2. Информационно-обучающий блок состоит из мо-дулей по объему равным учебной теме. Модули выполнены в среде гипермедиа. Каждый модуль сопровождается тес-тами для самопроверки, а весь блок - итоговым тестом по курсу и экзаменационными билетами по курсу. Гипертек-стовые ссылки, имеющиеся в учебном тексте, дают воз-можность студенту знакомиться со специально созданной электронной хрестоматией по тематике курса, информаци-онным ресурсам ИНТЕРНЕТ, с ресурсами электронной библиотеки.
Компьютерные обучающие программы заявили о себе как о средстве обучения в начале 70-х годов, в период появления персональных компьютеров, но до сих пор не имеют общепризнанного, «узаконенного» названия. Наибо-лее часто встречаются такие формулировки, как программ-но-методический комплекс, программные средства учебно-го назначения, контролирующие обучающие программы и др. Такие программные средства обычно предназначаются для использования в традиционном учебном процессе, при под-готовке, переподготовке и повышении квалификации кад-ров, для развития личности обучаемого, интенсификации процесса обучения и в других целях.
Исследование содержания, способов и средств раз-работки ПСУН позволяют выделить основные функции, ко-торые они выполняют в учебном процессе:
· индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
· осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с об-ратной связью;
· осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
· высвобождать учебное время за счет выполнения ком-пьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;
· визуализировать учебную информацию;
· моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления;
· проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;
· формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;
· развивать определенный вид мышления (например, на-глядно-образного, теоретического);
· усиливать мотивацию обучения (например, за счет изо-бразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);
· формировать культуру познавательной деятельности и др.
ПСУН на современном этапе включают: электрон-ные (компьютеризированные) учебники, электронные лек-ции, контролирующие компьютерные программы, справоч-ники и базы данных учебного назначения, сборники задач и генераторы примеров (ситуаций), предметно-ориентированные среды, компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.
Формы дистанционного обучения
Методы и средства обучения относятся к сущности ым ха-рактеристикам дидактического процесса. Они могут обес-печить достижение требуемых целей обучения, если бу-дет в наличии необходимая для этого материально-техническая база, а преподавателю предоставят право выбора организационной стороны обучения, т.е. формы (или вида) занятий. Образовательный же процесс при ДО состоит, как правило, из последовательно чередующихся периодов контактного и неконтактного времени. Длитель-ность их различна. В некоторых случаях контактный пери-од в процессе обучения может вообще отсутствовать.
В педагогической практике выработались такие хо-рошо известные формы обучения, как лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, курсовые ра-боты, зачеты, экзамены, консультации, самостоятельная работа и др. Все они имеют место с определенной специ-фикой и в СДО, как в контактный, так и в неконтактный пе-риоды обучения.
Дадим некоторые характеристики перечисленных канонических форм обучения при их использовании в СДО, подразумевая их, поэтому, и как формы дистанционного обучения <...>
Лекции. Они являются одними из важнейших форм учебных занятий и составляют основу теоретической под-готовки обучаемых. Цель лекций - дать систематизирован-ные основы научных знаний по дисциплине, раскрыть про-блематику, состояние и перспективы прогресса в конкрет-ной области науки и техники, сконцентрировать внимание на наиболее сложных и узловых вопросах. Лекции должны стимулировать активную познавательную деятельность обучаемых, способствовать формированию творческого мышления. .^
В методическом отношении лекция представляет собой систематическое проблемное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета. Систематический курс лекций, в котором последовательно излагается материал по учебной программе, включает, традиционно, вводные, установочные, ординарные, обзор-ные и заключительные лекции. В ДО особое значение имеют установочные лекции.
Общие требования к лекции в СДО сохраняются. Это научность, доступность, единство формы и содержа-ния, органическую связь с другими видами учебных заня-тий. Вполне удовлетворяется и требование эмоционально-сти изложения, оно достигается в аудио- и видеовариантах, и даже в «электронных лекциях», представленных в виде текстовых файлов, с помощью специальных знаков. На-пример, улыбка на экране отображается комбинацией зна-ков, напоминающих повернутую смеющуюся рожицу.
Лекции в ДО могут проводиться в реальном и «нере-альном» времени, фронтально и индивидуально. Для фронтального проведения лекции применяется телевиде-ние. Компьютерные видеоконференции могут использо-ваться для индивидуального варианта проведения занятий, а при наличии проекционной техники для проектирования изображения с монитора компьютера на экран.
