Введение ГЛАВА 1.
Теоретические основы проблемы формирования художественной культуры школьников.
Глава 2.
Роль межпредметных связей в формировании художе-ственной культуры школьников.
Восприятие художественного объекта. Педагогическое планирование. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.
Тема моей работы - формирование художественной культуры школьников на основе активного использования межпредметных связей.
Современной общество наконец обратило внимание на искусство, поняв необходимость гуманизации. Проблемы эстетического вос-питания оказались в фокусе всеобщего внимания.
Но эстетическое воспитание занимало не последнее место и раньше. На уроках учителя и прежде использовали произведения искусства, стихи, магнитофонные записи, кино- и диафильмы. Од-нако искусство в школе словно утратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитания личности.
В свете этих устойчивых проблем эстетического воспитания в школе встает совсем новая проблема: нравственно-эстетическое воспитание школьников на использовании межпредметных включений. В отличие от других - это совсем неизученная проблема.
Какие же задачи ставит перед собой эстетическое воспитание? Глобальная цель - это формирование творческого отношения чело-века к действительности, так как сама суть эстетического - в твор-честве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений.
Среди более конкретных задач одна из важнейших - формирова-ние художественной культуры, эстетической потребности, которую можно определить как по-требность человека в красоте и деятельности по законам красоты. Надо обращать внимание на два важных компонента: широту эстетической потребности, то есть способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу явлений действительности; и качество эстетической потребности, которое выявляется на уровне художественного вкуса и идеала. Перечисленные признаки можно считать критериями воспитанности личности.
Значение нравственно-эстетического воспитания в становлении личности огромно. Эстетическое воспитание средствами межпредметных включений - это лишь подсистема реализации принципов целостной системы.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ.
Формирование художественной культуры ребенка многие авторы считают одним из важнейших для формирова-ния личности школьника.
Почему? С.А.Герасимов поясняет это так: “ Функцией нравственно-эстетического воспитания и художественно-эстетической деятельности детей является развитие у них образного мышления, отличного от поня-тийного...
В художественном образе как форме мыш-ления сосредоточена огромная информация о природе, обществе, отношениях, истории, науч-ных знаниях.
С помощью образов-представ-ле-ний осуществляется не только мышление, но и хранение информации. Развитие образного мышления может идти ... от восприятия цель-ного образа как единичного явления к понима-нию содержащихся в нем образов-обобщений, к раскрытию их внутреннего, глубокого смысла”.11 Система эстетического воспитания школьников. Под ред. С.А.Герасимова. М., 1983 г. Стр.12.
Из этого следует, формирование художественной культуры носит всеобщий характер, и эта всеобщность и обязательность являются важнейшим принци-пом формирования личности в детском возрасте.
Для большей эффективности художественного воспитания, как отмечает С.А.Герасимов, сле-дует применять комплексный подход. Он выде-ляет два принципа: “…система нравственно-эстетического воспитания должна выстраиваться так, чтобы в процессе воздействия на ребенка различные виды искусств постоянно взаимодействовали между собой”.22 Там же. Стр. 13.
На этом основывается необхо-димость осуществления межпредметных связей в процессе преподавания искусств. Второй принцип заключается в том, что “ нравственно-эстетическое воспитание… должно стать органической ча-стью любого…воспитания”.33 Там же. Стр. 13.
Мысль об эффективности межпредметных связей подтверждается и в статье А.Ф.Кузуба “Комплексное воздействие искусств на дошкольников в студии эстетического воспитания”.44 Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник научных трудов. Л., 1989 г.
Рассматривая процесс художественного воспи-тания, необходимо учитывать возрастные осо-бенности ребенка.
В разные возрастные периоды должны быть различные подходы к такому вос-питанию. Б.Т.Лихачев пишет о младшем школь-ном возрасте следующее: “Вместе с тем незави-симо от уровня самосознания детей период до-школьного и младшего школьного детства явля-ется едва ли не самым решающим с точки зре-ния развития художественного восприятия и фор-мирования эстетического отноше-ния к жизни”.55 Б.Т. Лихачев. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985 г. Стр. 35.
Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интен-сивное формирование отношения к миру, посте-пенно трансформирующегося в свойства лично-сти. Основные нравственно-эстетические каче-ства личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неиз-менном виде на всю жизнь, влияют на формиро-вание мировоззрения, привычек и убеждений.
