Рефераты. Формирование интереса к обучению у младших школьников

Особо следует подчеркнуть роль методов проблемно-развивающего обучения в формировании мотивов учения. Рассмотрим некоторые психологические аспекты значений и роли проблемного обучения для становления мотивации.

Дело в том, что формирование потребностей и мотивов деятельности происходит в процессе осуществления самой деятельности. Сколько бы ученик ни слышал о необходимости учится, о его долге и обязанностях, о важности для него самого и будущей его жизни учебной деятельности и как бы хорошо не осознавал справедливость этих слов, но если он не включился в эту деятельность, то соответствующих мотивов у него не возникает и не сформируется устойчивая мотивация. Чтобы мотивы возникли, укрепились и развились, ученик должен начать действовать. Если сама деятельность вызовет у него интерес, если в процессе ее выполнения он будет испытывать яркие положительные эмоции удовлетворения, то можно ожидать, что у него постепенно возникнут потребности и мотивы к этой деятельности.

На уроке учитель рассказывает, показывает учащимся, но вся эта информация для некоторых детей незначима: они слушают и не слышат, смотрят и не видят, они заняты совсем иной деятельностью: мечтают, думают о своем. Чтобы эти дети включились в учебную работу, надо создать стимул для усиленного процесса мышления. Таким приемом, стимулирующим мышление, и является создание учебно-проблемных ситуаций.

Очень эффективно, особенно в младших классах, начинать создание учебно-проблемных ситуаций не с вопроса, задачи или рассказа, а с какой-либо практической работы. И если сразу после этого поставить проблемный вопрос, то такая проблемная ситуация, несомненно, явится мощным толчком к началу интенсивного мышления.

Проблемное обучение способствует поддержанию глубокого интереса к самому содержанию учебного материала, к общим приемам познавательных действий, формируя тем самым у детей положительную мотивацию.

Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учения.

Различные формы коллективной деятельности учащихся на уроке играют значительную роль в становлении мотивации учения. Для ее становления большое значение имеет включение всех учащихся в активную учебную работу, так как только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация. Однако, приемы, применяемые при индивидуальной форме обучения, не всегда дают должный эффект. В классе бывают дети, на которых эти приемы не оказывают ожидаемого действия. Использование групповых форм обучения втягивает в активную работу даже таких "глухих" учащихся, так как, попав в группу одноклассников, которые коллективно выполняют задание, ученик не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнется осуждению со стороны товарищей, а их мнением он, как правило, дорожит зачастую даже больше, чем мнением учителя.

Учебная деятельность должна приобрести в глазах школьника особую ценность. Только тогда у ребенка возникнет потребность в ней. Важно, чтобы ребенок ценил деятельность саму по себе, вне зависимости от тех благ, которые она может ему принести (хорошую отметку, престижное положение и т.д.). Возникновению такой оценки может способствовать наблюдение за чужой деятельностью, за оценкой этой деятельности другими. Когда ученик, работая коллективно в группе, находясь в тесном общении с ребятами, наблюдает, какой большой интерес вызывает деятельность у товарищей, какую ценность представляет для них эта работа, то он сам начинает ее ценить, начинает понимать, что учебная работа может представлять значимость сама по себе. А это способствует включению ученика в активную учебную работу, которая постепенно становится его потребностью и приобретает для него ценность, что приводит к становлению мотивации учения.

Выбор той или иной формы коллективной и групповой деятельности зависит от возраста учащихся, особенностей данного класса, наконец, от склонностей и характера учителя. Но в любом случае использование форм коллективной организации учебного процесса весьма перспективна для становления мотивации.

Значение оценки в становлении мотивации учебной деятельности.

С психологической точки зрения важна не любая мотивация учебной работы учащихся, а такая, которая основана, главным образом, на познавательной потребности и интересе учащихся, на признаваемой ими результативно-процессуальной ценности этой деятельности. Между тем, учителя с момента появления ребенка в школе нередко пользуются отметкой как мотивирующим средством, как средством побуждения ученика к активной работе. Однако тем самым они сдвигают центр мотивационной сферы его деятельности с самой деятельности, с ее результата и процесса на оценку деятельности, то есть на что-то внешнее по отношению к этой деятельности. Отметка в этом случае приобретает в глазах школьника самодовлеющую ценность и заслоняет подлинную ценность его деятельности .

Деятельность учащихся, не подкрепленная в должной мере познавательной потребностью и интересом, направленная на внешние ее атрибуты, на оценку, становится недостаточно эффективной. Это приводит к тому, что отметка для многих учащихся перестает играть мотивирующую роль, а тогда и сама учебная работа теряет для них всякую ценность.

Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у детей адекватной самооценки работы, ее рефлексии. Балльная отметка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное место. Особенно осторожно надо использовать в текущем учете неудовлетворительные отметки, а на первых порах обучения, по-видимому, лучше вовсе не использовать. Вместо этого надо просто указывать на имеющиеся пробелы в работе, отмечая, что того-то и того-то ребенок еще не знает, пока не усвоил, не умеет. Такой анализ учитель для себя фиксирует. При тематической форме учета и оценки работы учащихся это сделать легко.

