебников В.А. Как оценивается уровнь подготовленности учащихся по результатам единого государственного экзамена. - Москва.: Центр тестирования Минобразования России. 2004., стр. 17-18:
1. тип А - задания с выбором правильного ответа из четырех предложенных;
2. тип Б - задания с кратким свободным ответом (словосочетание или число);
3. тип С - задания с развернутым свободным ответом (словесное обоснование, математический вывод, эссе, доказательства, изложение собственной позиции).
В разработке контрольных измерительных материалов принимают участие ведущие научные работники, преподаватели школ и вузов, методисты и другие специалисты в сфере образования. Все задания проходят несколько этапов экспертизы (содержательной и тестологической) и обязательно апробируются. Только после этого контрольные измерительные материалы могут быть предложены выпускникам для сдачи ЕГЭ.
Результаты ЕГЭ оцениваются и выставляются в свидетельство в 100-балльной шкале. По каждому предмету ЕГЭ ежегодно устанавливается минимальное количество баллов (минимальный порог), преодоление которого подтверждает освоение выпускником основных общеобразовательных программ. Если ученик набрал меньше установленного минимального количества баллов (не преодолел минимального порога), то ЕГЭ считается несданным. Величина минимального порога объявляется в течение 6-8 дней после проведения ЕГЭ по предмету в основные сроки и через 2-3 дня после ЕГЭ в дополнительные сроки в июле.
Относительно достоинств и недостатков Единого государственного экзамена ведутся споры с самого начала его введения. «…Что касается ЕГЭ, то здесь есть и минусы… но есть и плюсы, которые заключаются в борьбе с той же самой коррупцией, и количество молодых людей, которые поступают в лучшие вузы страны за счет сдачи ЕГЭ, кратно увеличилось. На 10% возросло количество абитуриентов, которые принимаются в ведущие вузы из удаленных регионов страны. Система единого государственного экзамена (ЕГЭ) функционирует»,- заметил В. В. Путин, Председатель Правительства РФ Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. стр. 14-15. На возникающие связи с рассмотренным материалом вопросы нет однозначного ответа. Первая глава данной работы посвящена обзору мировых стандартов образования и отечественных в срезе нескольких поколений стандартов. Прежде чем рассматривать достоинства и недостатки вышеупомянутых стандартов более тщательно, следует подвести итоги первой главы.
Выводы
Государственный стандарт общего образования - это нормы и требования, определяющие:
1. обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования,
2. максимальный объем учебной нагрузки обучающихся,
3. уровень подготовки выпускников образовательных учреждений,
4. основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению).
Федеральные государственные образовательные стандарты - один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование. С принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата. Ученик и его родители также вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. Относительно европейских и мировых стандартов образования, следует заметить, что «стирание границ» ведет к определенным обязательствам со стороны учебного заведения, которое гарантирует не просто успешное завершение обучения, но и получение высокооплачиваемой работы. С другой стороны, у обучающегося есть определенные гарантии, но и необходимость постоянно и качественно пополнять свои знания, проявляя себя, что очень важно - постоянно, как квалифицированный работник. Это предполагает постоянное повышение квалификации студента, стремление постоянно быть востребованным. В этом контексте стандарт - это средство обеспечения планируемого уровня качества образования. Будучи стабильным, в течение определенного диапазона времени, стандарт образования динамичен и открыт для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению.
Очевидно, что в настоящее время деятельность человека все больше становится принципиально инновационной. Растет активность человека во всех областях его деятельности. Процессы постоянного роста в образовательной сфере могут получить дальнейшее эффективное развитие только в условиях становления инновационной системы образования - системы, ориентированной на новые образовательные результаты. В этой связи переход к ЕГЭ является определенным значимым этапом на пути совершенствования государственных образовательных стандартов Российской Федерации.
