Мудрость для второклассников олицетворяется в человеке, который «все знаете умный», «сильный», «умеющий принять правильное ре-шение» и при этом он часто «очень старый». Некоторые отвечающие охарактеризовали «мудрость» как «хвастунство».
Существуют ли различия в объясне-ниях первоклассников и второклас-сников понятий «дружба», «зло», «добро», «свобода»? В отношении дружбы в ответах начинают дифферен-цироваться конкретные признаки: «это когда доверяешь другому», «ког-да общаешься часто с кем-то и веришь ему», «это союз единомышленников», «это такая связь с человеком, когда хоть иногда ссоришься, но все равно дружишь».
Зло толкуется с точки зрения при-чинения вреда: «делают плохое», «обижают маленьких», «отобрали мяч», т.е. сохраняется связь с конк-ретным действием. Сохраняется связь и с плохим (злым) человеком, и исчезают ответы, связанные только с эмоциональной оценкой данной кате-гории.
В понимании добра существовавшая между девочками и мальчиками раз-ница нивелируется. Второклассники связывают данную категорию прежде всего с помощью другому человеку.
Появляются ответы типа: «это когда человек умеет воспринимать чу-жую боль» и «это богатство». Любо-пытно, что Л.С. Выготский в работе «Педология подростка», решая задачу объяснения недиалектичности в мыш-лении подростка, просит испытуемых 13-14 лет определить абстрактные по-нятия, одно из которых - «добро». Анализ высказываний позволил уче-ному сделать вывод о том, что они «ча-ще определяют житейское, практиче-ское значение данного термина: "Доб-ро - это есть нажитое, например хоро-шие серьги, часы, брюки и т.д."... или наконец, "Ценные вещи"» [1, с. 70]. В нашем случае возраст испытуемых составил 8-9 лет. Но тем не менее тол-кование добра как богатства встрети-лось в ответах второклассников только в единственном случае.
Как и первоклассники, учащиеся 2-х классов затруднились в объясне-нии категорий «умеренность» и «ми-лосердие».
Динамика содержания этих пред-ставлений заключается в том, что в на-чале младшего школьного возраста наблюдается постепенное оформление интереса к другу, возникает представ-ление об исключительности дружеских отношений, а в конце данного возраст-ного периода дружба выступает как взаимоприятное и бесконфликтное вза-имодействие в совместной деятельно-сти. От 1-го к 2-му классу прослеживается переход от внешних описаний проявления друж-бы («это когда два человека ходят вме-сте») к внутреннему содержанию отно-шений («когда делятся впечатления-ми», «это когда люди доверяют друг другу», «когда есть общие интересы»).
Счастье все реже связывается с по-дарками и праздниками и чаще - толь-ко с радостным, веселым настроением: «это значит веселый от чего-то», «ког-да у человека все хорошо», «жизнен-ная радость», «когда все удается».
Милосердие большинство ответив-ших связали с «добрым сердцем» и «желанием делать добрые дела», с «че-ловеком, который всех жалеет».
Статистика ответов второклассников представлена в табл. 2.
Таблица №2
Понятия
Объяснили
Не объяснили
девочки
мальчики
Кол.
%
1. Счастье
13
100
11
97,95
Нет
0
2,05
2. Свобода
6
88,9
4
89,8
7
11,1
10,2
3.Мудрость
95,2
93,9
4,8
6,1
4.мужество
9
93,7
91,8
2
6,3
,2
5.Умеренность
8
12,7
83,7
3
87,3
16,3
6. справедливость
10
76,2
12
73,5
1
23,8
26,5
7 Дружба
98,4
1,6
8. Добро
9. Зло
95,9
4,1
10. милосердие
60,3
53,1
39,7
46,9
11. Долг
85,7
81,6
14,3
18,4
12. Вина
5
8,2
Приступая к анализу категориаль-ной структуры этического сознания младших школьников, мы, конечно, же учитывали данные исследований педа-гогической психологии о закономер-ностях формирования понятий у де-тей. По итогам проведенной работы можно сделать ряд выводов.
Первый - в процессе жизнедеятель-ности ребенка обязательно формирует-ся категориальная структура духовно - нравственного сознания.
Второй - в целом, в процессе систе-матического школьного обучения и под его влиянием, существует тенденция к «выравниванию» этой структуры.
Третий - существует закономер-ность в развитии нравственного созна-ния, которая может быть обозначена как гетерохронность, т.е. разновре-менность формирования основных понятий.
Четвертый - наличествует противо-речие между провозглашением курса на строительство демократического государства и отсутствием реальных действий, способствующих воспита-нию и формированию граждан, уважа-ющих ценности такого государства (и имеющих верное представление о них)
Заключение
Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.
Последнее предполагает:
1. Выработку понимания жизненной важности морали;
2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);
3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;
4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;
5. Милосердие и любовь к людям.
Средствами нравственного воспитания являются:
1.Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8