Итак, мы рассмотрели разные пути формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся. Для становления такой мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, так как не один из них, сам по себе, не может играть решающей роли в становлении учебной мотивации всех учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого может им не быть. В совокупности, в комплексе все указанные пути являются достаточно эффективным средством формирования мотивации учения у школьника.

Мотивация - сложное структурное образование, в котором различные мотивы выступают в единстве и взаимозависимости. Поэтому, на наш взгляд, формирование мотивации не может идти по частям (сначала сформируем понимание значимости знаний, затем долг и ответственность и т.д.). Только целостный подход может обеспечить успех формирования мотивации. Цель -именно то звено, через которое можно управлять процессом формирования мотивацией, чтобы обеспечить такой подход.

Таким образом, следует отметить, что мотивация в целом и в том числе проблемы мотивации учения исследуются достаточно широко. Однако до настоящего времени, несмотря на большое количество данных, они не только разнообразны, но нередко и противоречивы. Например, это касается не только собственно теоретических вопросов, но и конкретных вопросов, касающихся динамики мотивов учения детей младшего школьного возраста. Мотивы учения младших школьников требуют дальнейшей разработки в силу, как указано выше, большого практического значения этой проблемы.

3.2. Практические занятия по формированию и укреплению интереса к обучению у младших школьников.

Как же повысить учебную мотивацию младшего школьника? Способов много. Очень интересным нам показался опыт одной французской учительницы - Сесиль ЛЕШАС Сесиль ЛЕШАС «Открытый урок веселых традиций» // Газета "Первое сентября" N 14/2002.

«Сейчас не будем говорить об организации урока. Мне хочется рассказать о нескольких забавных мелочах, которые помогают моим ученикам заниматься с интересом и желанием.

На моем учительском столе на видном месте лежит красивая тетрадь. На обложке крупно и ярко написано: «Почетная тетрадь». Вверху каждой страницы - имя ребенка. Страниц столько, сколько детей в классе. В течение дня я и другие педагоги записываем успехи ребят на соответствующие страницы. Это могут быть удачный ответ, интересная работа, правильно и быстро решенная задачка, помощь в каком-нибудь деле - любой шаг вперед со стороны ученика. Вовсе не обязательно каждый день писать про каждого. Сначала я сама решала, кого отметить в Почетной тетради. Постепенно класс включился в обсуждение принципов ведения тетради, чтобы все было по-честному и по заслугам, чтобы был настоящий повод для гордости. Вот например:

12 декабря - поздравления, Сьюзи, ты хорошо все поняла про Мексику.

17 января - спасибо, Джонатан, ты так старался на уроке.

29 января - Рональд, браво! Ты здорово убрал класс.

Как только ребенок наберет 10 записей в тетради, он получает право выбрать себе подарок из большой коробки сюрпризов, стоящей в углу кабинета. (В следующий раз он сможет загадать желание, в пределах оговоренных правил, конечно.) Затем, схватив Почетную тетрадь, счастливчик бежит прямо в кабинет директора школы. Да-да, самый главный начальник откладывает все дела, внимательно изучает записи, пожимает руку замечательному ученику, говорит всякие приятные слова и своей директорской ручкой подписывает страничку. (Признаюсь, договориться с директором было самой сложной частью схемы.) Теперь я делаю ксерокопию все той же странички и посылаю родителям ребенка.

Пусть повесят на стенку в рамочке среди фамильных портретов или хотя бы лишний раз похвалят малыша, вспомнят, что он умеет не только проказничать, но и серьезно работать.

Вариантов у такой системы множество. Иногда, когда надоедает тетрадь, я начинаю поощрять детей жетонами. Ученики их собирают. В конце недели открывается веселый магазин, где на жетоны (и только на них) можно купить всякие игрушки, блокнотики, наклейки, конфеты - все, о чем мечтает малыш и на что хватило моей фантазии (а также суммы, отпущенной родительским комитетом).

В моем классе есть еще одна игра, поддерживающая интерес детей к учебе, в частности к изучению иностранного языка. Предупреждаю: на такие игры нужно получить предварительное согласие родителей. Удивлены? Сейчас объясню. Это игра на «интерес» - на деньги или на конфеты, кому как понравится. Сначала выбираем 4-5 капитанов, не навсегда, на неделю. Они собирают команды, равные по количеству участников. Капитан составляет список своей команды и кладет перед собой на парту. Команда старается сесть рядом с капитаном на уроке английского (иностранного) языка. Листок все видят. Если на уроке кто-то в команде заговорил не по-английски, напротив его фамилии капитан рисует черный крестик. В конце недели наступает расплата - за каждый крестик нужно заплатить одно су (или одну конфету).

