В эстетическом воспитании средствами физической культуры проступают такие черты, как мас-совость эстетического воспитания, высокие требования к нему, возрастающая роль общественности в эстетическом воспитании трудящихся, органические сочетание спортивного мастерства и массовой физической культуры. С детских лет следует приучать ребёнка к чистоте и аккуратности одежды, соблюдению чистоты, красоты и уюта в там помещении. где он находится. Всё, что окружает ребёнка, подростка, может воспитывать эсте-тические вкусы. Важнее воспитывающее значение имеет красота мест спортивных занятий. В нашей стране масса спортивных сооружений: Дворцов спорта, бассейнов, стадионов, манежей, теннисных картов, катков, и т.д. Многие из них прекрасны в архитектурном отношении, в них минога света и воздуха. Выступления на таких спортивных площадках гармонично развитых спортсменов с их фигурами, лёгкими и лавками движениями создает большое эстетическое впе-чатление (Н.М. Глушак, 1974).
1.2.Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим
Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание простоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма (А.А. Адаскина, 1999).
Эстетическое воспитание включает в себя все стороны духовной жизни формирующейся личности, позволяет также правильно понимать и оценивать прекрасное, стремится к нему.
Человек с развитым эстетическим вкусом, как правило, стремится создавать эстетические ценности, осуществляя эстетическую деятельность, которая в различных формах широко представлена в физической культуре и спорте (Н.С. Бервинова, 1977).
Связь физического и эстетического воспитания основана на единстве их цели - формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического материала.
Из содержания эстетического отношения к действительности вытекают общие задачи эстетического воспитания:
I. Воспитание эстетических потребностей, т.е. сознательного стремления к прекрасному.
2. Воспитание эстетического восприятия и чувства, т.е. способности воспринимать и переживать прекрасное. Эстетическое восприятие эта своеобразный вид "живого созерцания" действительности. Оно требует установления чувственного контакта с предметами и явлениями, окружающего мира.
3. Восприятие эстетических понятий, вкусов, оценок и суждений, т.е. способности не только воспринимать, и оценивать и понимать прекрасное. Эстетический вкус предлагает и развитие способности создавать прекрасное.
4. Восприятие эстетических идеалов т.е. правильного понимания и активного стремления к тому образу современной жизни и современного человека, который является характерным для нашего общества.
5. Развитие творческих эстетических способностей в различных видах деятельности.
Эстетическое воспитание призвано формировать у людей эстетические потребности. При этом, важно не только сформировать способности наслаждаться, понимать красоту в ее многообразных проявлениях, но и главным образом воспитать способность воплотить ее в реальных действиях и поступках (схема 1). Занятия физической культурой представляют широкие возможности для этого (Ж. К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2000).
Схема 1.
В процессе физического воспитания решаются как общие, так и специальные задачи эстетического воспитания.
Специальные задачи - это воспитание эстетических чувств, вкусов, понятий имеющих непосредственное отношение к физкультурной, спортивной деятельности правильного понимания внешней и внутренней красоты человека исходя из единства эстетического и этического, нравственного: понимания физического совершенствования как процесса, в основе которого лежит достижение цели гармонического развития личности: понимание красоты спортивного поведения, спортивного зрелища, спор-тивных традиций и т. д.
Для решения как общих, так и специальных задач эсте-тического воспитания в процессе занятий физической культурой и спортом преподаватель, тренер должны быть вооружены знаниями, должны глубоко разбираться в законах прекрасного, знать особенности эстетического воспитания и чувства, испытываемого человеком в процессе спортивной деятельности (Г.И. Королева, Г.А. Петрова, 1984).
К средствам эстетического воспитания в процессе двигательной деятельности относятся:
разнообразные виды самого ФВ, где преподаватель может указать своим учеником на моменты прекрасного.
праздники, выступления;
природные и гигиенические условия;
обстановка на занятиях использования музыки и произведений искусства…
Эстетическое воспитание в процессе ФВ характеризуется следующими методами:
эмоционально - выразительное объяснение ФУ, образное слово;
технически совершенный и эмоционально - выразительный показ упражнения, который вызывает чувство восхищения;
вдохновляющий пример в действиях и поступках;
практическое приучение к творческим проявлениям красоты в двигательной деятельности в процессе занятий ФУ (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2000).
Известно, что эстетика как наука изучает широкий круг явлений: различные проявления эстетического (прекрасное, возвышенное, героическое, трагическое и комическое), их отражение в сознании людей в эстетических восприятиях, представлениях, идеалах, взглядах, теориях, эстетическую деятельность людей, в ходе которой создаются эстетические ценности и т.п. (В. Кирсанов, 1984).
Мир эстетических явлений физической культуры очень сложен и многообразен. Прежде всего, он включает в себя определенные эстетические ценности, стороны и аспекты физической культуры, которые в определенных условиях приобретают эстетическую значимость для человека, вызывают у него эстетические чувства, эстетическое удовольствие, оцениваются им с особой, эстетической, точки зрения. Эстетическая оценка существенным образом зависит от развитости у человека эстетических взглядов, теорий, которых он придерживается, эстетические категорий, на которые он опирается в ходе познания и преобразования явлений физической культуры. Человек с развитым эстетическим вкусом имеет эстетические потребности, стремиться создавать эстетические ценности, осуществляя эстетическую деятельность (Е.А. Маймин, 1982).
