Рефераты. Дистанционное обучение по курсу "История"

Дистанционное обучение по курсу "История"

РЕФЕРАТ

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ»

Дистанционное обучение уже вполне серьезно заявляет о себе как новый, самый современный и перспективный вид образовательного процесса. В этом легко убедиться, посетив одни из компьютерных салонов или просмотрев одно из изданий периодической печати, популяризирующее, наряду с аппаратными средствами и сетью "Internet", мультимедиа продукцию. Так, беглый анализ публикаций в журналах "Домашний компьютер" и "Мир ПК", а также прайс-листов крупных фирм-распространителей компьютерных программ, проведенный нами, показал, что число образовательных программ составляет примерно 70% от общего количества мультимедиа продуктов, выставляемых на потребительский рынок отечественными фирмами-издателями. Сегодня интерес к образовательным программам продолжает расти, их становится все больше и больше, повышаются требования к их качеству, они тестируются экспертами разного уровня: от детской тестовой лаборатории журнала "Мир ПК" до Института информатизации образования РАО.

Решение этих проблем приводит к одному выводу: необходимо развивать познавательную деятельность учащихся. Таким образом, главная цель учителя на уроке создать благоприятные условия для активного развития познавательной деятельности, успех которой в значительной мере зависит от разнообразия познавательного пространства.

Компьютер, а точнее презентации урока смогут решить проблему. С помощью компьютера можно на уроке (не применяя особых материальных затрат, а самое главное - экономя время урока) решить исторические задачи более разнообразными способами.

Для успешного достижения цели необходимо создать гибкую систему, в которой применение компьютерных технологий было бы целесообразно. Поэтому при создании презентации необходимо учитывать следующие моменты: психологические особенности учащихся данного класса; цели и результаты обучения; структуру познавательного пространства; местоположение учащихся; выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного урока; цветовую гамму оформления учебного материала.

Построение компьютерной презентации урока истории на основе психологических исследований учащихся позволяет не только повышать успеваемость, но и способствует развитию интереса к предмету (в этих классах интерес к истории занимает лидирующее положение), а самое важное: формирует у детей ценностное отношение к истории. Как показали результаты психологических исследований, проведенные в классах, где используется данная технология - история как необходимый предмет занимает 3 место после русского языка и математики.

Ученые уже давно пришли к выводу, что гипертекст отвечает глубинным потребностям современного человека. Современное мышление, по их мнению, становится все более нелинейным, и это должно найти свое отражение в формах представления информации, предсказывают, что в предстоящую эпоху нелинейное письмо станет реальным фактом культуры, лишив монополии линейный текст, книгу.

Способности - это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, в данном случае - изучения истории. Они выражаются в быстроте, глубине и прочности овладения методами и приемами учебной

деятельности. Познавательные возможности учащихся связанны с возрастом ученика и соответствующим уровнем исторических знаний и умений, по этому учитель обязан учитывать особенности возрастной психологии при выборе методов работы. Посильное познание в наибольшей степени способствует развитию мышления, воображения, мотивационно - волевой и эмоциональной сфер личности. Учителю очень важно смотивировать ученика к познавательной деятельности. Особенно актуален вопрос о развитии навыков познавательной деятельности на современном этапе развития общества. Для современного этапа развития характерен переход к гражданскому обществу, ориентирующему человека на готовность осуществлять тот или иной выбор. В этой связи в процессе обучения истории целесообразно создавать для учащихся ситуацию выбора, что требует их ознакомления с различными, подчас альтернативными, точками зрения на исторические процессы, факты, события, формирование умения отстаивать свою позицию по разнообразным проблемам истории, что в свою очередь, стимулирует познавательную деятельность учащихся.

Результаты обучения напрямую связаны с тем, насколько развиты у ребенка познавательные способности и мотивация к обучению. Существует огромное множество способов, методов и приемов развития навыков познавательной работы и актуализации обучения, используемые учителем в процессе обучения. Многие исследователи, работающие в области компьютерной дидактики, не делают большого различия между видами учебных материалов, напротив, подчеркивают их сходство на том основании, что как и учебник, компьютерный курс является отображением, схемой, моделью учебного процесса, целей обучения, особенностей изучаемого предмета, психологии усвоения-обучения, стратегий учебных действий обучаемого и обучающих действий преподавателя. Отличительной чертой последнего считают в основном наличие обратной связи.

Спорить с этим совершенно правильным утверждением невозможно -чем точнее дидактический материал (компьютерный или некомпьютерный) отображает учебный процесс, его особенности, тем выше степень его релевантности. Кроме того, с развитием технологии мультимедиа большое распространение получила электронная книга, представляющая материал учебного или познавательного характера в привычном для массового потребителя виде, но на электронной носителе.

