Рефераты. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства на уроках музыки

Слушая народную и классическую музыку ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений.

В процессе знакомства с русским народным творчеством дети осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, восхищения природой.

Для работы с учащимися, в произведения фольклора включаются доступные детям явления, выражаются разнообразные эмоции, используются различные средства музыкальной выразительности, ярко передающие образ произведений, влияющие на духовно-нравственное развитие.

Познания детьми выразительных возможностей народной музыки представлены в мотивах, мелодиях, подражающих реальному звучанию окружающего. Знакомя детей с народной музыкой, обязательно нужно раскрывать художественный образ, добиваться того, чтоб он дошёл до внутреннего мира каждого ребёнка.

Цель занятий с детьми народной музыкой не только познакомить с образцами фольклора (прибаутками, небылицами, скороговорками, игровыми и плясовыми песнями, играми и хороводами), но и привить любовь к родной природе, чувствовать её, соприкасаться с ней, эмоционально переживать. Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков. Очень любят дети небылицы, в которых развиваются события совершенно нереальные. Они развивают у ребёнка чувство юмора, а также логическое мышление. Знакомство с традициями и историей народной музыки обуславливает творческий, познавательный, духовно-нравственный и увлекательный характер процесса музыкального развития детей и его результативность.

Народная музыка, народная сказка, былины, сказания легли в основу многих произведений великих русских композиторов: как М.И. Глинка, П.И Чайковский, М.П. Мусорский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, оркестровые произведения Анатолия Лядова: "Баба-Яга", "Волшебное озеро", "Кикимора", "Танец амазонки", "Из Апокалипсиса", "Скорбная песнь",и т.д.

Дети в младшем школьном возрасте предпочитают классическую музыку, потому что в начальных классах на уроках звучит много музыкальной классики (Бетховен, Шуман, Чайковский, Прокофьев, Кабалевский и др.). Сколько композиторов классиков внесли свой вклад в мировую копилку духовно-нравственного развития детей своими произведениями. П. Чайковский - «Детский альбом». Его произведения заставляют детей переживать все эмоции: «Болезнь куклы» - первая по-настоящему печальная пьеса в цикле. В трогательной мелодии слышатся как бы стоны, мольба.

«Утренняя молитва» - пьеса - образец музыкального выражения покоя и возвышенного созерцания. В музыке слышится звучание детского хора. Мелодия соткана из живых как бы говорящих интонаций. Светотени гармонического развития помогают почувствовать в музыке оттенки душеных волнений, следовать за тончайшими нюансами в сменах настроений.

«Зимнее утро» - призрачно-просветленная музыка рисует туманное морозное утро.

Музыка, как всегда у Чайковского, развивается очень естественно, потому она легко воспринимается и запоминается - все эти произведения высоко-духовного содержания, раскрывающие перед ребёнком мир прекрасного, нравственного.

Песня открывает перед ребенком красоту мира. В начальных классах дети слушают музыку природы, которая является важнейшим источником эмоциональной окраски слова, ключом к пониманию и переживанию красоты мелодии. Слушая музыку природы, дети эмоционально готовятся к хоровому пению. Важно добиться того, чтобы они различали в природе музыку, созвучную песне, которую мы будем петь. Представьте, если недалеко от школы есть прекрасный уголок, где вечернее небо отражается в зеркальной глади пруда, с луга доносится пение птиц; звонкой песней кузнечики встречают вечернюю прохладу. Здесь можно слушать музыку природы перед тем, как разучить песню украинского композитора Я. Стенового "Зоре моя вечерняя". В этой песне прекрасно передано восприятие красоты вечерней зари. В ее мелодии дети улавливают музыку, которая очаровывает в тихие летние вечера. Здесь же, в этом уголке, можно и разучить эту песню. А потом исполняя песню в классе пробуждаются воспоминания о красоте вечерней зари. В лесу можно слушать музыку солнечного полдня. Тихо шелестят листья на высоких деревьях, стучит дятел, где-то туркочет дикая голубка-горлица, слышно кукование кукушки. Чувства, навеянные этой музыкой, открывают перед детьми красоту песни А. Аренского "Кукушка". С большой любовью ребята поют хором "Колыбельную" В. Моцарта, чешскую народную песню "Сорока", "Детскую песенку" П. Чайковского, "Идет коза рогатая" Н. Шпейера, "Осеннюю песенку" Д. Васильева-Буглая, польскую песню "Пение птичек", "Песню лисички" Н. Лысенко, "Песню про чибиса. У детей появляются любимые произведения: "Летите, голуби, летите" И. Дунаевского, "Колыбельная" В. Моцарта, "Песня о маме" О. Сандле-ра, украинские народные песни "Розлилися води", "Ой, на горi та и женцi жнуть", "Подоляночка", русские народные песни "Ходила младешенька по борочку", "Ах, улица широкая", "Сад", белорусская народная песня "Ой, пролетели два голубочка", чешская народная песня "Пастушок».

