На скорость образования двигательных навыков влияет психологическая установка (осознание поставленных задач, мотивов деятельности), также положительные эмоции на занятиях (15, с.ЗЗ).
В формировании двигательного навыка исследователи Н.А.Бернштейн и П.К.Анохин выделяют три стадии. Эти физиологические закономерности представлены в такой последовательности: I стадия - иррадиация; II -специализация и III стабилизация условно-рефлекторного акта.
Iстадия - формирование двигательного навыка, короткая по времени. Она направлена на создание первоначального умения. Для нее характерно широкое иррадиирование процесса возбуждения и недостаточное внутреннее торможение при ознакомлении ребенка с новым движением.
IIстадия - более продолжительна по времени. Она характеризуется многократной повторяемостью движения, в результате чего правильность разучиваемого движения постепенно улучшается. Происходит уточнение отдельных двигательных рефлексов и всей системы в целом. На этой стадии ребенок проявляет большую осознанность задач и своих собственных действий.
IIIстадия - стабилизация навыка, уточнение динамического стереотипа. Ребенок овладевает навыком. Его движения становятся экономичными, свободными, точными и раскованными.
Обучение двигательным действиям требует физического, а также интеллектуального и волевого напряжения. Создание эмоционально положительного отношения ребенка, спокойной обстановки при выполнении двигательного задания играет важную роль в решении обучающих задач. Ничто не должно отвлекать ребенка во время обучения. (13, с. 96-98)
При обучении большое значение имеют эмоции, интерес и сознательное отношение детей к своей деятельности. Интерес к содержанию разучиваемых двигательных упражнений, увлекающая детей методика вызывают эмоциональный подъем. Формирование двигательных навыков у детей требует учета индивидуальных типологических особенностей нервной системы, оказывающих влияние на темп их усвоения, приобретения двигательного опыта, уровня развития физических качеств и двигательных навыков.
Обучение требует умственного, физического и волевого напряжения поэтому необходима спокойная обстановка и эмоционально - положительное состояние психики детей. И.А.Павлов утверждал, что образование новых временных связей происходит эффективно, когда кора больших полушарий мозга свободна от посторонних раздражителей извне, т.е. когда ничто не отвлекает внимание ребенка во время обучения. Следовательно, только в условиях обеспечивающих сосредоточенность внимания и восприятия детей обучение дает наиболее эффективные результаты.
Таким образом, процесс формирования двигательных навыков у дошкольников имеет определенную закономерность и педагогу необходимо соблюдать ряд условий на каждой стадии формирования навыка.
1.3 Этапы обучения двигательным навыкам
В теории физического воспитания двигательное умение определяется, как степень владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи. (3, с.28)
Двигательный навык - это степень овладения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизировано, и действия отличаются высокой надежностью (3, с.83).
Формирование двигательного навыка представляет собой процесс образования динамического стереотипа при взаимодействии 1-й и 2-й сигнальных систем с преобладающим значением 2-й сигнальной системы. (3, с. 83)
Процесс обучения двигательным навыкам проходит в определенной последовательности и системе. Исследования особенностей поэтапного разучивания движений с ребенком дошкольного возраста проводились А.В.Кенеман, Э.Я.Степаненковой, И.В.Полтавской и другими педагогами. Ими выделено 3 этапа обучения двигательным навыкам 1) первоначальное разучивание; 2) углубленное разучивание; 3) закрепление навыка и совершенствование техники. (13, с.99)
Первоначальное разучивание. На первом этапе ставится задача создать целостное представление о движении и сформированность умения выполнять его в общих чертах (освоить основу техники). При этом наблюдается излишнее мышечное напряжение, неточность в выполнении движения, отсутствие слитности между его элементами.
Углубленное разучивание. Задача второго этапа - создать правильное представление о каждом элементе техники движения, выработать умение четко и слитно выполнять их.
