2
Оглавление
Темы
Примерные дидактические игры и игровые упражнения
I класс
Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления.
Сравнение предметов по размеру (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче) и форме (круглый, квадратный, иреугольный и другие).
Пространственные представления, взаимное расположение предметов: наверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, между, рядом.
Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.
Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на.
1. Сравнение предметов. Сравнение предметов по размеру и форме, составление различных последовательностей предметов (постепенно уменьшающихся, увеличивающихся, расстановка "через один" и другие).
Примеры.
1)" Пирамидки" (из кубиков, колец, пластилина).
2)" Матрешки" и другие (с использованием разнообразного дидактического материала: муляжей, предметных картинок, вырезанных из картона квадратов, кругов, треугольников, полосок и т.д.).
3)" Каждой вещи свое место" (расстановка игрушек по полочкам, раскладывание их в разные коробки по указанному признаку: по цвету, по размеру, форме, назначению и другие).
2. Уточнение пространственных представлений.
1)" Что куда?" (расстановка предметов по указаниям вида: "На верхнюю полочку поставь матрешку, под ней - куклу, левее матрешки - неваляшку, правее куклы - мишку" и т.п. (задания дает учитель, а затем и сами дети, а водящий их выполняет).
2)"Назови соседей" (сначала соседей, сидящих на партах слева, справа, перед, за вызванным учеником, а затем соседей одной из игрушек, стоящих на полочке).
3) Физкультминутки по командам учителя (с использованием слов " вверх, вниз, налево, направо, левая рука, правая рука" и т.п.).
3. Уточнение временных представлений.
1)"Что сначала, что потом?"
2)"Кто раньше?", "Кто позже?" (после показа иллюстраций к сказкам "Репка", "Теремок", "Колобок" и других дети должны назвать героев сказки в том порядке, в каком они в ней появляются).
3)"Светофор" (учитель говорит, например: " Кончилось лето, наступила весна", дети поднимают красный круг - сигнал остановки, ошибки исправляются, или: "Сначала завтракают, а потом обедают", дети при этом поднимают зеленый круг (можно идти дальше) и т.п.).
4. Сравнение групп предметов.
1)"Найди пару".
2)"Хватит ли?"
3)"Больше? Меньше? Столько же?" (с использованием разнообразного счетного материала).
5. Усвоение последовательности чисел и счет предметов.
1)"Ищи вопросы" (кто больше придумывает вопросов со словом "сколько" по сюжетной картинке).
2)"Счет цепочкой" (один называет числа 1, 2, другой 3, 4, и т.д., или 1, 2, 3, другой - 4, 5, 6 и т.д.).
3) Счет под ритмическое постукивание и т.д.
4)"Я знаю 5 имен. ., названия двух цветков" и т.д., и каждый раз под ритмичные хлопки в ладоши вызванный ученик перечисляет названия соответствующих предметов).
Числа от 1 до 10.
Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет предметов (реальных предметов и их изображений, движений, звуков, углов и сторон треугольника, четырехугольника и. т.д.).
Число 0 и его обозначение. Сравнение чисел. Получение числа прибавлением 1 к предедущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следуещего за ним при счете.
Состав чисел 2,3,4,5, к., их набор и размен.
1. Подготовка к изучению чисел и решению задач.
1)"Найди пару"
2)"Хватит ли?" (образование пар по цвету, размеру, форме и другие).
4)"Нанизывай бусы" (рисование бусинок - кружков разного цвета, например чередование двух красных и
желтой и т.д.).
5)"Ищи вопросы" (кто придумает больше вопросов со словом "сколько" по сюжетной картинке).
2. Подготовка к записи цифр и примеров.
1)"Зрительный диктант" (выкладывание по образцу рисунков из палочек, кружков, треугольников и другие).
2)"Мозаика" (составление различных узоров из мозаики, связанных со счетом).
3)"Орнаменты" (рисование в тетради орнаментов, связанных со счетом клеток, и т.д.).
3. Усвоение последовательных чисел от 1 до 10.
1)"Счет цепочкой" (в прямом и обратном направлении, начиная с любого заданного числа).
2)"Назови соседей" (число, предшествующее, и число следующее за данным при счете).
3)"Угадай число" (пропущенное в ряду чисел или в записи примера).
4)"Где мое место?" (построение в ряд в соответствии с порядковыми номерами).
4. Соотнесение цифры с соответствующей группой предметов.
1)"Детское домино" (с картинками и цифрами).
2)"Найди пару".
5. Закрепление знания состава чисел от 2 до 5.
1)"От двух до пяти" (кто предложит больше разных способов раскладывания в 2 коробки 4 - 5 предметов и т.д.).
2)"Городские автоматы" (набор нужной суммы с помощью монет в 1, 2, 3, 5 к).
3)"Заселяем дома" (на каждом этаже указывается, сколько на нем должно быть всего жильцов и сколько уже въехало; дети, выставляя карточку с цифрой, указывают, сколько еще въедет жильцов).
Сложение и вычитание
Название действий и их обозначение. Знаки "+" (плюс), " - " (минус), "=" (равно).
Чтение, запись и нахождение значения числовых выражений в 1 - 2 действия (без скобок).