Капитан собирает штраф и отдает учителю, у которого есть специальный шкафчик - банк. В конце месяца класс решает, на что потратить собранные деньги, а с конфетами легко устроить веселое чаепитие. Но мы забыли про тех замечательных ребят, которые не получили ни одного крестика по причине то ли врожденной немногословности, то ли прекрасного знания иностранного языка. Им платит сам господин учитель, причем не одно, а два су (или две конфеты). Вот радость-то - заставить раскошелиться наставника. Будем стараться! У нас много традиций. Дети обожают традиции не меньше, чем сюрпризы. Так, каждый учебный день заканчивается определенной игрой. По понедельникам мы всегда играем в лото, во вторник - в салочки во дворе или в спортзале, смотря по погоде, в среду смотрим мультфильм и т.п. С какими бы трудностями мы ни столкнулись на уроках, домой малыш вернется в хорошем настроении и будет знать, что завтра, несмотря ни на что, его ждут в школе радость, игра, веселье. Утром по дороге на работу я вижу множество детей, направляющихся в классы. Одни идут еле-еле, голова опущена, походка шаркающая, ну просто маленькие старички. А другие весело скачут, уверенно и деловито шагают туда, где друзья, игры, сюрпризы, возможность проявить себя и, конечно, новые удивительные открытия на уроках».

Еще Ян Коменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. Каждый прогрессивно мыслящий педагог считает необходимым, чтобы ребенок почувствовал: учение- это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности.

Суть не в том, чтобы вносить в учение внешнюю занимательность, хотя и она очень нужна. Надо искать мотив радости в самом процессе обучения. Поддержать интерес ребенка к учебе помогут яркие наглядные пособия, включение в процесс обучения игры. Учить, играя, - оспаривать эту заповедь не станет никто. Всем хорошо известно, что у младших школьников преобладает образное мышление. Образы понятий наглядны, а ведь наглядность, как известно, - один из основополагающих принципов дидактики.

Заключение.

Формирование уже в начальных классах мотивов, придающих дальнейшей учебе ребенка значимый для него смысл, в свете которого его собственная учебная деятельность становилась бы для него сама по себе жизненно важной целью, а не только средством для достижения других целей (например, престижных или выполнения требований родителей и т.д.), является крайне необходимым, без чего дальнейшая учеба школьника может оказаться просто невозможной. Надеяться на то, что такие мотивы возникнут сами по себе, не приходится.

Интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности

Содержание каждого урока, каждой темы должно быть глубоко мотивировано, однако не с помощью создания сиюминутных интересов (например, с помощью внешней занимательности, которая лишь изредка может служить предпосылкой к возбуждению и воспитанию глубоких познавательных интересов) или ссылок на практическую значимость в будущей жизни (хотя и это иногда не следует упускать), а главным образом, тем, что это содержание должно быть направлено на решение проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания.

Особо следует подчеркнуть роль методов проблемно-развивающего обучения в формировании мотивов учения.

Различные формы коллективной деятельности учащихся на уроке играют значительную роль в становлении мотивации учения.

Только та информация, которая как-то созвучна его потребностям, подвергается эмоциональной (оценочной) и умственной (рациональной) переработке. В результате ребенок получает импульс к последующей деятельности. Поэтому учителю очень важно знать потребности его учеников, форму этих потребностей в настоящее время, будущие потребности, которые могут возникнуть у детей.

Завершая разговор, хочется подчеркнуть, что работа с детьми младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка. Список литературы.

1. Битянова М. «Мотивация и профанация» «Школьный психолог № 2, 2000 год

2. Битянова М. «Фантом мотивации», «Школьный психолог» № 45, 1999.

3. Давыдов В.В. “Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования” - М: Педагогика, 1986 г. - 240ст.

4. Зак А.З. “Развитие умственных способностей младших школьников” - М: Просвещение 1994 г.

5. Максимов Л.К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения младшего школьника // Мотивация учения. - Волгоград, 1976. С. 53-60.

6. Матюхина М. В., Иванова Т. Ф. «Мотивация достижения и настойчивость младших школьников» // http://psychology.net.ru

7. Матюхина М.В., Саблина Т.А. Некоторые аспекты развития мотивации достижения в младшем школьном возрасте // Психолого-педагогические вопросы обучения и воспитания дошкольников и младших школьников /ВГПУ. - Волгоград, 1992. С. 62-73.

8. Мухина В.С. “Детская психология” - М: Просвещение, 1985 г.

9. Обухова Л.Ф. “Детская психология: теория, факты, проблемы, - М: Тривола, 1995 г.

10. Психологическая помощь дошкольнику. Книга для родителей и воспитателей Н. Яковлева

11. Саблина Т.А. Мотивация достижения в младшем школьном возрасте: Автореф. дис. : канд.психол.наук. - Ростов н/Д, 1993.

12. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998.

13. Формирование учебной деятельности школьников. Под ред. В.В. Давыдова и др. М., 1982.

14. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: Т.1,2; Пер. с нем. / Под ред. Б.М.Величковского. - М.: Педагогика, 1986.

15. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.