Закрепление навыка и совершенствование техники. Задача третьего этапа -- закрепление приобретенного умения в навык, а также выработка умения применять его в различных условиях, изменяющихся ситуациях (в соревновательной, игровой форме). На данном этапе продолжается совершенствование техники движений. (15, с. 33)
Следовательно, этапы обучения физическим упражнениям - это педагогический процесс взаимной деятельности воспитателя и ребенка, направленный на освоение последним двигательного действия. (16, с. 19)
Исходя из процесса усвоения движения, воспитатель использует разнообразные методические приемы. Обучая, он обращает внимание ребенка на правильность выполнения действий, использует словесные поощрения, обращает внимание ребенка на его ошибки. Воспитатель следит за выполнением упражнений каждым ребенком, он подходит к ним дает указания, что позволяет детям осознанно стремиться к качественному и точному выполнению движений.
На втором этапе обучения движениям ребенок уже знаком, педагог предлагает изменить исходное положение. Просит ребенка проанализировать, как выполняют действия товарищи.
Педагог предлагает вспомнить и рассказать, как выполняются упражнения. При этом ребенку дается план-схема. Такое напоминание вызывает идеомоторное представление, ребенок вспоминает последовательность движений и осознанно выполняет. У него активизируется внимание, память, мышление, появляется желание правильно и красиво выполнять движения.
На третьем этапе обучения движений ребенок сознательно воспринимает задание, целенаправленно действует, действия его автоматические, внимание сосредоточенно на качестве движений. У ребенка появляется точность, красота, выразительность движения. Педагог на этом этапе может использовать счет, творческие задания. Для совершенствования двигательных навыков на III этапе обучения детям предлагают выполнить отработанные физические упражнения в форме соревнования. Соревнования используют и как прием, который помогает вызывать у детей положительное отношение к усвоению техники нового движения, и как метод совершенствования двигательных навыков физических способностей, и как средство воспитания морально-волевых качеств.
Таким образом, формирование системы двигательных умений и навыков - одни из задач физвоспитания. И воспитателю необходимо знать закономерности этот процесса, чтобы правильно построить содержание каждого этапа обучения двигательному действию.
2. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Результативность физического воспитания в ДОУ может быть обеспечена единством всех форм.
В совокупности все формы работы по физическому воспитанию представляют собой определенный двигательный режим, который рассматривается как важнейшее условие физического и общего развития детей. Он составляется так, чтобы полностью удовлетворялась естественная потребность ребенка, как в количестве, так и в разнообразии движений. (17,с.97)
Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей. Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организм а, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку.
Модель двигательного режима представляет собой рациональное сочетание разных видов занятий по физической культуре, которая сочетает целый комплекса оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий.
Систему организации физвоспитания в специальных ДОУ можно представить в виде таблицы, которую предложила Мастюкова.
Все звенья в этой системе тесно взаимосвязаны, т.к. в каждом звене решаются коррекционные задачи, направленные на устранение недостатков в психофизическом развитии детей. Физкультурные занятия - ведущий элемент этой системы, ее основная форма. И именно на физкультурном занятии происходит обучение детей двигательным навыкам. Закрепляются разученные движения на утренней гимнастике и совершенствуются в подвижных играх, самостоятельных занятиях и на физкультурных досугах. Такая система работы по физическому воспитанию позволит более полно решить задачи по формированию двигательных навыков, обеспечить преемственность разных форм работы с детьми и придавать завершенность педагогическому процессу.
2.1 Роль досугов в обучении детей старшего возраста двигательным умениям и навыкам
Известно, что в результате учебной деятельности, связанной с длительным поддержанием статической позы у детей развивается утомление, падает активность, внимание, понижается восприятие. Выполнение физических упражнений вызывает активную работу мышц, а это в свою очередь усиливает кровообращение и тем самым повышает интенсивность работы сердца, активизирует деятельность нервной системы, повышает тонус своего организма, восстанавливает работоспособность.