Первая встреча с материалом в письменной фор-ме, а не непосредственно из сообщения преподавателя, все же предпочтительней (хотя это не совпадает со сти-хийно сложившейся традицией обучения взрослых). При этом наибольший дидактический эффект дает вариант, ко-гда после этого следует консультация, проводимая, на-пример, по электронной почте.
Семинары. Они являются активной формой учеб-ных занятий и широко используются при преподавании всех учебных дисциплин. Семинары строятся, как правило на основе живого творческого обсуждения, товарищеской дискуссии по рассматриваемой тематике. В действитель-ности, как указывают многие педагоги, основной недоста-ток семинарских занятий в настоящее время заключается в пассивности слушателей, в создании видимости актив-ности путем предварительного распределения вопросов и выступлений, в отсутствии подлинно творческой дискус-сии.
Семинары могут проводиться в ДО с помощью ком-пьютерных видео- и телеконференций. В педагогическом аспекте видеовариант ничем не отличается от традицион-ных, так как участники процесса видят друг друга на экра-нах мониторов компьютера. К видеоконференциям надо привыкать. Наблюдается некоторая задержка изображе-ния на экране при движении участников, сказывается не-которая необычность интерьера, начиненного аппарату-рой, отвлечение внимания и др.
Консультации. Это - одна из форм руководства ра-ботой слушателей и оказания ему помощи в самостоятель-ном изучении учебного материала. Консультации могут быть индивидуальные и групповые. В ходе консультации проявляются индивидуальные свойства слушателя как личности (его интеллектуальные, моральные качества, а особенно характеристики психики и сознания обучаемого:
внимание, память, воображение и мышление).
В СДО используются в основном консультации с применением таких средств, как: телефон, электронная почта, видео- и телеконференции. Выбор средств НИТ оп-ределятся имеющимся составом аппаратно-программного оборудования на рабочих местах студента и преподавате-ля. Наиболее часто используется телефон и электронная почта.
Лабораторные работы. Этот вид занятий имеет значение в большей мере для технических специально-стей. Осуществлять их можно, когда требуется удаленный доступ по компьютерным сетям к лабораторным установ-кам или центральному компьютеру, моделирующему экс-перимент или когда необходимо произвести доставку пор-тативного лабораторного практикума «на дом».
Исследования этих направлений показали, что предпочтительным по дидактическим и экономическим со-ображениям является первое направление (в рамках кон-цепции дистанционного лабораторного практикума), кото-рое позволяет решить значительную часть проблем при проведении лабораторных работ в ДО, а также реализо-вать концепцию «треннинговых форм».
Контрольные мероприятия. Контроль в образова-тельном процессе заключается в проверке хода и резуль-татов теоретического и практического усвоения слушате-лями учебного материала. Оценка знаний, умений и навыков, полученных в процессе дистанционного обучения, приобретает особое значение в виду отсутствия непосред-ственного контакта обучающегося и педагога. Повышается роль и значение объективных и многокритериальных форм контроля качества знаний. Особенностью контроля в СДО является необходимость дополнительной реализации функций идентификации личности обучающегося для ис-ключения возможности фальсификации обучения.
Применяется два типа контроля: регламентный кон-троль и самоконтроль. При регламентных формах контроля целесообразно организовывать непрерывную связь в виде входного, текущего и выходного контроля. Результаты входного контроля, дают возможность осуществлять управ-ление процессом обучения, так как по ним определяются подходы к организации индивидуального процесса обуче-ния. Они учитываются как при планировании процесса обу-чения, так и в ходе его, как инструмент текущего и выходно-го (рубежного) самоконтроля.
Самоконтроль осуществляется обучающимся как с помощью компьютерных обучающих систем, так и элемен-тарными приемами, путем ответов на контрольные вопросы или тесты по разделам учебной программы.
Электронный учебник
Электронный учебник - компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого. Автоматизированная обучающая система - это также компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, как для предъявления новой информации, так и для научения навыкам и умениям, промежуточного и итогового тестирования (экзаменования), обладающее развитой системой помощи, как по самой обучающей программе, так и по изучаемому предмету, обладающее возможностью поднастройки к обучаемому (его уровню знаний, скорости и пути продвижения по изучаемому материалу и т.д.), обладающее развитой системой сбора и обработки статистической информации об отдельном обучаемом, группе и потоке обучаемых, накапливающее информацию о часто встречающихся ошибках при работе с обучающей системой и ошибках по изучаемой теме или дисциплине.
