Рефераты. Формирование милосердия у подростков

В конце 1 этапа появилось осознание необходимости милосердия в обществе, представления стали более углублёнными, ребята отмечали, что им самим необходимо быть милосердными, так как они чрезмерно агрессивны и их поведение необходимо изменить.

На 2 этапе - конструктивном поставили следующие задачи:

- выдвижение цели по формированию милосердия через коллектив;

- создание мотивации формирования милосердия (овладение знаниями, умениями и навыками);

- постановка перспективных линий формирования милосердия (что будем делать, как будут проходить занятия).

Данный этап осуществлялся через проведение конференции «Милосердие и мы: проблемы и задачи». Он проводился под нашим руководством, но выступления готовили сами ребята. Высказывания - импровизации содержали личное отношение выступающих к проблеме милосердия. В процессе работы дети приняли решение, что необходимо:

- получение знаний о милосердии и других качествах, сопутствующих ему;

- накопление знаний о проявлениях милосердия в обществе;

- развитие умения сопереживать, сочувствовать, поддерживать человека (психологические механизмы);

- приобретения умения сдерживать личные эмоции, сосредоточиться на других.

Успех данного этапа зависел от осознания учащимися недостатка милосердия в обществе и в самих учениках.

Следующий этап: II этап актуализации задачи способствует подготовке учащихся к практической деятельности. Его задачи были выдвинуты учащимися на предыдущем этапе. Данная ступень механизма наиболее сложная в осуществлении и поэтому длительная. Задачи этого этапа более ёмкие и пробел в знаниях о милосердии у участников эксперимента наблюдался большой.

В рамках этапа были проведены: 1 конференция, 1 встреча со священнослужителем, 2 беседы, индивидуальные беседы и 2 тренинга. Самым запоминающимся мероприятием была встреча со священнослужителем, так как поначалу ребята проявляли к нему негативно-предвзятое отношение, они ожидали назиданий с его стороны. Когда он начал рассказывать о милосердии православия и разъяснять некоторые из заповедей, дети активно стали задавать вопросы.

После встречи ребята говорили о том, что они по-другому стали воспринимать священнослужителей и религию. Раньше они считали, что религия это что-то оторванное от реальности и существующее на словах, но оказалось что религиозную мудрость, возможно, применять в повседневной деятельности. Наблюдения показали, что происходило дальнейшее расширение знаний о милосердии, но в поведении детей изменений, по-прежнему, не было, ученики так же плохо слушали друг друга, грубили, шумели во время обсуждений.

Так же ребятам понравилась конференция. «Милосердие и искусство» однако с ее проведением возникли трудности, так как такая форма работы была знакома лишь нескольким участникам и 2 человека не подготовились по вопросу. Поэтому первый опыт был не очень удачным, ребятам было трудно удерживать внимание, задавать вопросы, они постоянно нарушали дисциплину. Но напоминания о гуманизме и проявлении уважения к окружающим на некоторое время сдерживали их непоседливость. На данной конференции были обсуждены многие стороны выражения идей гуманизма в искусстве и общественной жизни. Центральной идеей обсуждения стало то, что милосердие не оторванное от реальной жизни понятие, оно находит отражение в нормах этикета, в живописи, обсуждается в художественной литературе.

Многие из учащихся признали, что раньше не задумывались о милосердии и его выражении в общественной деятельности, и что множество фактов стало для них открытием. Но вывести их подобные рассуждения удалось лишь вопросами, поощрениями за высказывания и примеры.

Беседы были проведены по темам: «Милосердие - не только слово, но и дело» - в ходе, которой мы выяснили, что слова это только половина милосердного поступка, помощь - высшая форма его проявления; «Добро творить - себя веселить» - где рассматривались различные мотивы совершения милосердных поступков. Были отмечены различные мотивы: «набиться в друзья» получить помощь в ответ, за деньги или другие выгоды, но всеми было признано, что пословица - название является самой глубоко раскрывающей личность мотивацией и что мы должны к ней стремиться.

Тренинги так же были запоминающейся работой. В основном они были направлены на развитие эмпатии, сочувствия, умение отдавать не получая ничего взамен.

На наш взгляд после проведения таких мероприятий можно переходить к следующему этапу: практической деятельности по решению ведущей задачи, хотя при увеличении времени на III этап, возможно, добиться улучшения результатов эксперимента. Не все ученики успевали принимать задачи этапов, но время на эксперимент было ограничено.