Для того, чтобы дети росли здоровыми и жизнерадостными, чтобы были созданы благоприятные условия для решения всего комплекса задач умственного, нравственного и физического их развития, необходимо следить за целесообразным чередованием работы и отдыха, определенной периодичностью занятий умственного характера и физических упражнений, игр, развлечений. Многообразная деятельность детей, насыщенная эмоциональными играми, упражнениями, проводимыми на свежем воздухе в виде развлечений, способствует физической рекреации детей, расслаблению организма после умственной нагрузки, укреплению их здоровья. Полезными упражнениями и в плане всесторонней физической подготовки, и в плане активного отдыха детей являются спортивные игры и упражнения, в основе которых лежат все основные виды движений, выполняемых в самых разнообразных условиях. Эмоциональный фон, интересные действия в спортивных играх и упражнениях рождают положительные эмоции, бодрое, жизнерадостное настроение, создают определенный эмоциональный настрой у детей, что является особенно важным условием активного отдыха.
Организация физкультурных досугов имеет следующие требования: они должны строиться на использовании достаточно усвоенного детьми материала; удовлетворять их интересы, способствовать поддержанию хорошего настроения, доставлять детям радость; давать каждому ребенку возможность проявлять свои способности и умение дружно действовать в коллективе сверстников; приобщать детей к деятельности соревновательного характера, побуждать к самостоятельности и творческому использованию приобретенных знаний, умений, навыков. (7, с. 303)
Таким образом, досуги играют огромную роль для развития двигательных навыков и умений.
2.2 Содержание физкультурных досугов и методики их проведения в старшей логопедической группе
Физкультурный досуг в старшем дошкольном возрасте проводится 2 раза в месяц. Длительность досуга 25-30 минут.
Физкультурный досуг лучше проводить на открытом воздухе, что способствует оздоровлению, а также закаливанию организма детей.
В зимнее время физкультурный досуг проводится на открытом воздухе при температурных условиях, соответствующих гигиеническим нормам данного региона страны. В случаях неблагоприятных условий физкультурный досуг проводится в хорошо проветренном помещении.
В программу физкультурного досуга включаются соревнования по подвижным и спортивным играм, комбинированные и комические эстафеты, аттракционы. Также можно предусмотреть домашнее задание, придумать приветствие соперникам, номера художественной самодеятельности, конкурсы капитанов.
Успех физкультурного досуга во многом зависит от четкой его организации. Прежде всего, надо сформировать несколько команд из детей одной возрастной группы. В каждой группе можно создать 2-3 команды по 8-10 человек, которые выступят во всех видах соревнований или поочередно. В программу физкультурного досуга можно включить игры, как для смешанных команд так и для мальчиков и девочек отдельно. Необходимо принять все меры предосторожности, исключающие возможность травматизма: хорошо оборудовать место для соревнований, проводить их в строгом соответствии с правилами при соскоках с препятствий использовать гимнастические маты, скамейки для болельщиков установить на расстоянии 1-2м от игровых площадок. Лучше не включать б программу бег по узкому бревну, лазанье по канату и спуск с него на скорость. Важно за 2-3 дня познакомить детей с правилами игры, содержанием эстафеты. Тогда дети успеют потренироваться в основных действиях, быстрее поймут суть задания.
Заранее необходимо оборудовать место, где планируется провести игры.
Заранее следует создать судейское жюри, включить в него воспитателей, родителей, детей, освобожденных от соревнований по состоянию здоровья, продумать награждение команд-победителей, собрать заявки от команд, составить протоколы для судей по следующей примерной схеме:
Название
Количество баллов
Общая сумма
команды
игра1
игра II
игра III
игра IV
игра V
баллов
"Ромашка"
2
3
1
11
"Ракета"
9
Можно пользоваться следующей системой оценки: за победу в игре дается 3 очка, ничья 2 очка, поражение 1 очко. Команда, набравшая большую сумму очков, объявляется победительницей.
Включать в физкультурные досуги игры и эстафеты целесообразно лишь такие, которые интересны детям. Тогда ребята внимательно следят за ходом борьбы, "болеют" за свою команду. А вот метание на дальность или прыжки в высоту и в длину давать не стоит.
Интересно проходят со старшими детьми комбинированные эстафеты, в которых дети на каждом этаже выполняют различные задания, преодолевают несложные препятствия.
Подбирая упражнения, надо всегда учитывать возраст детей и их физическую подготовку. Ражно помнить, что в эстафетах чаще всего все задания выполняются на скорость, а это снижает точность движений, ловкость, глазомер.