В современной литературе рассматрива-ются проблемы формирования художественной культуры школьников средствами искусства на уроках. Н.А.Яковлева в своей работе “Искусство в школе будущего”11 Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник научных трудов. Л, 1985 г. поднимает проблему старого и нового подхода к рассматриваемому вопросу.
Автор утверждает, что “ в сегодняшней массо-вой школе, ориентированной на использование искусства как средства обучения, из произведе-ний искусства выхолащивается главное - его ху-дожественный образ.
Старые программы ориен-тированы на то, чтобы дать учащемуся набор знаний по искусству (разрозненных имен, про-изведений и понятий), умений и навыков в ри-совании, ограниченных рамками так называемой реалистической манеры, которая есть не что иное, как грубейшее извращение принципов реалистического творческого метода”.22 Там же. Стр. 17.
Таким образом у детей формируется адап-тивно-научный подход к искусству, а совсем не творческий. Это искажение нравственно-эстетического вос-питания происходит потому, что в старой сис-теме учитель видит основную задачу урока в том, чтобы дать знания, и совсем забывает про воспитательную функцию урока.
Школу Нового Н.А.Яковлева видит в созда-нии новой системы педагогического процесса, где уровень воспитательной работы будет высо-ким, а предметы гуманитарно-художественного цикла будут интегрированы.
О новых формах нравственно-эстетического воспитания средствами искусства пишет И.А.Химик в статье “Организация самостоятельной работы на заня-тиях по мировой художественной культуре”.11 Там же. Стр. 21.
Автор пишет: “В наши дни уже ясно всем, что учить по-старому нельзя. Новый подход к обу-чению…пробивает себе дорогу. Одним из важ-нейших аспектов этого нового подхода является осознание того, чтобы `вкладывать' в головы учащихся знания, а в том, чтобы побудить инте-рес к предмету, организовать деятельность уча-щихся по добыче знаний”.22 Там же. Стр. 21.
Автор предлагает новую форму проведения уроков типа “диалог искусств” с опережающим заданием и непо-средственным общением детей на уроках.
И.Л.Набок в статье “Идеологическое воз-действие искусства как фактор эстетического воспитания личности”33 Там же. Стр. 29. разрабатывает понятия “идеологическая функция искусства” и “идеологическое воздействие искусства”, кото-рым, по мнению автора, не уделено должного внимания в исследованиях по нравственно--эстетическому воспитанию.
Основы и проблематика такого воспитания должны быть отражены в новых школьных про-граммах, отвечающих новым требованиям со-временной школы, содержащих в себе более универсальную, всеобъемлющую информацию об искусстве.
Роль межпредметных связей в формировании художественной культуры школьников.
Принимая во внимание межпредметные связи, формирование художественной культуры ребенка в школе может проводиться практически на всех уроках.
Осо-бое место такому воспитанию отводится на уроках литературы, музыки, труда и изобрази-тельного искусства. На них школьники учатся эстетически воспринимать мир как через произ-ведения искусства и литературы, так и через собственное творчество.
Во многих школах существуют факульта-тивы с эстетической и искусствоведческой на-правленностью: “История города”, “Искусствоведение”, различные художествен-ные и музыкальные кружки. В них проводятся беседы об искусстве, музыке.
Внеклассная работа так же может быть на-правлена на воспитание художественных потребностей .
Формирование художественной культуры нужно активно начинать как можно раньше. Это поможет не только сформировать личность ребенка, но и развить многие психические качества, так как нравственно-эстетическое воспитание неизбежно связано с воспри-ятием искусства, анализом, синтезом, развитием внимания, наблюдательности и т. д..
Восприятие художественного объекта.
В восприятии художественного объекта участвуют почти все психические процессы личности: ощуще-ние, восприятие, воображение, мышление, воля, эмо-ции и т.д.
Именно полифония человеческой пси-хики, которая проявляется в акте взаимодействия личности с искусством наиболее полно открывает богатейшие возможности формирования мировоззрения, мо-рально-нравственных качеств, творческих способно-стей личности.
Психологический механизм восприятия художественног объекта представляет собой особую систему, в которую входят, с одной стороны, так называемые аффективно-потребностные структуры личности, выражающиеся в потребностях, интересах, идеалах и др., составляющие собственно динамическую часть системы; а с другой стороны - операциональные структуры личности, такие психические процессы, как воображение, мышление, ощущение и т. п..
Страницы: 1, 2