21
Контрольная работа №1
Вариант №9
Этнопедагогические аспекты воспитательной
работы
2006
Содержание
a. народная педагогика - это воспитательные тради-ции конкретной этнической группы;
b. этнопедагогика - обобщенное понятие, означаю-щее сравнительный анализ воспитательных тради-ций различных народов.
В народной педагогике большое значение имеет преемствен-ность поколений. Чем теснее и глубже эта преемственность, тем лучше для жизни старших и воспитания молодых. Г. Н. Волков нашел в народных изречениях замечательную мысль: «Не говори о любви к детям, если не почитаешь старых». Волков Г.Н. Этнопедагогика.-Чебоксары, 1978.
Наиболее значимая и самая действенная особенность народной педагогики - ее связь с жизнью. Это индекс ее жизнеспособности, социализирующей значимости.
Социализация в самом общем виде есть не что иное, как развитие личности под влиянием окружающего социу-ма, культуры, обретение личностью ее социальной роли. Таким образом, народная педагогика, помимо накопле-ния знаний, обретения навыков, умений, выполняет фун-кцию социализации подрастающих поколений.
Аккумулируя такие нравственные категории, как от-ветственность, долг, честь, совесть, терпимость, любовь, сопереживание, потребность в добротворческой созида-тельной деятельности и др., являющиеся необходимым условием воспроизводства общества и самоутверждения человека, народные традиции обеспечивают особую пси-хологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания растущих детей.
В воспитании человека ак-тивное участие принимали все: и стар, и млад, и сельс-кая община, и социальная среда. Основу народной педа-гогики составляют духовная культура, народные обы-чаи, традиции, социально-этические нормы.
В педагогической мудрости народа наблюдается до-статочно четкая дифференциация форм воспитания: Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII в.в. - М., 1985.
a. пословицы - для социально-этического;
b. загадки - для умственного;
c. песни - для эстетического, патриотического;
d. сказки - для того и другого.
Оставаясь постоянной составляющей человеческого общества, народная педагогика отражает педагогические идеи и определяет традиционные воспитательные сред-ства различных этапов развития общества.
В средствах народной педагогики можно выделить два аспекта: со-держательный и прикладной, т. е. воспитательную идею и воспитательное значение.
Наиболее важным в наши дни представляется рассмотрение средств народной педагогики, несущих идею самореализующейся творческой личности и дающих знание о способах приобщения к самостоятельной творческой деятельности.
Этнопедагогику можно было бы в общем и целом представить как историю и теорию народного воспитания. Волков Г.Н. Педагогика жизни. - Чебоксары, 1989.
Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций.
Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.
Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.
Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта.
Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ее опорой и основой. Я.А. Коменский на основе обобщения опыта домашнего воспитания в трудовых семьях выдвинул и разработал идею «материнской школы», цель которой - все семьи поднять до уровня лучших семей, где разумнее всего поставлено воспитание.
При обосновании принципа природосообразности великий педагог также учитывал народный опыт. Некоторые дидактические правила даны им в форме народных афоризмов, а в ряде случаев народные афоризмы составляют какой-то элемент дидактических положений.
1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII в.в. - М., 1985.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика.-Чебоксары, 1978.
3. Волков Г.Н. Педагогика жизни. - Чебоксары, 1989.
4. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М., 1990.
5. Педагогика / Под ред. И.П.Пидкасистого. - М., 1996.