Физкультурный досуг должен быть насыщен действиями, проходить без пауз лишней траты времени на организацию и продолжаться не более 20-50 минут в зависимости от возраста детей.
Заканчивается физкультурный досуг подведением итогов игр и эстафет. Отмечаются победители, а также дети, судьи, оказавшие активную помощь в проведении физкультурного досуга. (1, с. 125)
Таким образом, методика проведения физкультурного досуга в старшем возрасте имеет свою особенность. Это связано с возросшими возможностями старших дошкольников и с их двигательным опытом.
ВЫВОДЫ
Проведенное исследование показало, что при формировании двигательных навыков дошкольного возраста очень важно соблюдать определенную систему и последовательность - три этапа обучения движениям.
Для совершенствования навыка необходимо создавать такие условия, в которых дети могли усвоенное на физкультурных занятиях движение выполнять в необычной обстановке, в форме соревнований и творческих заданий, с использованием нестандартного физкультурного оборудования
Целесообразно на этапе совершенствования двигательных навыков использовать разные варианты физкультурных досугов, в которые включать движения, хорошо освоенные детьми, но выполнять их на скорость, в новых комбинациях, с усложнением.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ДОСУГОВ
1. Продолжить работу по поиску новых путей и средств в работе по проведению физкультурных досугов.
2. При составлении программы физкультурных досугов обращать внимание на особенности физического развития детей данной возрастной группу, их физическую подготовленность.
3. Воспитатель должен проявлять свою инициативу и творчество, что помогает разнообразно и правильно планировать вариативность игр, развлечений с учетом программ для последующих физкультурных досугов.
4. В содержание досугов включать те виды движений, которые дети разучивали на физкультурных занятиях.
5. Для совершенствования двигательных умений детей необходимо вносить изменения в выполнении освоенных упражнений.
6. Изменять вариативность подвижных игр во время досуга, включая дополнительное оборудование, усложняя правила, сюжет игры.
7. Физкультурные досуги проводить в разных условиях: на берегу водоема, в парке, используя для совершенствования двигательных навыков естественные препятствия - извилистые тропинки, холмистую местность, канавки, ручьи, пни и т.д.
ЛИТЕРАТУРА
Адашкявичини Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. - М.: Просвещение, 1992. - 159с.
В.А.Андерсон, Л.А.Викс, А.С.Жбанова /сост. Ю.Ф.Луури. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. - М: Просвещение, 1991. - 63с.
А.В.Кенеман, Д.В.Хухлаева. теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1985. - 271с.
Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития / Под ред.
Ј мМастюковой. - М.: АРКТИ, 2002. - 192с.
Коррекционная педагогика.
Организация активного отдыха в детском саду // Дошкольное воспитание, 1991, №9.
Т.И.Осокина. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1986.-304с.
Педагогическая практика студентов по курсу "Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста /Под ред. А.В.Кенеман, Т.И.Осокиной.
Н.В.Потехина. Обучение основным движениям на этапе их совершенствования / Под ред. А.В.Кенеман, М.Ю.Кистяковской, Т.И.Осокиной. - М.:
10.Программа воспитания и обучения в детском саду /Отв. Ред. М.А.Васильева. -М.: Просвещение, 1985. - 174с.
Развитие движений ребенка дошкольника /Под ред. Фонарева. - М: Просвещение, 1975. --
Рунова А. Двигательная активность ребенка в детском саду. - М: Мозаика- Синтез, 2002. - 256с.
Э.Я.Степаненкова. Теория и методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 1984. -
14. Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе /Под ред. А.В.Кенеман и Кистяковской. - М.: Просвещение, 1980. -
15. Д.В.Хухлаева. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 1984. - 208с.
Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. - М.: "Академия", 2000. - 176с.
Шебеко В.Н., Ермак Н.Н. Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольника: Практикум. -М.: "Академия", 1999. - 160с.
18.Щербак А. К гармонии через движения / Дошкольное воспитание, 1998, №6.
Страницы: 1, 2