Итак, задачами III этапа являлись:

- формирование плана реализации принятой цели (оказание помощи по дому, исполнение правил, помощь пожилым людям, поход в дом престарелых и в детский приют);

- создание самоотчётов (рассказ о своих чувствах, мыслях) их анализ и выдвижение задач по ликвидации психологических барьеров (нетерпимости, раздражительности) приобретение положительных качеств;

- выход на мотивацию самовоспитания милосердия в себе.

При формировании плана действий исходили из того, что к родным проявлять милосердие проще, затем к пожилым родственникам и знакомым труднее и к незнакомым людям крайне затруднительно.

Этап практической деятельности для многих ребят оказался трудным, а для некоторых и невозможным, по ряду причин. Личностные, социальные, временные причины обусловили затруднения в работе. На первой ступени перемену в поведении некоторых детей заметили родители. Они отмечали деятельность ребёнка по дому, проявление большей терпимости, мягкость в общении, но эти проявления периодически пропадали и появлялись. На наш взгляд это связано с отсутствием навыков рефлексии и самоконтроля, а для терпимости и чуткости это необходимые условия, так как приходится сдерживать личные интересы, эмоции. К тому же проявления милосердия требует большого эмоционального напряжения (особенно на первоначальном этапе). Мы предполагаем, что 4 учащихся, в поведении которых родители перемен не заметили, задачи этапа для себя не приняли. Мы пытались исправить это при помощи индивидуальных бесед с родителями и учащимися.

Следующая ступень была ещё более сложной. На обсуждении дел ребята отмечали, что пожилые люди часто пользуются назиданиями, это вызывает протест у подростков (он связан с чувством взрослости), который им очень трудно сдерживаться, и происходят срывы. Пожилые люди часто вспоминают прошлое, что тоже не понятно было школьникам сразу, после проведения обсуждения они стали более терпимее.

Следующий шаг был самым запоминающимся - помощь незнакомым людям. Мы посетили дом престарелых, где нам доверили ухаживать за 2-мя комнатами (по 5 человек на одну комнату). Ребята помогали убирать в комнатах, сопровождать пожилых людей на процедуры.

Прежде всего, учащихся поразило, что в этом доме много пожилых людей, которые ушли по собственному желанию, чтобы не мешать своим детям, так как за ними нужен уход, а дети не имеют времени на это. Поговорив с людьми, ребята прониклись сочувствием к жильцам дома.

Но многие учащиеся при самоанализе отметили, что у них появилось чувство отчуждения с их подопечными, несмотря на усилие, это чувство росло. И по поведению и общению ребят с пожилыми людьми это можно было прочувствовать, лишь 3 из 10 отметили, что им общаться было легко и что возможно они придут туда ещё не раз, так как люди там интересные.

Приют оставил у участников акции двойственные ощущения. С одной стороны ребята с нетерпением ждали дня, когда мы пойдём в приют, готовили подарки, старались уложить все вещи красиво, упаковать их, а с другой - ученикам хотелось пообщаться с детьми, чего им сделать не удалось, так как в группы нас не пустили.

Ребятам было очень приятно передать подарки детям приюта, хотя и не лично, но они смогли помочь детям, нуждающимся в поддержке.

Надо отметить, что поначалу многие не хотели идти в приют, просто из лени и ставили условие, что пойдут, только если их снимут с уроков, затем они заинтересовались деятельностью и с удовольствие участвовали в акции. Приняли участие в помощи не все, только 7 учеников.

При анализе присутствовали все и 3-е, кто не ходил, сказали, что теперь тоже пошли бы. При обсуждении похода в детский приют ребята отметили, что на их взгляд создание приютов является проявлением милосердия государства по отношению к брошенным детям.

Родительское собрание проводилось 1 раз за проведение формирующего эксперимента с целью осуществления помощи детям в их развитии. Мы попросили родителей замечать добрые поступки, поощрять их и анализировать.

Таким образом, завершился формирующий эксперимент, который позволил обобщить ученикам знания о милосердии и привить им навыки доброты. Произошли изменения в поведении участников эксперимента, их суждениях, которые нашли отражения в следующей части эксперимента.

2.3. Контрольный эксперимент

Контрольный эксперимент проводился с участием 2 подгрупп (экспериментальной и контрольной). Его целью являлось диагностирование изменения уровня знаний о милосердии его проявлениях и сопутствующих качествах, а также способах выражения милосердия и личностном отношении к нему на конец эксперимента.

Использовали те же методы, что и при проведении констатирующего эксперимента. В ходе проведения завершающего этапа установили, что во взглядах детей контрольной подгруппы произошли изменения.

В понятии милосердия дети чётко разделили эмоциональную и практическую сторону, показали это на примерах.