Приемы вычислений: а) при сложении - прибавление числа по его частям, перестановка чисел;
б) при вычитании - вычитание числа по его частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения.
Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.
Сложение и вычитание вида: 7 - 7, 0 + 8.
Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
Набор и размер 10 к.
Усвоение смысла действий сложения и вычитания.
"Что изменилось?"
"Было - стало" (с использованием разнообразного счетного материала и парных картинок).
"Плюс или минус?" (угадывание пропущенного в примере знака действия или показ знака действия, которое необходимо выполнить для решения предложенной учителем задачи).
Усвоение примеров вычислений.
"Дополни запись" (заполнение пропусков, иллюстрирующих прием).
"Помоги Незнайке" (исправление ошибок в записи).
"Найди примеры с одинаковыми ответами" (различные варианты образования пар таких предметов: соединение линиями, раскрашивание рисунков с записями таких примеров и другие).
Закрепление знания таблицы сложения и состава чисел.
"Угадай пример" (по заданному ответу отгадывается пример на сложение, записанный на карточке).
"Сколько кружков одного цвета?" (на наборном полотне выставлено обратной стороной к классу, например, по 6 кружков на каждой полочке. Дети угадывают, Сколько среди них красных и сколько синих на каждой полочке).
"Заселяем дома".
Закрепление навыков сложения и вычитания.
"Составь поезд" (из вагонов - карточек с записанными на них примерами, ответы которых служат указанием порядковых номеров вагонов).
"Угадай число" (которое на несколько единиц больше или меньше данного).
"Лесенка".
"Математическая эстафета" и другие игры, в которых учащиеся соревнуются на ск"орость решения предложенных примеров.
Числа от 1 до 20
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.
Получение чисел прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.
Десятичный состав чисел от 11 до 20.
Определение времени по часам с точностью до 1 ч.
Измерение длины предметов. Сантиметр.
Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание.
Усвоение последовательности чисел от 1 до 20, их запись и чтение.
"Веселый счет" (кто быстрее найдет на рисунке и перечислит в порядке возрастания или убывания все записанные на нем числа).
"Кто быстрее?" (с использованием настольных игр типа "Цирк", "Разведчик" и т.д. - продвижение вперед по ряду чисел).
Усвоение примеров сложения и вычитания.
"Дополни до 20"
"Сколько всего прибавили?"
"Сколько всего вычли?"
"Дополни запись" и т.д.
"Заселяем дома"
Эстафета - соревнование в составлении и записи всех примеров с заданным ответом.
"Арифметическое лото" и т.д.
II класс
Табличное сложение и вычитание
Сравнение чисел. Знаки " < " (меньше), " > " (больше).
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых равна 11, 12, 13, 14, 15, 16,17,18, с использованием изученных приемов вычислений.
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
Сложение и вычитание с числом 0.
Название данных чисел и искомого при сложении вычитании.
Нахождение не известного слагаемого и неизвестного уменьшаемого.
Числа от 1 до 100
Название и последовательность чисел в пределах 100.
Чтение и запись чисел от 21 до 100. Сравнение чисел.
Десятичный состав чисел от 21 до 100.
Отрезок. Измерение длины отрезка с помощью сантиметра, дециметра, метра. Черчение отрезка заданной длины.
Представление о килограмме, литре.
1. Усвоение последовательности чисел от 1 до 20, их записи и чтения.
"Веселый счет" (кто быстрее найдет на рисунке и перечислит в порядке возрастания или уменьшения все записанные на нем числа).
Усвоение приемов сложения и вычитания.
Сложение вычитание однозначных и двузначных чисел
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Порядок действий в выражениях, содержащитх 2 действия, использование скобок.
Проверка сложения и вычитания.
Нахождение неизвестного вычитаемого.
Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых.
Монеты в 15, 20, 50 к. и 1р. Их набор и размер.
Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание (с составлением выражения).
Отработка навыков устных вычислений.
"Занимательные рамки"
"Круговые примеры"
"Арифметические ребусы и головоломки"
"Угадывание задуманного числа".
"Ряды чисел" (продолжение рядов чисел, получаемых при последовательном прибавлении по 2, по 3, по 4 и т.д., заполнение пропусков в таких рядах).
"Кто больше и кто скорее?" (составление возможно большого числа примеров на сложение и вычитание с данными числами. Например: 14, 6, 12, 8, 36, 7, 29, 5 и т.п.).
Игра "Десятка" (к данному числу прибавляется по очереди число 2 или 3 до получения числа 10. Если получилось больше, чем 10, игра продолжается с использованием вычитания числа 2 или 3 до получения 10).
Умножение и деление
Умножение. Название действия и его обозначение.
Задачи, решаемые умножением.
Название данных чисел и искомого при умножении.
Умножение числа на 2 и числа 3 на однозначное число.
Прием перестановки множителей и его использование в вычислениях.
Умножение однозначного числа на число 2 и число 3.
Деление. Название действия и его обозначение. Задачи, решаемые делением.
Деление на 2 и на 3; деление с частным, равным 2 и 3.
Решение задач в 1 действие на умножение и деление.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6