Рефераты. Дидактические и лексические упражнения, как средство развития словаря дошкольника

B. Контрольный эксперимент

Целью контрольного эксперимента явилось выявление динамики уровня развития активного словаря прилагательных. Для этого нами был проведен эксперимент, аналогичный тому, что проводился в начале исследования. Необходимо отметить, что эксперимент проводился после системы работы по увеличению объема активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста. Данные приводятся в сравнении с первоначальными, полученными в ходе констатирующего эксперимента.

Первая серия - описание предмета по представлению, количественные данные отражены в таблицах 5,6.

Таблица 5. Количество употребленных прилагательных по представлению

Имя ребенка

На одно слово в среднем

Общий средний показатель

Констатирующий

Контрольный

Констатирующий

Контрольный

Ваня М.

3,7

3,8

3,6

4,4

Даниил К.

5,3

5,7

Дима Ж.

2,3

4

Ирина В.

3,3

4,7

Паша К.

3,7

4,3

Маша Т.

3,3

3,6

По данным этой серии, дети в среднем употребили 4,4 прилагательных по представлению. У двоих детей индивидуальный показатель превышает среднегрупповой, почти соответствует - у одного ребенка, у троих детей - ниже среднего.

Также необходимо отметить, что по сравнению с данными аналогичной серии констатирующего эксперимента, количество употребленных прилагательных возросло. Качественные показатели представлены на рисунке 4

Рис.4 Качественное использование прилагательных

Дети больше всего употребили прилагательных оценки, далее следуют прилагательные, обозначающие цвет, а прилагательных остальных групп стало примерно равное количество. Т.е. после эксперимента детьми больше употреблялись по представлению прилагательные, обозначающие материал, величину и форму. Количественные результаты второй серии представлены в таблице 6.

Таблица 6. Количество употребленных прилагательных на одну картинку

Имя ребенка

На одно слово в среднем

Общий средний показатель

Констатирующий

Контрольный

Констатирующий

Контрольный

Ваня М.

3,3

4,1

3,8

4,7

Даниил К.

4

5,8

Дима Ж.

4

4,3

Ирина В.

4,7

5

Паша К.

4,3

4,7

Маша Т.

3,3

3,9

Таким образом, дети употребили в среднем 4,7 прилагательных на одну картинку. Качественные показатели второй серии отражены на рисунке 5.

Рис.5 Качественное использование прилагательных

У детей возросло количество прилагательных цвета, немного понизилось количество оценочных прилагательных, когда дети опираются на картинку. Остальные группы прилагательных находятся на примерно равном уровне.

Последняя серия - называние прилагательных на основе восприятия натурального предмета. Количественные показатели приведены в таблице 7.

Результаты последней серии показывают повышение среднего показателя у детей группы. Он составляет 5,2 прилагательных. Это наивысший показатель во всем эксперименте.

Таблица 7. Количество употребленных прилагательных на основе восприятия натурального предмета

Имя ребенка

На одно слово в среднем

Общий средний показатель

Констатирующий

Контрольный

Констатирующий

Контрольный

Ваня М.

5,6

4,6

4,3

5,2

Даниил К.

5,3

6

Дима Ж.

3,6

4,7

Ирина В.

3,6

5,3

Паша К.

5,3

5,8

Маша Т.

2,6

4,3

Качественные показатели представлены на рисунках 6.

Рис.6 Качественное использование прилагательных

У детей существенно изменилось соотношение групп прилагательных. Видно, что больше всего прилагательных цвета, затем прилагательных, обозначающих материал, и примерно столько же оценочных прилагательных и прилагательных величины и формы, разнофакторных прилагательных - 11 слов

Дети группы употребили примерно равное число прилагательных всех групп. Различия показателей после формирующего эксперимента представлены в таблице 8.

Таблица 8. Сравнительный анализ количественных показателей

Группа

Экспериментальная

Серия

До

После

Динамика

По представлению

3,6

4,4

+0,8

По картинке

3,8

4,7

+0,9

Натуральный предмет

4,3

5,2

+0,9

Качественные показатели, т.е. распределение прилагательных по группам, увеличилось. Во всех сериях дети употребили больше прилагательных. Прилагательные оценки дети называли больше всего по представлению и по картине, а на основе восприятия натурального предмета их количество снизилось и, напротив, прилагательных, обозначающих материал, величину и форму было меньше в первой серии, а затем их количество возросло, причем намного.

Констатирующий этап показал, что дети употребили мало прилагательных всех категорий. Оценочных прилагательных было больше всего во всех сериях эксперимента. Меньше всего было прилагательных, обозначающих материал, величину и форму. Но количество их употребления увеличивается по мере того, как методика становится легче.

После серии дидактических игр и упражнений качественные показатели возросли. Теперь дети употребили больше прилагательных всех категорий.

Таким образом, был проведен формирующий эксперимент и выявлены количественные и качественные показатели уровня развития активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста. Эти данные позволяют нам сделать следующие выводы:

1) количество употребленных прилагательных детьми стал выше, причем различие увеличивается, по мере того как методика становится легче;

2) наименьшее число прилагательных наблюдалось у детей при назывании прилагательных по представлению;

3) качественные показатели превышают показатели после формирующего эксперимента;

4) появляется больше прилагательных, обозначающих материал, величину и форму, когда дети опираются на картинку или натуральный предмет;

5) дети после формирующего эксперимента стали употреблять практически равное количество прилагательных всех групп .

