Немало подобных примеров дают нам книги священного писания (Библия, Коран), эзотерическая литература. Отдельные варианты испытаний, созданные в донаучный период, безупречны настолько, что вошли в арсенал научных методов без изменений. Так, в службах занятости применяют тест безымянного мудреца, не нашедшего понимания у нищих, которым он предложил изменить что-нибудь в себе, чтобы стать богатыми. И сегодня специалистам служб занятости очень трудно убедить своих клиентов поменять профессию и переквалифицироваться хотя бы на время.
Научный метод тестов, возникший как результат рефлексии отдельных индивидов, мог получить достойное развитие и распространение лишь при финансовой поддержке государства или бизнеса. Метод тестов в начале ХХ в. оказался востребованным министерством образования Франции. Введение всеобщего образования требовало отделить, выявить и перевести в спецшколы детей с различными отклонениями. В составе комиссии, созданной для решения этой проблемы, оказались психолог А. Бине и врач Т. Симон. Они вошли в историю тестологии как авторы серии тестов интеллекта для определения уровня отклонений от нормы у детей дошкольного и школьного возраста. Первая шкала (серия тестов) была составлена для детей от 3 до 11 лет, а в 1908 г. в неё внесены изменения, и возрастная шкала увеличена до 15-летнего возраста.
Вполне закономерно, что использование тестов для психодиагностики детей вывело ученых на сравнительный анализ умственной одаренности со степенью школьной успешности. Показательный факт: первые педагогические тесты во Франции создал директор одной из школ В. Ване, сотрудничавший с А. Бине. Сам А. Бине обращался к школьным учителям для сопоставления уровня успеваемости с результатами тестирования. Результаты совпадали.
Ряд исследователей считает, что первое письменное тестирование учебных знаний было проведено еще в 1845 г. в г. Бостоне по инициативе Г. Манна. В 1864 г. в Англии Дж. Фишер опубликовал «Градуированную книгу» с заданиями и вариантами ответов для выбора по правописанию, арифметике и другим предметам. Конечно, эти примеры еще нельзя назвать тестами в современном их понимании. Однако они свидетельствуют, что развитие педагогической мысли вело отдельных специалистов к выбору такого пути усовершенствования традиционных школьных экзаменов, который в ХХ в. стал доминирующим в образовательных системах многих стран.
Большинство зарубежных ученых появление педагогических тестов связывают с именем Д. Райса, проводившего в 1890-е гг. тестовые исследования в США. Он установил (с помощью теста), что две группы школьников, обучавшиеся навыкам письма в течение 8 лет по 30 минут и по 15 минут ежедневно, пишут на одинаковом уровне грамотности. Опубликованные в 1897 г. результаты его исследования вызвали волну критики, резкое неприятие тестов учителями и научную рефлексию, что привело к внедрению тестов в школьную практику.
Таким образом, хотя первые научно значимые тесты были созданы в психологии, они были сопряжены с задачами педагогики и применялись, главным образом, в сфере образования. Первая система тестов, опубликованная Дж. Кеттелом в 1890 г., проходила апробацию в колледжах. Наиболее масштабным стало внедрение тестов в систему образования США и связано оно с именем Э.А. Торндайка. Именно его считают основоположником педагогического тестирования. Под его руководством или при личном участии в США уже к 1915 г. были созданы тесты по основным школьным дисциплинам. Тесты вошли и в систему образования ряда европейских стран (Англии, Германии). Во Франции против тестов в 1925 г. выступила педагогическая общественность, и от них надолго отказались. Лишь в 1989 г. в закон об образовании была включена статья об обязательной подготовке учителей по тестовым методам. Сегодня Франция в ряду стран, где широко применяют тестовые технологии.
Тестирование развивалось и вширь по линии проникновения в образовательное пространство, и вглубь по линии совершенствования тестовых методик и создания моделей статистической обработки результатов. Уточнялся и совершенствовался понятийный аппарат тестологии.
Например, в течение ХХ в. неоднократно уточнялся термин «валидность». Он вбирал в себя новые дополнительные понятия, соответствующие этапам и уровню развития науки. В настоящее время большинство тестологов выделяют три основных вида валидности: валидность критериальную (эмпирическую); валидность конструктную (концептуальную); валидность содержательную (по содержанию, например, учебного предмета). Классификация валидности в тестологии до сих пор весьма условна. Например, Е.А. Михайлычев предложил классификацию валидности, насчитывающую 35 дефиниций («Педагогическая диагностика», 2003, №4).
Достигнув к середине ХХ в. определенной завершенности в теоретическом осмыслении и практике применения тестов, тестология обрела классическую теорию тестов и вступила со второй половины ХХ в. в этап трансформации этой теории. Основные элементы трансформации нашли отражение в статистических методах с применением ЭВМ, создании обучающих тестов и построении новых моделей компьютерного тестирования, расширяющих функциональные возможности тестовых технологий, в т.ч. в сфере самообразования.
В образовании стран с развитой тестовой культурой используются многие виды тестов: тесты интеллекта, тесты специальных способностей, личностные тесты, комплексные батареи способностей. Эти типы тестов можно найти в инструментарии и консультанта по вопросам образования, и школьного психолога. Результаты, полученные по этим тестам, нередко служат исходной информацией для администрации учебных заведений и учителей при принятии управленческих решений.