У детей вырабатывается потребность собираться вместе, чтобы попеть. Песня входит в их духовную жизнь, придавая яркую эмоциональную окраску их мыслям, пробуждает чувство любви к Родине, к красоте окружающего мира. Большое впечатление производит на детей украинская народная песня "Ой, на горi та и женцi жнуть". Она пробуждает яркие представления о далеком прошлом нашего народа, о его героической борьбе против захватчиков. Мелодия песни как бы переносит детей в суровую обстановку борьбы за независимость родины, они видят мир таким, каким его видели наши далекие предки несколько столетий назад. Вот на ниве жнецы жнут пшеницу, время от времени мужчины и женщины тревожно посматривают на горизонт - оттуда в любую минуту может показаться враг, и тогда серп надо менять на саблю, защищать родной дом, маленьких детей, лежащих вон там в тени, под снопами. Только песня с ее чарующей мелодией способна донести до сознания и сердца эти картины. Только песня может раскрыть красоту души народа. Мелодия и слово родной песни - это могучая воспитательная сила, раскрывающая перед ребенком народные идеалы и чаяния. Есть такое человеческое качество - тонкость, эмоциональность натуры. Оно выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горя, страдания, несчастья другого человека; совесть заставляет его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка и песня. Эмоциональность натуры, свойственная нравственно и эстетически воспитанному человеку, выражается в том, что сердце становится восприимчивым к доброму слову, поучению, совету, напутствию. Надо, чтобы слово учило жить, чтобы ученики стремились к добру,- для этого нужно воспитывать тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца. Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце важное место принадлежит музыке. Музыка и чувствительность - это проблема, ожидающая глубокого изучения и исследования. Песня утверждает поэтическое видение мира.

Главная цель учителя музыки не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все ученики любили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач учителя начальной школы является воспитание потребности в красивом, которая во многом определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому. "Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого",- гласит старинная украинская мудрость, приписываемая замечательному мыслителю Григорию Сковороде. Зло и подлинная красота несовместимы. Одна из важных задач педагога состоит в том, чтобы, образно говоря, дать в руки каждому ребенку скрипку, чтобы каждый чувствовал, как рождается музыка. В наши дни, когда технические средства записи и распространения музыки приобрели столь универсальный характер, эта воспитательная задача приобретает особый смысл. Не допустить, чтобы молодое поколение стало только потребителем красоты - это проблема не только эстетического, но и нравственного воспитания.

Давая слушать детям классическую музыку мы формируем основы музыкальной культуры. Все это имеет важное значение не только для музыкального, но и для общего развития ребенка, духовно-нравственно становления личности.

Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия ведет к желанию слушать классические музыкальные произведения, рождает творческую активность.

Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка мы формируем основы его духовно-нравственного сознания и музыкальной культуры в целом.

Из всего выше сказанного следует, что классическая и народная музыка оказывает большое влияние на развитие ребенка как личности.

Поэтому необходимо давать слушать классическую музыку не только на музыкальных занятиях, но и во время других видов деятельности ребенка.

Рекомендуется слушать классические произведения разного времени - старинную музыку Вивальди, Генделя, Баха, произведения Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Шумана, Шопена, Глинки и других композиторов - классиков, тем самым формировать у детей эталоны красоты.

Глава 3. Виды музыкальной деятельности, влияющие на духовно-нравственное развитие детей.

3.1 Восприятия музыки как главный фактор духовно-нравственного воспитания

Восприятие музыки - одна из сложнейших проблем, встающих перед учителем музыки. В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке так же даются в опоре на ее «живое» звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей.

Восприятие музыки способствует активизации умственных операций, таких как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного. Для этого хорошо использовать контрастные музыкальные произведения (марш-танец-колыбельная).

Не представляется духовно-нравственное воспитание без слушания музыки, без того, чтобы уже в детские годы у человека не было любимых мелодий таких как: "Песня жаворонка", "Подснежник" П. Чайковского, "Колыбельная" В. Моцарта, "Смелый всадник" Р. Шумана и т.д.

Главное заботиться, о том, чтобы в духовную жизнь детей вошло все лучшее из музыкальных сокровищ человечества (прежде всего украинского и русского народов), чтобы слушание одного и того же произведения давало эстетическое наслаждение, накладывало отпечаток на мышление и эмоциональную жизнь.

Перед слушанием музыки нужен рассказ о той реальной действительности или фантастических картинах, которые отражены в музыкальных образах. Рассказу придаётся большое значение: он как бы настраивает детей на восприятие произведения. Так, перед слушанием "Танца феи Драже" можно рассказать детям старинную сказку Э. Гофмана, сюжетную канву которой композитор положил в основу балета. Яркими, выразительными словами нужно стремиться создать в представлении детей образ доброй феи - легкой, грациозной. Дети слушают музыку, потом рассказывают о том, как они представляют дворец феи. Воображение рисует пруды, фонтаны, тенистые рощи и таинственные пещеры. Фантастические образы пробуждают желание еще раз послушать музыку. Толкование музыкального произведения, особенно неизвестного детям, требует большого такта и высокой педагогической культуры. Никогда нельзя забывать, что язык музыки - это язык чувств; даже народная песня с бесхитростными, порой элементарно простыми словами воспринимается как художественное произведение только благодаря мелодии. Чтобы разъяснить сущность художественных образов музыкального произведения, учитель должен понимать специфику изобразительных средств композитора. Объяснение должно быть своеобразным законченным художественным рассказом, услышанным ребенком из уст учителя. Уже сам по себе этот рассказ должен пробудить чувства, вызвать переживания, создать в воображении яркие картины, ведь красота музыки - могучий источник мысли. Яркие образы, рождающиеся в представлении ребенка под влиянием музыкальной мелодии, оживляют мысль, как бы направляя ее многочисленные ручейки в единое русло. Дети стремятся словами нарисовать то, что создало воображение, что они чувствуют.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.