Рефераты. Духовно-нравственное воспитание младших школьников

Мудрость для второклассников олицетворяется в человеке, который «все знаете умный», «сильный», «умеющий принять правильное ре-шение» и при этом он часто «очень старый». Некоторые отвечающие охарактеризовали «мудрость» как «хвастунство».

Существуют ли различия в объясне-ниях первоклассников и второклас-сников понятий «дружба», «зло», «добро», «свобода»? В отношении дружбы в ответах начинают дифферен-цироваться конкретные признаки: «это когда доверяешь другому», «ког-да общаешься часто с кем-то и веришь ему», «это союз единомышленников», «это такая связь с человеком, когда хоть иногда ссоришься, но все равно дружишь».

Зло толкуется с точки зрения при-чинения вреда: «делают плохое», «обижают маленьких», «отобрали мяч», т.е. сохраняется связь с конк-ретным действием. Сохраняется связь и с плохим (злым) человеком, и исчезают ответы, связанные только с эмоциональной оценкой данной кате-гории.

В понимании добра существовавшая между девочками и мальчиками раз-ница нивелируется. Второклассники связывают данную категорию прежде всего с помощью другому человеку.

Появляются ответы типа: «это когда человек умеет воспринимать чу-жую боль» и «это богатство». Любо-пытно, что Л.С. Выготский в работе «Педология подростка», решая задачу объяснения недиалектичности в мыш-лении подростка, просит испытуемых 13-14 лет определить абстрактные по-нятия, одно из которых - «добро». Анализ высказываний позволил уче-ному сделать вывод о том, что они «ча-ще определяют житейское, практиче-ское значение данного термина: "Доб-ро - это есть нажитое, например хоро-шие серьги, часы, брюки и т.д."... или наконец, "Ценные вещи"» [1, с. 70]. В нашем случае возраст испытуемых составил 8-9 лет. Но тем не менее тол-кование добра как богатства встрети-лось в ответах второклассников только в единственном случае.

Как и первоклассники, учащиеся 2-х классов затруднились в объясне-нии категорий «умеренность» и «ми-лосердие».

Динамика содержания этих пред-ставлений заключается в том, что в на-чале младшего школьного возраста наблюдается постепенное оформление интереса к другу, возникает представ-ление об исключительности дружеских отношений, а в конце данного возраст-ного периода дружба выступает как взаимоприятное и бесконфликтное вза-имодействие в совместной деятельно-сти. От 1-го к 2-му классу прослеживается переход от внешних описаний проявления друж-бы («это когда два человека ходят вме-сте») к внутреннему содержанию отно-шений («когда делятся впечатления-ми», «это когда люди доверяют друг другу», «когда есть общие интересы»).

Счастье все реже связывается с по-дарками и праздниками и чаще - толь-ко с радостным, веселым настроением: «это значит веселый от чего-то», «ког-да у человека все хорошо», «жизнен-ная радость», «когда все удается».

Милосердие большинство ответив-ших связали с «добрым сердцем» и «желанием делать добрые дела», с «че-ловеком, который всех жалеет».

Статистика ответов второклассников представлена в табл. 2.

Таблица №2

Понятия

Объяснили

Не объяснили

девочки

мальчики

девочки

мальчики

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

1. Счастье

13

100

11

97,95

Нет

0

0

2,05

2. Свобода

6

88,9

4

89,8

7

11,1

7

10,2

3.Мудрость

6

95,2

6

93,9

6

4,8

6

6,1

4.мужество

9

93,7

9

91,8

2

6,3

2

,2

5.Умеренность

8

12,7

11

83,7

3

87,3

2

16,3

6. справедливость

10

76,2

12

73,5

1

23,8

1

26,5

7 Дружба

13

98,4

11

93,9

0

1,6

0

6,1

8. Добро

13

98,4

11

89,8

0

1,6

0

10,2

9. Зло

13

93,7

11

95,9

0

6,3

0

4,1

10. милосердие

8

60,3

9

53,1

3

39,7

2

46,9

11. Долг

7

85,7

6

81,6

4

14,3

7

18,4

12. Вина

7

85,7

5

91,8

6

14,3

6

8,2

Приступая к анализу категориаль-ной структуры этического сознания младших школьников, мы, конечно, же учитывали данные исследований педа-гогической психологии о закономер-ностях формирования понятий у де-тей. По итогам проведенной работы можно сделать ряд выводов.

Первый - в процессе жизнедеятель-ности ребенка обязательно формирует-ся категориальная структура духовно - нравственного сознания.

Второй - в целом, в процессе систе-матического школьного обучения и под его влиянием, существует тенденция к «выравниванию» этой структуры.

Третий - существует закономер-ность в развитии нравственного созна-ния, которая может быть обозначена как гетерохронность, т.е. разновре-менность формирования основных понятий.

Четвертый - наличествует противо-речие между провозглашением курса на строительство демократического государства и отсутствием реальных действий, способствующих воспита-нию и формированию граждан, уважа-ющих ценности такого государства (и имеющих верное представление о них)

Заключение

Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

Последнее предполагает:

1. Выработку понимания жизненной важности морали;

2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);

3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;

4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;

5. Милосердие и любовь к людям.

Средствами нравственного воспитания являются:

1.Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.