Таким образом, тесты в образовании за несколько десятилетий превратились во многих странах в один из действенных инструментов, выполняя многоролевые функции и оказывая значительное воздействие на учебные, воспитательные и управленческие процессы. Тестовое движение в образовании имеет устойчивую тенденцию к расширению, что свидетельствует в пользу вывода о том, что тесты позволяют рационализировать образование в т. ч. и за счет экономии учебного времени.
В третьей главе «Тестирование в системе профессионального образования и профессионального отбора» анализируется вклад науки в рационализацию деятельности представителей разных профессий с учетом индивидуальных способностей каждого. Мы уже отмечали, что важнейшей предпосылкой генезиса тестирования было стремление людей преодолеть противоречие между их групповой деятельностью и индивидуальными способностями каждого. Это противоречие относится к разряду «вечных», поэтому объективно перед каждым поколением встает проблема поиска наиболее рационального способа преодоления этого противоречия.
В дописьменный период тестирование в современном его понимании не могло существовать, поэтому его предпосылки могли формироваться, главным образом, в системе воспитания и в системе профессионального отбора. Все усложнявшаяся жизнь социума выдвигала новые и новые задачи, для решения которых требовались и новые качества личности. Требования к индивидуальным качествам в сфере профессиональной деятельности стали более высокими в период промышленной революции. Поиски наиболее способных к тому или иному виду профессиональной деятельности усилились в начале ХХ века. Заметных результатов в этих поисках добились инженер Ф. Тейлор, психолог Г. Мюнстерберг и их последователи. Направление в прикладной психологии, связанное с исследованиями Г. Мюнстерберга, получило название психотехника (психология труда).
Активизации исследований тестологического характера способствовали заказы со стороны крупных промышленных компаний. В 1910 г. Г. Мюнстерберг, работавший в США, получил крупный заказ на проведение исследования пригодности водителей трамваев. Трамвайное общество платило огромные суммы за увечья, причиненные людям по вине водителей трамвая. После ряда неудачных опытов Мюнстерберг сконструировал аппарат для проведения испытаний внимания водителей в психологической ситуации, близкой к реальной. В результате с помощью аппаратурного теста в течение 10 минут выявляли пригодных на должность водителя трамвая.
Аналогичное исследование Мюнстерберг проводил по заявке телефонной компании, где была велика текучесть кадров телефонисток. Исследования проводились в группе принятых в специальную школу девушек. Настроенная несколько скептически по отношению к экспериментам Г. Мюнстерберга, телефонная компания без его ведома включила в группы испытуемых и лучших опытных телефонисток. Их показатели по всем тестам оказались в числе пяти наилучших, и это для компании (и для самого исследователя) оказалось прямым доказательством высокой эффективности лабораторных исследований. Так было положено начало проведению профессионального отбора в массовых масштабах с применением тестов.
Опыты Мюнстерберга вызвали научную рефлексию, и во многих лабораториях Европы организуются подобные исследования. В результате тестология обогатилась новыми тестами, а профессиональный отбор обрел новые качественные подходы, способствовавшие его улучшению. Дальнейшая работа по созданию тестов для системы профобразования и установления профессиональной пригодности пошла тремя путями: предпочтение невербальных тестов вербальным; упрощение условий испытаний; максимальное подражание реальной профессиональной деятельности.
Новый импульс организации испытаний на основе метода тестов дала Первая мировая война. В США при отборе новобранцев в армию было осуществлено тестирование всех (1,7 млн.) призывников для дальнейшего распределения по родам войск. Новым шагом в развитии тестологии стали «немые» тесты для неграмотных или плохо владевших английским языком новобранцев. После рассекречивания эти тесты в послевоенный период вошли в исследовательский арсенал тестологов в других странах.
На основе анализа тестового движения первых десятилетий ХХ в. делается вывод о том, что применение тестов развивалось по нарастающей, их применяли не только педагоги и психологи, но и врачи, философы, инженеры, военные, статистики. Это способствовало не только совершенствованию тестовых методик, но и формированию положительного отношения к тестам, а в более широком плане и формированию тестовой культуры. Не ослабевала и полемика вокруг тестов профотбора. Особенно по поводу их валидности (пригодности) для измерения заявленной способности. Эта полемика имела положительное значение для тестологии в целом. Тесты подвергались многократным проверкам, при необходимости дорабатывались, достигая необходимой валидности.
На этапе трансформации классической теории тестов в работе с кадрами произошли существенные изменения, где одним из значимых направлений в подборе кадров стало применение тестовых батарей. Тестовой батареей принято называть определенные совокупности тестовых заданий (субтестов), объединенных в одну диагностическую методику.
В тестовых методиках выявляются все новые и новые нюансы. Так, ученые обратили внимание на ряд дифференцирующих способностей, выявленных при выполнении испытуемыми первых тестов интеллекта. Исследования показали, что многие из этих тестов на самом деле служили средством вербального понимания, а такие, например, свойства, как область механических способностей, обычно в них не затрагивались.
С пониманием этих свойств тестов специалисты стали уточнять сам термин, и предлагали разграничивать понятие интеллекта на такие составляющие, как «академический», «технический», «абстрактный», «практический», «социальный» интеллект. Осмысление вновь открывшихся свойств тестов интеллекта привело психологов к конструированию тестов специальных способностей (вербальных, числовых) и созданию тестовых батарей на основе метода факторного анализа, который стал теоретической основой для решения многих исследовательских задач в тестологии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8