Рефераты. Гендерные представления младших школьников из неполных семей

Для правильной половой идентификации необходимо, чтобы ребенок не только четко осознал свою половую принадлежность, но и испытывал нежные чувства к родителю противоположного пола и психологически обретал свой пол. Психологическое обретение пола начинается именно в дошкольном возрасте, но развивается и наращивается на протяжении всей жизни человека. Идентификация со своим полом получает столь глубокое проникновение в самосознание личности, что интегрирует по всем звеньям самосознания. На протяжении дошкольного возраста ребенок по нарастающей начинает присваивать поведенческие формы, интересы, ценности своего пола [15, с. 222].

Младший школьник уже знает о своей принадлежности к тому или иному полу. Мальчик знает, что он должен быть смелым, не плакать, уступать дорогу всем взрослым и девочкам. Мальчик присматривается к мужским профессиям. Он знает, что такое мужская работа. Сам пытается что-то отпилить, что-то забить. Очень гордится, когда эти его старания замечены и одобрены. Мальчики стараются вести себя так, как свойственно мужчинам.

Девочка знает, что она должна быть приветливой, доброй, женственной, не драться, не плеваться, не лазать по заборам. Она приобщается к домашней работе. Когда ее хвалят за то, что она рукодельница и хозяюшка, она вспыхивает от удовольствия и смущения. Девочки стремятся уподобиться женщинам.

В классе мальчики и девочки при общении друг с другом не забывают о том, что они противоположны: когда учитель сажает мальчика и девочку за одну парту, дети смущаются, особенно, если окружающие сверстники реагируют на это обстоятельство. В непосредственном общении у детей можно наблюдать некое дистанцирование в связи с тем, что они «мальчики» и «девочки». Однако младший школьный возраст является относительно спокойным в плане выраженной фиксации на полоролевых отношениях [15, с. 305-306].

Для развития ребенка огромное значение имеет отцовская и материнская любовь. Отцовская любовь - это обусловленная любовь. Ее принцип таков: «Я люблю тебя, потому что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, потому что ты достойно исполняешь свои обязанности, потому что ты похож на меня». В обусловленной отцовской любви можно найти как отрицательную, так и положительные стороны.

Отрицательную сторону для развития ребенка составляет тот факт, что отцовская любовь должна быть заслужена, что она может быть утеряна, если человек не сделает того, чего от него ждут. Важна и положительная сторона. Поскольку отцовская любовь обусловлена, то я могу что-то сделать, чтобы добиться ее, я могу трудиться ради нее. Отцовская любовь не находится вне пределов моего контроля - в отличие от любви материнской.

Материнская любовь по самой своей природе безусловна. Мать любит ребенка, потому что это ее дитя. Материнская любовь бескорыстна, она не

пытается мешать ребенку взрослеть, не поощряет его беспомощность, напротив, помогает стать независимым, способным, в конце концов, отделиться от нее [23, с. 58].

Таким образом, полоролевая идентификация ребенка - это сложный, стадиальный процесс, захватывающий все возрастные этапы, в ходе которого ребенок обретает свой психологический пол.

Воспитываясь в неполной семье, ребенок испытывает нарушение половой идентификации, имеет серьезные психологические проблемы. Ведь для того, чтобы успешно пройти процесс идентификации, младший школьник должен воспитываться и матерью, и отцом. В противном случае ребенок не усваивает свой психологический пол, не испытывает любовь к родителю противоположного пола. Он считает, что если воспитывается либо одной матерью, либо отцом, значит, так и должно быть.

Нередко из-за этого у ребенка возникают проблемы как в школе, так и дома. Если ребенок не видел, как ведут себя отец или мать в тех или иных ситуациях, в своей жизни он не сможет воспроизвести женскую либо мужскую модель поведения., Воспитываясь одним из родителей, ребенок, так или иначе, приобретает нарушение полоролевого поведения. Например, мальчики из неполных семей в большей мере склонны проявлять фемининные качества и следовать женскому типу поведения. Девочки тоже имеют неверные гендерные представления. Большинство из них считает, что женщина обладает в большей степени мужскими качествами, нежели женскими.

2. Опыт эмпирического исследования гендерных представлений младших школьников из неполных семей

2.1 Организация и проведение исследования

В практической части нашего исследования мы поставили перед собой следующие задачи.

1. Провести эмпирическое исследование особенностей гендерных представлений детей из неполных семей.

2. Дать рекомендации по развитию гендерных представлений у детей младшего школьного возраста учителям начальных классов, социальным педагогам, психологам, студентам педагогических колледжей.

Наше исследование проходило на базе МОУ СОШ №2 города Тотьма и МОУ «Начальная школа - детский сад» поселка Текстильщики в сроки с 11.01.2010 по 13.02.2010 года.

В исследовании принимали участие учащиеся 3-4 классов в возрасте от 9 до 10 лет. Было сформировано 2 группы: экспериментальная и контрольная. В экспериментальную группу вошли дети из неполных семей, а в контрольную - дети из полных семей. Характеристика выборки представлена в таблице 1.

Таблица 1. Характеристика выборки

Испытуемые

Полные семьи

Неполные семьи

Общее количество

Мальчики

12 (20%)

20 (33%)

60 (100%)

Девочки

18 (30%)

10 (17%)

Таким образом, и в экспериментальную и контрольную группы вошло по 30 человек. Общее количество девочек, вошедших в группу, состоящую из детей из полных семей, составило 18 человек, мальчиков - 12. В группе, куда вошли дети из неполных семей, число девочек составляет 10 человек, а мальчиков - 20. Все дети экспериментальной группы воспитываются одной мамой.

В качестве основного метода при проведении исследования мы использовали опрос, т. к. столкнулись с проблемой отсутствия тестов по данной проблеме. Для выявления гендерных представлений детей мы применили следующие опросные методики.

1. Выбор качеств.

2. Интервью полоролевой идентичности [25, с. 226].

3. Оценочные шкалы.

Перечень личностных качеств, из которых дети делали выбор, а также оценочные шкалы были разработаны нами. Они представлены в Приложениях 4 и 6.

Этапы исследования.

1. Подготовительный этап: планирование исследования, формирование выборки (определение экспериментальной и контрольной групп), подбор основных процедур сбора и анализа данных.

2. Основной этап: сбор данных на основе использования выбранных процедур.

3. Заключительный этап: обработка и анализ результатов, формулировка выводов и рекомендаций.

2.2 Анализ результатов

Для диагностики гендерных представлений мы использовали несколько методик. Одной из основных методик является методика выявления гендерных представлений при помощи выбора личностных качеств. Ее результаты представлены в Приложении 1, таблице 2 и на рисунках 1 и 2.

Таблица 2. Гендерные представления детей из неполных семей, выявленные на основе выбора личностных качеств

Испытуемые

Выбор качества

Гендерные представления детей

О женщинах

О мужчинах

Д

М

Всего

Д

М

Всего

Младшие школьники из неполных семей

М

12

(24%)

16

(16%)

28 (18%)

20

(40%)

31

(31%)

51 (34%)

Ф

20

(40%)

26

(26%)

46 (30%)

10

(20%)

18

(18%)

28 (18%)

А

28

(56%)

48

(48%)

76 (50%)

30

(60%)

41

(41%)

71 (47%)

Младшие школьники из полных семей

М

3

(3%)

2

(3%)

5

(3%)

44

(49%)

28

(47%)

72 (48%)

Ф

46

(51%)

31

(51%)

77 (51%)

4

(4%)

5

(8%)

9 (6%)

А

46

(51%)

22

(37%)

68 (45%)

47

(52%)

22

(37%)

69 (46%)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.