Следует отметить, что электронный учебник должен не просто повторять печатные издания, а использовать все современные достижения компьютерных технологий.
Рассмотрим некоторые элементы электронного учебника:
1. Электронный учебник должен содержать только минимум текстовой информации, в связи с тем, что длительное чтение текста с экрана приводит к значительному утомлению и как следствие к снижению восприятия и усвоения знаний. Существенное значение имеет размер и начертание шрифта. В отношении печатных учебных пособий исследования показывают, что наклонные шрифты (курсив) могут использоваться для акцента или в исключительных случаях для дополнительного текста [4, стр. 68]. Электронный вариант учебника позволяет выделить отдельные слова или фразы цветом и фоном, что с одной стороны улучшает наглядность, позволяет акцентировать внимание на главном, но с другой стороны, излишняя "пестрота" или недостаточная контрастность могут рассеивать внимание или затруднить чтение.
2. Такие учебники должны содержать большое количество иллюстративного материала.
3. Использование видеофрагментов позволяет передать в динамике процессы и явления. Несмотря на большие размеры файлов, применять их целесообразно, т.к. восприятие и заинтересованность студентов повышаются и как следствие, улучшается качество знаний.
4. В традиционном обучении преобладают вербальные средства при предъявлении нового материала. В связи с этим применение аудио фрагментов в электронном учебнике позволяет не только приблизить его к привычным способам предъявления информации, но и улучшить восприятие нового материала, при этом активизирует не только зрительные, но и слуховые центры головного мозга.
5. Электронный учебник должен содержать гиперссылки по элементам учебника и возможно иметь ссылки на другие электронные учебники и справочники. Желательно иметь содержание с быстрым переходом на нужную страницу.
6. Исключительное дидактическое значение имеет компоновка текстового, графического и другого материала. Качество восприятия новой информации, возможность обобщения и анализа, скорость запоминания, полнота усвоения учебной информации в значительной мере зависят как от расположения информации на странице (экране компьютера), так и от последовательности идущих друг за другом страниц. Ведь, в отличие от печатного издания, в котором можно одновременно "заглядывать" в две страницы, держа промежуточные страницы в руках, в электронном учебнике это сделать невозможно. Но в связи с вышесказанным, электронный учебник должен позволять делать закладки в любом месте, отображать список закладок, отсортировав их в любом порядке.
7. В электронном учебнике должен быть список рекомендованной литературы, изданной традиционным, печатным способом. Как отмечалось выше, электронный учебник может быть адаптирован к конкретному учебному плану ВУЗа и поэтому в списке литературы можно предусмотреть указание имеющегося в библиотеке количества книг или других изданий.
Несмотря на то, что сообщающее обучение недостаточно развивает творческие способности обучаемых и не обеспечивает индивидуализации, но этот вид обучения занимает достаточно большой процент времени. Информационно-иллюстративное обучение способствует усвоению большого по объему и достаточно сложного материала. Электронный учебник, включающий в себя не только текстовую и графическую информацию, но также звуковые и видеофрагменты позволяет индивидуализировать обучение, а в отличие от обычного (печатного) учебника обладает интерактивными возможностями, т.е. может предъявлять необходимую информацию по запросу обучаемого, что приближает его (электронный учебник) к обучению, проводимому под руководством преподавателя.
Применение электронных учебников целесообразно только в комплексе с другими обучающими системами, при этом, не отрицая, а, взаимно дополняя печатные издания.
Литература
1. Бальцук Н.Б., Буняев М.М., Матросов В.Л. Некоторые возможности использования электронно-вычислительной техники в учебном процессе М.: Прометей 1989. - 135 с.
2. Евреинов Э.В., Каймин В.А. Информатика и дистанционное образование. М.: "ВАК", 1998. - 88 с.
3. Мархель И.И., Овакимян Ю.О. Комплексный подход к использованию технических средств обучения: Учеб.-метод. пособие. - М.: Высш. шк., 1987. - 175 с.: ил.
4. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука - реформе школы). - М.: Педагогика, 1988. - 192 с.
5. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. Учебное пособие. М., 1997. - 264 с., 13 рис. 2-е издание, исправленное и дополненное.
Страницы: 1, 2, 3