Глава 2 Переход к стандартам образования третьего поколения в Российской Федерации как результат сравнительного анализа европейских образовательных стандартов
2.1 Переход к третьему поколению Государственных Образовательных Стандартов
Современное образование в мире - самый массовый вид деятельности людей. В нём одновременно занято более миллиарда учащихся, в том числе более 85 млн. студентов, и почти 50 млн. педагогов. Образование становится главным делом жизни для подавляющего большинства людей молодого и среднего возраста, которые учатся на протяжении всей своей активной профессиональной деятельности.
Происходящие изменения в современном российском обществе, требуют адекватной модернизации системы образования для удовлетворения потребности общества и государства в подготовке профессионалов нового поколения. Новая система образования характеризуется разнообразием научных школ, развитием инновационных педагогических проектов, многообразием новых технологий воплощения педагогических идей.
Современное российское общество выдвигает совершенно определённый социальный заказ на подготовку специалистов. Этот заказ сформулирован в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе»: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбы страны, за её социально-экономическое процветание» Исполатова Т.В., Кирсанова А.И. Профессиональные стандарты национальных квалификаций в проекте макета ГОС третьего поколения// Электронный периодический Журнал "Компьютерные учебные программы и инновации" N9` 2007г..
Стандарты в образовании - это гарантии того, что содержание образования будет соответствовать перспективным потребностям общественной жизни, экономики и вообще перспективам развития содержания образования. Очень важно, кто, в каких условиях и как будет реализовывать это содержание. Во всех 60 тысячах школ России учат примерно одному и тому же. А вот результаты - везде разные.
Это зависит от многих факторов. Во-первых от того, кто является учителем. Во-вторых, важны современные высокотехнологичные условия обучения. В-третьих, - уважительные культурно-бытовые условия в учебном заведении: начиная с гардеробов и туалетов и заканчивая спортзалами и библиотеками. И, наконец, очень важное условие - это нормальная, полноценная среда общения со сверстниками. Только на такой полноценной соревновательной основе и может происходить развитие Гуревич П. С. Личностный аспект образования // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». -- 2009. -- № 2 - Педагогика. Психология..
Все это учитывается при разработке образовательных стандартов нового поколения. Впервые появляется в структуре стандарта требование к условиям обучения. И впервые система образования получит стандарт, который описывает не только обязательства ученика или учителя, но и обязательства учредителя образовательного учреждения. Уходим мы от трех составных школьной программы - федерального, регионального и школьного компонентов. В новом стандарте будет две части: инвариантная и вариативная Булгакова М.Н. Введение новых государственных образовательных стандартов//Менеджер образования, www.menobr.ru. Понятно, что в начальной школе большая часть основной образовательной программы - это инвариант, а какая-то незначительная часть - это вариатив. В основной школе вариативная часть увеличивается для того, чтобы дать учителю и ученику возможность выбора. В старшей школе, по оценкам экспертов, вариативная часть может достигать трети основной образовательной программы, которая наполняется самим образовательным учреждением в соответствии, как сказано в законопроекте, с запросами и потребностями учащихся данной школы.
В высшем же образовании вариативная часть еще более значима. На уровне магистра вариатив может превышать 50% и доходить, возможно, до 70% всей программы подготовки. В бакалавриате эти цифры, естественно, меньше. И инвариантная, и вариативная части финансируются из бюджета. Но вариативная часть содержательно наполняется самим образовательным учреждением, исходя из потребностей и запросов учеников или студентов. Школы не потеряют возможности формировать учебную программу с учетом потребностей родителей и учеников конкретного региона Булгакова М.Н. Введение новых государственных образовательных стандартов//Менеджер образования, www.menobr.ru.
Одной из актуальных проблем современного профессионального образования является подготовка выпускников к многофункциональной профессиональной деятельности.
В соответствии с государственным образовательным стандартом, впервые введенным в образовательную систему России в 1994 году, установлены самые общие требования к содержанию образования по каждому направлению и каждой специальности, зафиксированы те общеобязательные знания, навыки и умения, которыми должен обладать выпускник образовательного учреждения, чтобы получить соответствующую квалификацию.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8