Заключение

Итак, развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых воспитатель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи.

При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможность выбора языковых средств, индивидуального «речевого вклада» в решение общей задачи - в таких играх у детей развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения.

Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в дальнейшем нужно еще более усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом ребенка может сформироваться правильная грамотная речь.

Задача воспитателя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем если пользоваться шаблонными приемами. Исходя из вышеперечисленного можно заключить, что словарь ребенка является основой развития речи детей.

В ходе экспериментального исследования выяснилось:

-констатирующий эксперимент показал низкий уровень развития
активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста;

-наибольшее число прилагательных дети называли на основе восприятия натурального предмета, а наименьшее - по представлению;

-при описании натуральных предметов наблюдается большее число прилагательных, обозначающих цвет, материал, величину и форму, а при описании по представлению на первый план выходят разнофакторные и оценочные прилагательные;

-с целью повышения объема активного словаря мы провели
серию дидактических игр и упражнений.

Данные, приведенные в таблице 8, показывают увеличение показателей уровня развития активного словаря прилагательных после проведенной нами системы дидактических игр и словесных упражнений. Эти данные позволяют говорить об эффективности предложенной нами системы.

Список использованной литературы

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 400 с.

Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2003. - с.27-43.

Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16.

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.-270 с.

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в общении детей. - М., 2001

Антипова Ж. Что? Где? Когда?: О работе по формированию словарного запаса у детей с ОНР // Дошкольное воспитание. - 1995. - №9. - с. 36-38

Бельтюков В.И. Пути исследования механизма развития речи // Дефектология. - 1984. - №3. - с. 24-32

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. - 2_е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.

Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1974. - 96 с.

Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. - М.: Просвещение, 1981. - 255 с.

Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1989. - 160 с.

Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Просвещение, 1999. - 247 с.

Выготский Л.С.Мышление и речь. - М., 1996. -415 с.

Гвоздев А.Н.Вопросы изучения детской речи. - М., 1961

Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. - М.: Просвещение, 1987.-207 с.

Гербова В. В, Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности. // Ученые записки: МГЗПИ.-1970.

Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. - М.: Просвещение, 1984. - 175 с.

Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М.: Сфера, 2003. - 176 с.

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1981. - 112 с.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: Литур, 2006. - 320 с.

Жукова Н.С.Формирование устной речи. - М., 1994

Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой - М: Просвещение, 1993. - 271 с.

Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. - М: Институт общегуманитарных исследований, 2002. - 79 с.

Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. - Новосибирск, 1975.С.3-5

Иваненко А.П. Словарная работа в детском саду. - Запорожье, 1975

Иванова Н.П. Лексические упражнения в детском саду // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М., 1980

Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М., 1979

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб., 1999

Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. - М: Просвещение, 1980.-32 с.

Левина Р.Е., Никашина Н.А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии. - М., 1968.

Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 9. - с. 49-55.

Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие. / Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. -2-е изд. дораб. -М.: Просвещение, 1984.-240с.

Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. -- 2-е изд., испр. -- М.: Просвещение, 1984.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1989.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.

Харченко В. К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения//Детская речь как предмет лингвистического изучения/Под ред. С. Н. Цейтлин, - Л., 1987

Чилигрирова Л, Спиридонова Б. Играя, учимся М., 1993

Швачкин Н.X. Развитие речевых форм у младшего дошкольника//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М.; Л., 1948. С.94-95.

Приложение

Примерная схема диагностирования детей дошкольного возраста

Тема: Методика словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Цель: изучить некоторые особенности словаря детей дошкольного возраста.

Задание изучить знание бытового словаря по одной из тем программы детского сада.

Методические указания к выполнению задания.

Преподаватель обследует словарь детей в индивидуальном порядке по теме (в данном случае) "Одежда".

Примерный словарь для детей 5-6 лет.

Одежда: брюки, гольфы, рейтузы, сарафан, бретелька, вешалка, манжета, пола, подкладка, демисезонный, летний, зимний, детский, мягкий, лыжный, вязанный, трикотажный, вязанный, теплый; вешать, застегивать, набросить, надевать, одевать, подпоясывать, складывать и др.

Для выявления активного словаря демонстрируются предметы, картинки, игрушки (можно использовать дидактически оборудованную куклу, натуральный предметы для называния их признаков и действий с ними). Ребенку предлагают: "Скажи, как это называется ?".

В случае затруднения говорят: "Покажи, то-то" (при этом взрослый правильно называет предмет, его части, признаки или действия). Полученные результаты сразу же заносят в протокол обследования, который имеет форму таблицы:

Проверяемые слова

Фамилия имя ребенка

Брюки

Гольфы

Сарафан

Бретелька

Иванов Петя

+

Чулки

Платье

-

Петров Ваня

+

Носки

+

Ремень

Примечание. Условным знаком "+" отмечают наличие слова в активном словаре; буквой "п" наличие слова в пассивном словаре, знаком "-" отсутствие слова, в случае замены указывается слово заменитель.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.