Другое теоретическое исходное положение теории эстетического воспитания состоит в признании непреходящего значения и духовной ценности для человека возвышенного, прекрасного, изящного.
Третье теоретико-методическое положение заключается в необходимости гармоничного решения комплекса задач в процессе преподавания искусства детям: художественно-эстетического и идейно-нравственного воспитания; обучения умениям и навыкам, обеспечивающим возможность вовлечения учащихся в активную художественно-творческую деятельность; развития физических и духовных сущностных сил и творческих способностей. Цель эстетического воспитания -- формирование у школьников нравственно-эстетического гуманистического идеала всестороннего развития личности, умения видеть, чувствовать, понимать и творить красоту. Ее достижение обеспечивает художественно-эстетическое развитие детей, становление их подлинно художественного вкуса, продуктивного образного мышления. В художественном образе как форме мышления сосредоточивается богатая информация о природе, обществе, общественных отношениях, общественном сознании. С помощью художественных образов человек мыслит, приходит к новым обобщениям и заключениям, хранит идейно богатую информацию.
Эстетическое воспитание детей осуществляется путем разрешения объективных противоречий и субъективных несоответствий. Основное противоречие обусловлено тем, что природа с рождения закладывает в ребенке задатки и возможности постижения красоты, эстетического отношения к действительности и искусству. Вместе с тем эти задатки и возможности в полной мере могут быть реализованы только в условиях целенаправленного, организованного художественно-эстетического образования и воспитания. Пренебрежение целенаправленным эстетическим развитием детей оставляет их глухими к подлинным духовным художественно-эстетическим ценностям. Поток художественно-эстетической, а вместе с ней и антихудожественной информации захлестывает необразованных молодых людей. Они доказываются неспособными разобраться в качестве этой информации, дать ей критический анализ и правильную оценку. Одновременно обнаруживается несоответствие между необходимостью осуществления всеобщего эстетического воспитания и слабостью материальных и кадровых возможностей школы.
Противоречия, и несоответствия снимаются в результате всесторонней организации и осуществления системы эстетического воспитания. Основными механизмами, приводящими в действие эту систему, являются развитое эстетическое восприятие и познание художественно-эстетических явлений; духовное общение на основе произведений искусства; художественно-творческая деятельность, развивающая способности детей и формирующая у них художественное видение мира.
В основе организации системы эстетического воспитания лежит ряд принципов. Всеобщность эстетического воспитания и художественного образования обусловлена тем, что взрослые и дети постоянно взаимодействуют с эстетическими явлениями в духовной жизни, повседневном труде, общении с искусством и природой, в быту и межличностном общении. Везде и всегда сопровождает их красота и безобразное, трагическое и комическое. Из этого следует, что не может быть всесторонне, гармонично развитого человека без эстетической грамоты, идеалов, эстетического развития и художественной образованности, без умения в работе доводить качество продукции до эстетического совершенства. Поэтому всеобщность и обязательность эстетического воспитания и развития буквально всех детей являются важнейшим условием формирования социально активной личности в детском возрасте, ее подготовки к духовной жизни и труду.
Организация системы эстетического воспитания основывается также на принципе комплексного подхода ко всему делу воспитания. В эстетическом воспитании школьников различные виды искусства взаимодействуют между собой, комплексно воздействуют на ребенка. Это взаимодействие осуществляется в результате тесных межпредметных связей в преподавании литературы, изобразительного искусства и музыки. Эстетическое воспитание осуществляется комплексно также за счет раскрытия красоты науки, труда, физической культуры, эстетики отношений и быта.
Система эстетического воспитания опирается на принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с жизнью, практикой обновления общества, с процессом формирования мировоззрения и нравственности школьников. Демократизация общества -- источник красоты и нравственности-. Эстетические явления подлинно человеческой жизни и высокого искусства, органично связанные с преобразуемой жизнью, формируют эстетическое отношение к действительности. Принципом системы эстетического воспитания является идея сочетания классных, внеклассных, внешкольных занятий, различных форм воздействия искусством че-, рез средства массовой информации. На уроках по предметам эстетического цикла учащиеся усваивают лишь самые общие основы искусствоведческих знаний и приобретают первоначальные навыки художественно-творческой деятельности. Урок искусства в школе дает направление, определяет основные линии идейно-художественного воспитания и творческого развития ребенка. Параллельно с классными занятиями дети получают художественную информацию из средств массовой коммуникации; имеют широкие возможности для творческой самодеятельности и самовыражения. Эффективное, использование всех источников и спонтанных интересов школьников в целях их эстетического воспитания возможно тогда, когда программы внеклассной работы, формы и методы их свободно избранной художественной деятельности тесно смыкаются по целям и содержанию с программами урочных занятий.
