Рефераты. Формирование художественной культуры школьников на основе активного использования межпредметных связей

Формирование художественной культуры школьников на основе активного использования межпредметных связей

Введение ГЛАВА 1.

Теоретические основы проблемы формирования художественной культуры школьников.

Глава 2.

Роль межпредметных связей в формировании художе-ственной культуры школьников.

Восприятие художественного объекта. Педагогическое планирование. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.

Тема моей работы - формирование художественной культуры школьников на основе активного использования межпредметных связей.

Современной общество наконец обратило внимание на искусство, поняв необходимость гуманизации. Проблемы эстетического вос-питания оказались в фокусе всеобщего внимания.

Но эстетическое воспитание занимало не последнее место и раньше. На уроках учителя и прежде использовали произведения искусства, стихи, магнитофонные записи, кино- и диафильмы. Од-нако искусство в школе словно утратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитания личности.

В свете этих устойчивых проблем эстетического воспитания в школе встает совсем новая проблема: нравственно-эстетическое воспитание школьников на использовании межпредметных включений. В отличие от других - это совсем неизученная проблема.

Какие же задачи ставит перед собой эстетическое воспитание? Глобальная цель - это формирование творческого отношения чело-века к действительности, так как сама суть эстетического - в твор-честве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений.

Среди более конкретных задач одна из важнейших - формирова-ние художественной культуры, эстетической потребности, которую можно определить как по-требность человека в красоте и деятельности по законам красоты. Надо обращать внимание на два важных компонента: широту эстетической потребности, то есть способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу явлений действительности; и качество эстетической потребности, которое выявляется на уровне художественного вкуса и идеала. Перечисленные признаки можно считать критериями воспитанности личности.

Значение нравственно-эстетического воспитания в становлении личности огромно. Эстетическое воспитание средствами межпредметных включений - это лишь подсистема реализации принципов целостной системы.

ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ.

Формирование художественной культуры ребенка многие авторы считают одним из важнейших для формирова-ния личности школьника.

Почему? С.А.Герасимов поясняет это так: “ Функцией нравственно-эстетического воспитания и художественно-эстетической деятельности детей является развитие у них образного мышления, отличного от поня-тийного...

В художественном образе как форме мыш-ления сосредоточена огромная информация о природе, обществе, отношениях, истории, науч-ных знаниях.

С помощью образов-представ-ле-ний осуществляется не только мышление, но и хранение информации. Развитие образного мышления может идти ... от восприятия цель-ного образа как единичного явления к понима-нию содержащихся в нем образов-обобщений, к раскрытию их внутреннего, глубокого смысла”.11 Система эстетического воспитания школьников. Под ред. С.А.Герасимова. М., 1983 г. Стр.12.

Из этого следует, формирование художественной культуры носит всеобщий характер, и эта всеобщность и обязательность являются важнейшим принци-пом формирования личности в детском возрасте.

Для большей эффективности художественного воспитания, как отмечает С.А.Герасимов, сле-дует применять комплексный подход. Он выде-ляет два принципа: “…система нравственно-эстетического воспитания должна выстраиваться так, чтобы в процессе воздействия на ребенка различные виды искусств постоянно взаимодействовали между собой”.22 Там же. Стр. 13.

На этом основывается необхо-димость осуществления межпредметных связей в процессе преподавания искусств. Второй принцип заключается в том, что “ нравственно-эстетическое воспитание… должно стать органической ча-стью любого…воспитания”.33 Там же. Стр. 13.

Мысль об эффективности межпредметных связей подтверждается и в статье А.Ф.Кузуба “Комплексное воздействие искусств на дошкольников в студии эстетического воспитания”.44 Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник научных трудов. Л., 1989 г.

Рассматривая процесс художественного воспи-тания, необходимо учитывать возрастные осо-бенности ребенка.

В разные возрастные периоды должны быть различные подходы к такому вос-питанию. Б.Т.Лихачев пишет о младшем школь-ном возрасте следующее: “Вместе с тем незави-симо от уровня самосознания детей период до-школьного и младшего школьного детства явля-ется едва ли не самым решающим с точки зре-ния развития художественного восприятия и фор-мирования эстетического отноше-ния к жизни”.55 Б.Т. Лихачев. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985 г. Стр. 35.

Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интен-сивное формирование отношения к миру, посте-пенно трансформирующегося в свойства лично-сти. Основные нравственно-эстетические каче-ства личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неиз-менном виде на всю жизнь, влияют на формиро-вание мировоззрения, привычек и убеждений.