Можно согласиться и с мнением, что отличительным свойством компьютерного учебника от традиционного является интерактивность первого, наличие обратной связи, но при этом не надо забывать, что эта особенность ставит автора материалов в новые для него условия. Возможность обеспечения обратной связи - признаваемое всеми преимущество компьютера перед другими средствами обучения, оно позволяет контролировать самостоятельную работу учащихся, предоставлять ему оперативную помощь при выполнении заданий, как минимум, а как максимум, менять в результате анализа учебных действий запланированный изначально ход обучения. Но в то же время эта возможность создает для разработчика множество проблем. Нерешенные, они превращаются в проблему для учащихся.

Реализация возможностей технических и программных средств современных информационных технологий позволяет: обеспечить управление информационными потоками; общаясь с пользователем на естественном языке, осуществлять распознавание образов и ситуаций, их классификацию; эффективно обучать логике доказательств; накапливать и

использовать знания; организовывать разнообразные формы деятельности по самостоятельному извлечению и представлению знаний; осуществлять самостоятельное "микрооткрытие" изучаемой закономерности.

Все вышеперечисленное способствует развитию интеллектуального потенциала индивида, реализует идеи развивающего обучения.

В настоящее время одним из возможных направлений применения компьютеров является использование их в качестве автоматизированных средств для повышения эффективности лекций, а также консультативных пунктов для самостоятельной работы учащихся.

По нашему мнению, дистанционный курс расширяет возможности оптимизации и повышает эффективность учебной деятельности и самостоятельной работы студентов, а с другой - требуют совершенно другого стиля и методики работы со стороны преподавателей. Данный вывод основан на общетеоретических положениях. Компьютерные программы привносят ряд важных положительных воздействий на мышление и память обучаемых, расширяя как их кругозор, так и развивая умения и навыки самостоятельной работы с информацией, придавая приобретаемым знаниям эмоционально-образную насыщенность.

Дистанционное обучение может выполнять полиаспектные функции образовательного и воспитательного рода.

В качестве основных можно выделить следующие:

- привлечения внимания и удержания внимания школьников во время лекций, семинарских занятий;

- актуализации интереса и мотивации изучения учебного предмета учащимися;

- развития образной и ассоциативной памяти и мышления у учащихся;

- формирования умений самостоятельной работы по поиску значимой для обучения и исследования информации;

- развития культуры работы и одновременно оформления своей работы (учебник - образец);

- подготовки учащихся к изучению новой учебной дисциплины. Следует отметить, что мультимедийные учебники способны передавать

учащемуся учебную и управляющую информацию, а также анализировать информацию, поступающую от обучаемого.

Они позволяют реализовать в условиях современного состояния образования, индивидуальный подход к обучаемым с учетом уровня их подготовки, особенностей мышления и памяти.

На современном этапе развития технологий заинтересованному, влюбленному в прошлое ученику доступна любая историческая информация , от многочисленных детских справочников и энциклопедий до телепередач и международной сети "Интернет". Именно поэтому заинтересовать учащихсяпрежними средствами и приемами удается далеко не всегда.

В этой связи многие методисты и учителя истории предлагают вынести на первый план задачу "оживления" исторического процесса, наполняя его чувствами, переживаниями, страстями, придавая эмоциональную окраску историческим событиям. Учитель творческий, мыслящий просто обязан показать исторический процесс не только как сухие факты: цепочку войн, переворотов, революций, изобретений, но и путь эмоциональных, а иногда и драматических, взлетов и падений человечества на протяжении развития и совершенствования. Хорошо продуманная и организованная работа, направленная на решение этого вопроса позволит не только мотивировать познавательную деятельность школьников, но и позволит воспринимать историю как нечто живое.

Одним из методов "оживления" истории выступают познавательно -развивающие вопросы, в результате ответа на которые учащиеся не просто воспроизводят изученный ранее материал, а как правило самостоятельно

приходят к необходимым выводам, пишут историю. Практика показывает, что "средний" ученик, услышав, что учитель собирается задать ему репродуктивный вопрос, не всегда подготовленный, настораживается. А ! после неправильного ответа, даже при вежливой реакции учителя, может и вовсе замолчать, а как следствие снизиться познавательная активность ученика. Поэтому составлять познавательные вопросы необходимо таким образом, чтобы их с нетерпением встречали и радовались как долгожданной новой игрушке с одной стороны, и с другой не ответить на которые совсем было бы просто невозможно, и наконец, чтобы даже неправильный, неточный ответ не понижал, а напротив повышал познавательную активность ученика.

При этом следует помнить, что данный вид деятельности будет стимулировать познавательную деятельность учащихся только в том случае, если:

1. формулировка вопроса будет достаточно лаконична и ясна;

2. в тексте вопроса будет присутствовать "ниточка" к ответу (ключевое слово, дополнительная конкретизация, ссылка на известное и т.п.), потянув за которую учащиеся быстрее приходят к правильному ответу;

3. поиск ответа призван не только развивать умственные способности школьника, но и стимулировать его дальнейшую потребность в историческом познании;

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.