Органическая взаимосвязь эстетического и общего становления личности ребенка обусловливает необходимость принципа единства художественного и общего психического развития детей. Художественно-эстетическая деятельность школьников обеспечивает интенсивное развитие их воображения, эмоциональной сферы, образной и логической памяти, речи, мышления. В процессе занятий искусством ребята приводят в движение все умственные силы и применяют образующиеся и крепнущие способности в учебной, трудовой, игровой и любой другой деятельности. В свою очередь способности, приобретаемые учащимися в общественно полезной, умственной, физической работе, широко используются в области художественно-эстетической.
Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, очерков, рецензий знакомит детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, ре.; самовыражения детей. Это достигается, когда художественная самодеятельность является не репродуктивной, не подражающей западным образцам, а тесно связанной с активным художественным творчеством на народной основе.
Принцип эстетики всей детской жизни требует организации отношении, деятельности, общения школьников по законам красоты, приносящей им радость. Для ребенка все имеет воспитательное значение: убранство помещений, опрятность костюма, форма личных отношений и общения с товарищами и взрослыми, условия труда и характер развлечений. При этом важно вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты собственной жизни. Красота, в созидании которой ребенок принимает участие, кажется ему особенно привлекательной, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным ее защитником и пропагандистом. Поддержание красоты во всем, ставшее в коллективе прочной традицией, является условием не только эстетического воспитания, но и воспитания в целом.
Система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы строится на основе принципа учета возрастных психолого-педагогических особенностей детей.
Важную роль в системе эстетического воспитания играет труд. Производство, особенно в условиях радикальной экономической реформы, не может игнорировать растущие эстетические потребности и вкусы людей. Не отвечающие эстетическим требованиям товары морально-эстетически устаревают еще в процессе производства, залеживаются в магазинах, на складах, превращаются в недвижимый, омертвленный капитал, лишающий предприятие возможности существовать на основе хозрасчета и самофинансирования. Затоваривание связано также и с тем, что некоторые оригинально исполненные изделия прикладного искусства -- керамические вазы, женские украшения, ковры, посуда -- не привлекают внимания покупателей из-за обедненности их собственных художественных представлений и воображения. Органическая взаимосвязь труда и красоты, производства и потребления требует вовлечения школьников в труд, отвечающий современным эстетическим критериям. В таком труде осуществляется художественно-эстетическое воспитание будущего участника рыночного производства -- потребителя товаров и духовно-эстетически развитого члена общества.
Большое место в эстетическом воспитании школьников занимает красота природы. Заинтересованное отношение к ней появляется у детей, когда они обретают способность любоваться и очаровываются ее красотой. В процессе эстетического переживания ребята самозабвенно и глубоко отдаются этому удивительному состоянию восторга и благоговейного умиления.
Эстетическое, духовное отношение школьников к природе рождает и развивает у них нравственное отношение к ней. Дети постепенно приходят к пониманию того, что доброе отношение к природе заключается в сохранении приумножении ее богатства и красоты. Нанесение природе ущерба, загрязнение окружающей среды, расхищение ее богатств есть величайшее зло. Природа способствует пробуждению у ребенка высокой нравственности, связывая в его сознании образ Родины с неповторимой красотой родной земли. Так, эстетическое отношение к природе развивает в детях нравственность, а нравственное отношение к ней обогащает их духовный мир.
2.3 Эстетическое воспитание на уроках природоведения
«Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить о ней»,-- так писал более ста лет тому назад Л. Н. Толстой. Вот только природа во времена Толстого окружала людей совсем другая, чем та, среди которой живем мы. Реки тогда спокойно несли в океан свою прозрачную, чистую воду, леса стояли дремучие, а в голубом небе ничто не нарушало тишины. Совсем недавно мы поняли, что всего этого -- чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных степей, зверей и птиц -- становится все меньше и меньше.
Этот прекрасный мир ощущает на себе и добрую руку человека, ведомого разумом, и руку неразумного глупца; словом, и тех, кто улучшает мир живого, и тех, кто подавляет этот мир, подталкивает саму жизнь в тупик. Великое сообщество людей, которых на планете теперь более 5 миллиардов, предстает сегодня и как сила созидающая, и как сила разрушительная, в постоянном борении Добра и Зла.
Современные проблемы взаимодействия общества и природы поставили ряд новых задач перед школой и педагогикой. Причины экологического кризиса нужно искать не только в сфере экономики, но и в сознании людей. И чтобы избавиться от угрозы грядущей мировой катастрофы, необходимо изменить отношение людей к другим людям, к самим себе.
Сегодня преступно уже не только уничтожение природы, но и бездействие перед надвигающейся катастрофой. Ученые утверждают: чтобы довести земную цивилизацию до краха, вовсе не обязательно затевать войну; вполне достаточно просто жить так, как живем сейчас.
Одна из задач современной школы -- сотворение человека, великодушного к людям и природе, способного любовью и своей положительной деятельностью сберечь мир, который уже не может уцелеть сам по себе, без нашей помощи и любви.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6