Рефераты. Дидактические игры как средство развития познавательного интереса на уроках обучения грамоте

Из общей картины наблюдения можно выделить отдельные стороны: после обработки данных выявлено, что высокий уровень познавательной активности теперь у 50% учащихся, средний уровень у 36%, а низкий уровень имеют 12% младших школьников. Как мы видим, в ходе эксперимента показатели улучшились.

Интерес к познавательной деятельности предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у детей сформировано одно из ведущих качеств личности - познавательная активность. Эта черта личности проявляется в направленности и устойчивости познавательных процессов, стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели. Важным фактором активизации учебно-познавательной деятельности является поощрение. Поощрением не только оцениваются положительные результаты, видимые в настоящий момент, но и само по себе оно подталкивает, побуждает ребенка к дальнейшей плодотворной работе.

Применение поощрений обязывает выполнение следующих требований:

· Поощрение должно применяться в системе, объективно;

· Наиболее эффективно использование двух или нескольких поощрений. (аплодисменты, открытка с надписью «Молодец!», написание на доске имен детей и др.)

· Идти о занимательных поощрений к наиболее сложным - деятельности.

Таким образом, в результате успешного применения поощрений развивается интерес к познавательной деятельности; постепенно увеличивается объем работы на уроке как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности; усиливается стремление к творчеству, дети ждут новых заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологических климат в классе: дети не бояться ошибок, помогают друг другу.

2.3 Анализ констатирующего эксперимента

Экспериментальная работа показала, что повышенное внимание к способам активизации познавательной деятельности на уроках обучения грамоте помогает решить многие проблемы в интеллектуальной, эмоционально-волевой деятельности детей и их развитии.

В ходе целенаправленной работы по внедрению игр в процесс обучения на уроках у большинства учащихся отмечен рост познавательной активности, расширение и углубление познавательных интересов, желание и способности учиться. Появилось внимание школьников к своим особенностям, способностям, повысилась успеваемость, улучшилось их эмоциональное состояние.

Улучшению результатов способствовало внедрение в процесс обучения игровых методик. Отбор игрового материала осуществлялся на основе существенных признаков рассматриваемого понятия. Занятия строились таким образом, чтобы разные аспекты знаний получали логически последовательное развитие. Обучение чтению в форме игры способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, активизации мыслительной деятельности, побуждают к личному участию в решении проблем.

Экспериментально доказано, что такие элементы познавательного интереса, как стремление преодолевать трудности при выполнении заданий, поиск путей решения заданий, концентрация внимания на объекте деятельности, увлеченность, активность, самостоятельность при применении игровых методик в процессе обучения формируются гораздо быстрее.

Обучающая роль игр заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие в процессе игр, способствуют предупреждению перегрузки, обеспечивают коммуникативные и интеллектуальные умения.

Школьник становился активным, заинтересованным, мотивы учебной деятельности делались значимыми для детей.

Таким образом, играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В процессе их формируются такие положительные качества, как интерес и готовность к учению, развиваются познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему. В ней имеет значение не только конечный результат, но и сам процесс участия детей в познании.

Важнейшим результатом применения поощрений стало формирование потребности самой деятельности, развития познавательного интереса.

Следовательно, в поощрении заключается факт признания и оценка достижений ребёнка, при необходимости коррекция знаний, констатация настоящего успеха, стимулирующая к дальнейшей деятельности. Поощрение развивает внимание, память, мышление и формирует познавательный интерес.

Выводы:

1. Использование на уроках игровых методик является важным средством воспитания и обучения. Часто в результате таких занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается интерес к чтению, что очень важно в начальных классах. У многих детей обнаруживаются большие способности, инициатива, изобретательность.

2. Как удалось установить, введение в процесс обучения игр способствует углублению познавательного интереса, повышению мотивации учебной деятельности, развитию коммуникативных умений. Одна из существенных задач использования игр на уроках - формирование навыков самостоятельной работы, развитие познавательной активности младших школьников.

3. Экспериментальная работа показала повышение уровня познавательной активности младших школьников при использовании метода игры на уроках обучения грамоте, (высокий уровень изменился в положительную сторону на 15%, а детей со средним и низким уровнем познавательной активности стало на 6% и 11% меньше соответственно), что полностью подтверждает выдвинутую гипотезу.