В современной литературе рассматрива-ются проблемы формирования художественной культуры школьников средствами искусства на уроках. Н.А.Яковлева в своей работе “Искусство в школе будущего”11 Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник научных трудов. Л, 1985 г. поднимает проблему старого и нового подхода к рассматриваемому вопросу.

Автор утверждает, что “ в сегодняшней массо-вой школе, ориентированной на использование искусства как средства обучения, из произведе-ний искусства выхолащивается главное - его ху-дожественный образ.

Старые программы ориен-тированы на то, чтобы дать учащемуся набор знаний по искусству (разрозненных имен, про-изведений и понятий), умений и навыков в ри-совании, ограниченных рамками так называемой реалистической манеры, которая есть не что иное, как грубейшее извращение принципов реалистического творческого метода”.22 Там же. Стр. 17.

Таким образом у детей формируется адап-тивно-научный подход к искусству, а совсем не творческий. Это искажение нравственно-эстетического вос-питания происходит потому, что в старой сис-теме учитель видит основную задачу урока в том, чтобы дать знания, и совсем забывает про воспитательную функцию урока.

Школу Нового Н.А.Яковлева видит в созда-нии новой системы педагогического процесса, где уровень воспитательной работы будет высо-ким, а предметы гуманитарно-художественного цикла будут интегрированы.

О новых формах нравственно-эстетического воспитания средствами искусства пишет И.А.Химик в статье “Организация самостоятельной работы на заня-тиях по мировой художественной культуре”.11 Там же. Стр. 21.

Автор пишет: “В наши дни уже ясно всем, что учить по-старому нельзя. Новый подход к обу-чению…пробивает себе дорогу. Одним из важ-нейших аспектов этого нового подхода является осознание того, чтобы `вкладывать' в головы учащихся знания, а в том, чтобы побудить инте-рес к предмету, организовать деятельность уча-щихся по добыче знаний”.22 Там же. Стр. 21.

Автор предлагает новую форму проведения уроков типа “диалог искусств” с опережающим заданием и непо-средственным общением детей на уроках.

И.Л.Набок в статье “Идеологическое воз-действие искусства как фактор эстетического воспитания личности”33 Там же. Стр. 29. разрабатывает понятия “идеологическая функция искусства” и “идеологическое воздействие искусства”, кото-рым, по мнению автора, не уделено должного внимания в исследованиях по нравственно--эстетическому воспитанию.

Основы и проблематика такого воспитания должны быть отражены в новых школьных про-граммах, отвечающих новым требованиям со-временной школы, содержащих в себе более универсальную, всеобъемлющую информацию об искусстве.

Глава 2.

Роль межпредметных связей в формировании художественной культуры школьников.

Принимая во внимание межпредметные связи, формирование художественной культуры ребенка в школе может проводиться практически на всех уроках.

Осо-бое место такому воспитанию отводится на уроках литературы, музыки, труда и изобрази-тельного искусства. На них школьники учатся эстетически воспринимать мир как через произ-ведения искусства и литературы, так и через собственное творчество.

Во многих школах существуют факульта-тивы с эстетической и искусствоведческой на-правленностью: “История города”, “Искусствоведение”, различные художествен-ные и музыкальные кружки. В них проводятся беседы об искусстве, музыке.

Внеклассная работа так же может быть на-правлена на воспитание художественных потребностей .

Формирование художественной культуры нужно активно начинать как можно раньше. Это поможет не только сформировать личность ребенка, но и развить многие психические качества, так как нравственно-эстетическое воспитание неизбежно связано с воспри-ятием искусства, анализом, синтезом, развитием внимания, наблюдательности и т. д..

Восприятие художественного объекта.

В восприятии художественного объекта участвуют почти все психические процессы личности: ощуще-ние, восприятие, воображение, мышление, воля, эмо-ции и т.д.

Именно полифония человеческой пси-хики, которая проявляется в акте взаимодействия личности с искусством наиболее полно открывает богатейшие возможности формирования мировоззрения, мо-рально-нравственных качеств, творческих способно-стей личности.

Психологический механизм восприятия художественног объекта представляет собой особую систему, в которую входят, с одной стороны, так называемые аффективно-потребностные структуры личности, выражающиеся в потребностях, интересах, идеалах и др., составляющие собственно динамическую часть системы; а с другой стороны - операциональные структуры личности, такие психические процессы, как воображение, мышление, ощущение и т. п..

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.