Предметом изучения эстетики физической культуры может являться - эстетическое содержание и эстетические ценности; законы сознания, отражающие физическую культуру с эстетической точки зрения; формы эстетической деятельности человека в области физической культуры и спорта (Сараф М.М., Столяров В.И., 1986).
1.3. Компоненты эстетического воспитания в процессе обучения на уроках физической культуры
Эстетическую культуру школьников будут характеризовать ниже перечисленные компоненты.
Прежде всего, это достаточная широта эстетических представлений в связи с различными явлениями окружающей действительности и в связи с занятиями физической культурой и спортом. Эти представления являются предпосылкой к полноценному восприятию, осмысливанию и освоению многообразных эстетических проявлений. Широта эстетических представлений, понятий и суждений является необходимым условием осознания и относительной устойчивости критериев эстетической оценки (Н.С. Бервинова, 1977) .
Человека с высокой эстетической культурой характеризует и достаточно высокий эстетический вкус, свидетельствующий о духовном богатстве данной личности. Хорошо развитый эстетический вкус действует как весьма важное условие восприятия, освоения и оценки прекрасного и безобразного в окружающих явлениях действительности.
Одним из наиболее главных показателей эстетической культуры личности будет являться эстетика деятельности, выражающаяся во внешнем виде, поведении, поступках и отдельных действиях занимающихся. Все названные компоненты эстетической культуры должны развиваться и совершенствоваться в процессе эстетической подготовки учащихся (Т.В. Бакшева, 2001).
Остановимся немного конкретнее на восприятии окружающей действительности. Потому как учителю физической культуры во взаимодействии с учеником сопутствует и неотъемлемый психологический компонент - способность к восприятию.
Восприятие основывается на живом созерцании, представляет собой отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств человека. В эстетическом восприятии потребность взять предмет во всей его целостности и неповторимости, во всем многообразии и своеобразии его свойств, требует очень дифференцированных впечатлений. Здесь особое значение имеет тонкая чувствительность к цвету, звуку, форме, только она обеспечит богатство видения, постижения степени развития предмета. На основе чувствительных анализаторов базируется способность воспринимать целостные характеристики предмета - гармонию и дисгармонию частей и свойств, меру и конкретные проявления их (симметрию, пропорции, ритм, гармоничное цветосочетания и противоположное им). Без этой способности нельзя определить степень совершенства предмета и создать эталонные образы совершенства, необходимые для оценки воспринятого. Совершенство всегда целостная характеристика предмета, максимальное единство его формы и содержания (О. Буткевич, 1979).
На качестве эстетического восприятия сказывается способность ассоциировать, сопоставлять воспринимаемое с сохраненными памятью образами представления, со знаниями. Именно это обеспечивает опознание человеком предмета уже по отдельным свойствам и создание предметного образа, более богатого по содержанию, чем совокупность ощущаемых свойств, и более богатого, чем общее представление. В образе происходит некоторая перестройка содержания предмета за счет личного опыта, «наполнение» предмета новой жизнью через представления и воображение воспринимающего. Благодаря этой интерпретации предмета содержание образа в известной мере субъективное. Чем богаче у человека запас эстетических представлений и знаний, чем более развита способность ассоциирования образов восприятия с ними и с явлениями, ранее оцененными, особенно из других сфер действительности, тем быстрее, точнее, истиннее человек оценит красоту воспринимаемого (Е.А. Маймин, 1982).
Еще в глубокой древности люди среди других интересных и ценных свойств действительности выделили красоту. В эстетике существует точка зрения, отождествляющая красоту с цветом, симметрией, пропорцией, гармонией и т. п. Красоту нельзя определить ни без объекта, ни без воспринимающего его субъекта. Важным является умения различать подлинные ценности. Подлинная красота - значение предмета по отношению к эстетической потребности, которая выражает ведущие тенденции развития общества (А.Б.Щербо, Д.Н. Джола, 1980).
В соответствии с эстетикой (Н.С. Бервинова, 1977) физическую красоту человека необходимо рассматривать с двух сторон - внешней и внутренней..
Внешняя (телесная) организация человека объемлет все то, что характеризует формы и типы телосложения. Основы ее разрабатывались преподавателями различных научных школ и течений. Стремление определить внешние структурные признаки прекрасного в человеке через « форму» (Л.Сакетти,1905; Д.Дидро,1936), «гармонию» (Г.Демени.1915), тщательная разработка канонов человеческой красоты, основанных на математическом соотношении частей тела, - все это особые подходы к решению проблемы телесной красоты человека. Красота человеческого тела - есть продукт социально-трудовой, а не только естественно-биологический.
Страницы: 1, 2, 3, 4