В конце эксперимента ребята также научились различать понятия: милосердие, гуманизм и доброта. Это подтвердилось в ходе бесед и составлении понятийных словарей. Например, доброта, по их мнению, больше разговорный термин и обозначает «человека, готового прийти на помощь любому нуждающемуся».

На начало эксперимента у учащихся возникали проблемы с определением эмпатии, теперь же они давали его чётко: «способность человека сопереживать другому (испытывать его эмоции)». Изменения произошли и в отношении к милосердию. Ребята отмечали в ходе бесед, что милосердие необходимо в обществе, хотя ранее они утверждали, что «каждый сам за себя».

На вопрос: «Почему люди совершают милосердные поступки?» мы получили следующие ответы: «Чтобы в такой же ситуации мне помогли», «Хотят видеть других людей счастливыми». На завершающем этапе эксперимента ребята более углублённо проводили рефлексию в ответе на вопрос «Вы милосердный человек? Почему?» все учащиеся ответили, что иногда проявляют милосердие, и их ответы были более развёрнутыми.

Своё отношение дети выражали через сочинение, которые содержали обоснование необходимости милосердия, как его проявляют государство, люди и организации и они сами. Их рассуждения стали логичными и обоснованными: «Если бы не было милосердия в обществе, люди стали бы злыми, замкнулись бы в себе, а ведь милосердие это проявление внутренних чувств к окружающим».

В общении и практической деятельности изменения отмечали родители и учителя.

Учителя так же отмечали, что ребята из этой группы перешли на более уважительное общение с одногруппниками.

Это было заметно и на беседах в последние недели эксперимента. В начале эксперимента они на беседах не слушали друг друга, разговаривали, выражали свои негативные эмоции в резкой форме, на последних лекциях бывали моменты, когда агрессия прорывалась в общении, но ребята старались успокоить друг друга и переключиться на другой вид деятельности или перефразировать свою точку зрения для смягчения общения.

Таким образом, можно сказать, что изменения произошли в представлениях (они стали более глубокими и у детей появились рассуждения), проявления милосердия они замечают на уровне государства, организаций и людей и подразделяют их на духовно-эмоциональные и практические. Отношение стало более осознанным и обоснованным, они увидели необходимость милосердия и сами стали более охотно его проявлять.

В практическом плане большинство ребят изменили стиль общения, отношение с родными и одноклассниками и учителями.

Но два человека так и не смогли выбраться с низкого уровня развития.

Одного из учеников это, возможно, связано с личностными причинами. Так как его мама редко с ним общается по причине загруженности на работе, и его старший брат также уделяет ему мало внимания. Мальчику недостаёт внимания и он пытается привлечь его к себе негативным самоопределением, на что все реагируют как ему необходимо - уделяют ему много внимания.

У другого учащегося на наш взгляд затруднения возникли в виду социальных причин. В семье у них принят жёсткий стиль общения и обязанности распределены, поэтому ему трудно переключиться на другой вид отношений.

Возможно, при более длительной работе у этих ребят также произошли бы изменения.

В контрольной подгруппе изменения произошли лишь в представлениях, они стали более широкими, у 10 учащихся это выражалось в более широком определении милосердия: «сострадание и сочувствие к людям, животным, всему живому». В большинстве ответов ребята контрольной подгруппы приравнивали доброту, гуманизм и милосердие, не могли дать чёткого определения. Навыки рефлексии остались на прежнем уровне, помощь, милосердие они так же раскрывали с одной стороны - практически. Их ответы были, в большинстве, необоснованные и расплывчатые. Изменений в их поведении также не наблюдалось.

В заключении можно сделать следующий вывод: в контрольной подгруппе на высоком уровне находилось 23%, на среднем 35% и на низком 33% учащихся; в экспериментальной 35% - на высоком уровне, 42% - на среднем и 23% - на низком (приложение № 8).

Подводя итог можно отметить, что при работе с методикой Зеньковой М.А. мы получили положительный результат.

Заключение

Преодоление агрессивности в обществе связывается с гуманизацией межличностных отношений. Одним из путей достижения данной задачи является воспитание милосердия у школьников.

На основе изучения исторического развития понятия милосердия было отмечено, что изначально в человеке заложены как добро, так и зло, поэтому педагогу необходимо воспитывать, раскрывать положительные качества личности, иначе отрицательные стороны проявятся в поступках. Для этого можно воспользоваться, такими методами и средствами, как проведение диспутов, бесед, конференций, просмотр видеофильмов и т.д. Однако, применяя их необходимо, знать не только уровень сформированности этого качества личности, но и возрастные особенности учащихся.