4. В результате успешного применения поощрений развивается интерес к познавательной деятельности; постепенно увеличивается объем работы на уроке как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности.

Заключение

Система образования наряду с другими социальными институтами сегодня активно включается в решение глобальной проблемы современности - проблемы грамотности населения, являющейся нормой культурного развития человека, содержание и уровень которой меняется с каждым годом, являясь злободневной для всего мирового сообщества, эта проблема особую актуальность приобретает в современной России. В обществе большое внимание уделяется повышению грамотности народа, так как в процессе овладения ею человек познает основы мировоззрения, овладевает культурой общества. Грамотность, в первую очередь, определяется знанием родного языка, который выступает как уникальное явление: он является средством познания жизни, средством общения людей, средством передачи мысли, переработки и хранения информации, новых знаний. Русский язык - это «ключ» к познанию мира, всех сфер жизни общества. Поэтому школа должна стать важнейшим фактором формирования языковых знаний, качества их усвоения.

Русский язык имеет чрезвычайно важное значение в подготовке к жизни младших школьников: он заключает основы лингвистического образования, а так же служит базой формирования языковых и речевых умений и навыков орфографии и пунктуации.

Вследствие огромного значения русского языка в подготовке подрастающего поколения к жизни, в развитии культурных ценностей, необходимо большое внимание уделять повышению качества знаний по данной дисциплине. Эти вопросы рассматривали такие учёные, как К.Д. Ушинский, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Ф.И. Буслаев, Н.Ф. Бунаков и другие. В их работах указывалось на то, что основа грамотности зависит от уровня сформированности качества знаний по русскому языку в начальной школе.

Выявленная ими система методов по решению данной проблемы оказалась приемлемой лишь в условиях общеобразовательной школы. Одной из актуальных проблем остаётся проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоления школьной неуспеваемости, поиска методов обучения, которые бы учитывали реальные возможности учащихся

Изучение психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме позволило выявить, что усвоение материала на уроках русского языка зависит от форм его подачи, интереса к изучаемому материалу.

Для младших школьников недостаточно создавать положительный эмоциональный фон. Необходимо включать учащихся в активную деятельность, «соединяющую ум с сердцем». Такое положение позволяют решать дидактические игры.

Таким образом, использование дидактических игр в период обучения грамоте является наиболее эффективным средством повышения качества знаний учащихся по предмету. Поэтому творчески работать следует каждому учителю. Самым главным является то, что учитель должен обладать творческой деятельностью, умело и методически правильно использовать данное средство, способствуя приобщению интересов и стремления каждого ученика к знаниям и повышения своей грамотности путём глубокого, осознанного и прочного усвоения языковых знаний.

Анализ педагогической и методической литературы и практического опыта позволяет предположить, что процесс активизации познавательного интереса у первоклассников будет более эффективным при организации и проведении дидактических игр по предмету. Для подтверждения положения была проведена опытно - экспериментальная работа.

В ходе эксперимента были реализованы педагогические условия, которые способствовали более эффективному повышению качества знаний учащихся. Для этого был разработан и проведён комплекс дидактических игр. После его проведения было замечено, что дети стали активнее отвечать на вопросы, самостоятельнее выполнять задания и упражнения, проявляли инициативу и заинтересованность.

Литература

1. Александрович Н.Ф. Внеклассная работа по русскому языку. - Минск.: Народная АСВЕТА, 1983. - 116 с.

2. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в первом классе. - Москва «Просвещение» - 1964.-184с

3. Дубровина И.В. Индивидуальные особенности школьников. _ М., 1975

4. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. - М.: Просвещение, 1986. - 264 с.

5. Ушаков Н.Н. Внеклассная работа по русскому языку. - М.: Просвещение, 1975. - 223 с.

6. Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку. - М.: Просвещение, 1985. - 173 с.

7. Ушаков Н.Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах. - М. - Просвещение, 1986. - 83 с.

8. Ушаков Н.Н. Кружковая работа по русскому языку. - М.: Просвещение, 1979. - 224 с.

9. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Просвещение, 1971. - с. 32-38.

10. Чаклин А.В., Милевская И.Л. «Сохранить здоровье смолоду», М.: «Педагогика» 1987

11. Якуб С.К. Вспомним забытые игры. - М., 1988

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.