Кроме этого, решению данной проблемы может способствовать применение в учебно-воспитательном процессе методики актуализации задач нравственного воспитания Зеньковой М.А.. Суть, которой состоит в предании задаче значимости ведущей, первоочередной, неотлагаемой в своем решении.

Гипотеза о внедрении данной методики с целью формирования милосердия нашла свое подтверждение в ходе проведения эксперимента. Работа эта очень длительная, кропотливая, была проведена в строгом соответствии с этапами методики: диагностика, первый этап актуализации задач, конструктивный этап, второй этап актуализации задач и этап практической деятельности по решению ведущей задачи.

Эксперимент прошел удачно, но следовало уделить больше внимания анализу поступков с точки зрения сочетания положительного и отрицательного опыта, обеспечить более активную деятельность учащихся в подготовке бесед и диспутов, пользоваться тренингами и упражнениями в начале каждого занятия (это позволило бы ученикам лучше раскрыться).

Также требуется более продолжительная работа по формированию милосердия, так как этот процесс очень длительный и его результаты отодвинуты во времени. Считаем, что подобный опыт может быть использован воспитателями в школах, так как методика нравственного воспитания Зеньковой М.А., а также рассмотренные методы и средства воспитания гуманизма могут быть использованы для формирования милосердия у старших подростков.

Литература

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М.: Просвещение, 1983. - 208 с.

2. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1983. - 603 с.

3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики.: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия,2000.-128 с.

4. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия, 2000.-192 с.

5. Брудная Е.Д. Учитель - М.: Политиздат, 1991. - 335 с.

6. Введение в психодиагностику: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений./ М.К. Акимова, Е.М. Борисов, Е.И. Горбачёва и др.- 3-е изд., стереотип. - М: Издательский центр Академия, 2000. -192 с.

7. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. - М.: Молодая гвардия, 1979. -221 с.

8. Гусейнов А.А. Этическая мысль. - М: Издательство политической литературы, 1988. - 381 с.

9. Егоров С.Ф. Антология педагогической мысли Древней Руси и русского государства XIV-XVII. - М.: Педагогика, 1985. - 366 с.

10. Егоров С.Ф., Волков Г.Н. Антология педагогической мысли России 18 века. - М.: Педагогика, 1985. - 487 с.

11. Жизневский Б.П. Психологические проблемы воспитания и образования. - Минск.: Народная асвета, 1990. - 173 с.

12. Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей - культурных ценностей в индивидуальном сознании // Вопросы психологии.-1997.- №5.

13. Калинина Р. Знакомства с моральными качествами// Школьный психолог 2000. - №6

14. Краковский А.П. О подростках (содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка). - М.: Педагогика, 1970. - 271 с.

15. Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль, 1979. - 619 с.

16. Лидере А.Г. Психологический тренинг с подростками. - М.: Издательский центр Академия, 2001. - 256 с.

17. Лихачев Д.С. Раздумья. - М.: Детская литература, 1991. - 31 с.

18. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. -М.: Педагогика, - 1985. - 101 с.

19. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1980. - 179 с.

20. Мещеряков Б.Г. Логика - семантический анализ концепции А.С. Выгодского, систематика форм поведения и законы развития высших психических функций// Вопросы психологии.- 1999.- №4

21. Непомнящая Н.И. Психологическая диагностика личности: теория и практика. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.-192 с.

22. Ницше Ф. Как говорил Заратустра. - М.: Издательство московского университета, 1990. - 300 с.

23. Поволодский П.Н. Становление духовности// Учитель. -2000.-№3

24. Поляков В.А. Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира. - М.: Министерство образовании РФ, 1992. -190 с.

25. Попов А.А. Религия и мораль: взаимодействие в современных условиях// ОНС. - 1999. -№3.

26. Прокофьев А.В. Парадокс гуманизации и критерии морали// ОНС. -2001. -№1.

27. Самсонов А.И. Из истории русской гуманистической мысли.- М.: Просвещение, 1993. - 287 с.

28. Селезнева Т.А. Воспитание в современной школе// Учитель.- 1999. - №3.

29. Сухомлинский В.А. Как воспитать человека? - М.: Издательство политической литературы, 1975. - 287 с.

30. Тимошенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц.- М.: Просвещение, 1990. - 188 с.

31. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. - М.: Издательство политической литературы, 1989. - 555с.

32. Фромм Э. Философия и жизнь// Знание. -1990. - № 8.

33. Шутова Г. А. Воспитание милосердия// Домашнее воспитание. - 2000. - №1.

34. Щукина Г.И. Педагогика школы. - М.: Просвещение, 1997. - 160с.

35. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. - М.: Просвещение, 1986. - 155 с.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.